ФАС заподозрил сотовых операторов в синхронном закрытии тарифов с безлимитным трафиком

Развитие событий: ФАС возбудила дело против операторов из-за высоких цен в национальном роуминге (31 июля 2017)

В конце 2016 — начале 2017 года «Билайн», МТС, «МегаФон» (и его MVNO-дочки) перестали торговать тарифными планами с неограниченным потреблением интернета. Федеральная антимонопольная служба России сочла синхронность подозрительной. Руководитель управления ФАС по контролю связи и ИТ Елена Заева рассказала, что ведомство попросило операторов представить мотивацию одновременному закрытию тарифных планов. Ничем не мотивированные действия группы предположительно конкурирующих компаний, подпадают под антимонопольное законодательство РФ. Теоретически могут существовать извинительные причины, например: «если операторы представят доказательства, что у них перегрузка сетей — мы можем рассмотреть этот вопрос», — сказала Заева.

Руководитель управления пообещала, что ФАС рассмотрит вопрос закрытия безлимитов с учётом того, что: абоненты потребляют всё больше и больше трафика, страна стремится к цифровой экономике, появляются новые задачи, например — интернет вещей. Заева заранее предупредила, что не выдержит никакой критики, объяснение торможения развития интернет-доступа, утратой интереса аудитории к традиционному голосовому трафику и sms в сотовых сетях. «Это не обоснование».

Сотовые операторы готовы одновременно ухудшить условия обслуживания абонентов

Фактически представители операторов уже объяснили своим собственникам или широкой аудитории почему им требуется закрыть безлимиты. В феврале 2016 года действовавший тогда гендиректор «Вымпелкома» (бренд «Билайн») Михаил Слободин подвёл итоги 2015-го и заявил, что мобильные безлимитные тарифы должны исчезнуть и тогда у операторов вырастет эффективность бизнеса. Бывшего коллегу поддержал сменивший Слободина на посту главы «Вымпелкома» Шелль Мортен Йонсен. «У индустрии нет выбора — она должна уходить от безлимитных тарифов по передаче данных. По опыту работы в других странах я могу сказать, что при росте использования данных безлимитные тарифы — это путь в никуда», — объяснил Йонсен в декабре 2016. В том же месяце принадлежащий «Мегафону» оператор «Скартел» (бренд Yota) объявил, что они больше не будут продавать безлимитный интернет, он, якобы, мало кому нужен: «85% абонентов используют не более 5 ГБ трафика в месяц». В начале февраля 2017 года уже сам «Мегафон» начал отказываться от безлимитнных тарифов. Оператор подтвердил, что безлимитные тарифные планы почти никому среди аудитории «МегаФона» не нужны: «Незначительное количество новых подключений, что в масштабах федерального оператора, по сути, означает полное отсутствие интереса». В том же феврале выяснилось, что ещё одной крупной сотовой компанией, признавшей необходимость постепенно лишить абонентов мобильного безлимита, стал МТС.

Добавить 18 комментариев

  • Ответить

    Хм, а я думал, что ОПСОСы их позакрывали, как раз из-за давления контролирующих органов, т.к. там эти безлимиты, такие «безлимиты» были…как раз эти 5 гигов в лучшем случае на «нормальной» скорости, а все остальное «безлимита» на якобы 64кБ/с, хотя по факту и того не было, т.е. по сути только маркетингового вранья меньше стало, а фактически ничего не поменялось.

  • Ответить

    Ведомости привели цифры:

    Гендиректор Tele2 Сергей Эмдин, выступая на конференции «Ведомостей» в мае, назвал безлимитные тарифы «наркотиком, разрушающим сеть». На продажи безлимитных тарифов приходилось где-то 25% всех продаж операторов, при этом 50% всей сети было загружено именно потребителями безлимитных тарифов и больше половины этого трафика приходилось на абонентов, составляющих лишь несколько процентов от абонентской базы, объяснял он.

  • Ответить

    Гражданин Альтер в реплике выше, видимо, намекает, что вовсе необязательно верить в объяснения ряда операторов про спрос. Мол, спрос незначительный. Он значительный, а проблема (загрузка на 50% это не выглядит, как проблема, но допустим) решается небольшим подкручиванием скорости некоторому маленькому числу абонентов.

  • Ответить

    Вообще не понятно зачем операторы давили на безлимитный интернет, хотели чтоб мессенджеры быстрее их убили?

    Похоже они одумались когда в мессенджерах начали появляться звонки, вроде такие серьезные дяди, а со стратегическим мышлением как то не задалось.

    Ну лучше поздно исправить свою ошибку чем никогда.

  • Ответить

    Текст и голос и на лимитных тарифах хорошо и дешево ходят. Смерть от руки мессенджеров здесь непричем.

    Но не эти ли ОПСОСы (кроме теле2, разве что) еще недавно кричали из рекламных роликов «смотри видео в HD на мобиле!!11 круглый день!1».

  • Ответить

    >смотри видео в HD на мобиле!!11 круглый день

    Может концепция поменялась с новым законом об онлайн кинотеатрах, операторы в этом увидели шанс для появления своих онлайн кинотеатров доступ к которым будет безлимитным, потому как без этого закона конкуренция с Netflix если и была бы возможной то очень не долгой и точно не прибыльной.

  • Ответить

    Концепция не менялась. Просто их несколько и они действуют параллельно. Буквально сегодня выяснилось, что «МегаФон готов увеличить скорость мобильного интернета в пять раз» (чтобы теоретически можно было выкачать весь месячный пакет гигабайт секунд так за сорок. Ну или за минуту, где-нибудь в заграничном роуминге например. Не дай бог конечно).

    «МегаФон» и Huawei продемонстрировали технологию Massive MIMO, которая позволяет значительно увеличить скорость мобильного интернета на существующих смартфонах и планшетах клиентов. Во время демонстрации на сети «МегаФона» скорость мобильного интернета в секторе достигала 851 Мбит/сек. В качестве пользовательских устройств использовались восемь смартфонов Huawei Mate 9.

    Потенциально современные смартфоны и планшеты способны работать на скоростях до 150-300 Мбит/сек, однако из-за особенностей работы мобильных сетей на практике скорость доступа значительно ниже. Технология Massive MIMO позволяет приблизить реальные показатели сети к теоретически достижимым мобильными устройствами.

    Сотовые операторы производят зону покрытия и мегабайты трафика на продажу. Их проблема в том, что абонент готов покупать мегабайты по цене мегабайтов, но не готов покупать мегабайты по случайной цене за мегабайт, как хотелось бы владельцу оператора. Последний же готов предложить, например, «мегабайты в виде sms» — по космическим ценам, «мегабайты в виде голоса» — по высоким ценам, мегабайты для бессмысленных приложений — по доступным ценам, мегабайты для якорных сервисов — или по заградительным ценам или бесплатно (когда якорный сервис — свой). Сотовый оператор не готов становиться трубой для данных. К сожалению для абонентов и к радости владельцев операторов, у операторов пока получается.

  • Ответить

    >Сотовый оператор не готов становиться трубой для данных.

    Полностью согласен, сам об этом писал в одной из дискуссий, что сотовый оператор не согласен стать просто строчкой в счете за коммуналку.

    >К сожалению для абонентов

    Вот с этим не согласен, если бы сотовая связь достигла своего потолка, как например электрическая сеть, то вы были бы правы, так как оператор тупо бы рубил бабло на ровном месте, но поскольку потолок развития сети очень далек, нужны огромные инвестиции на развитие сети той же 5G, да даже 4G еще развивать и развивать, то тут уже не все так однозначно для абонента.

    Я считаю что 50Х50 и сеть развивать надо и платить за это кому то надо, без развития сети страна будет проигрывать мировую экономическую конкуренцию, так как связь всегда должна быть на высшем мировом уровне.

  • Ответить

    ►сотовый оператор не согласен стать просто строчкой в счете за коммуналку

    Сомнительная позиция. В странах с развитым капитализмом, куда мы неуклонно движемся, это таки и есть солидная сточка за коммуналку.

  • Ответить

    Господин Э. уже небезызвестен своими предыдущими отличиями, в частности отменой бесплатной парковкой РЯДОМ с Пулково и ограничением бесплатного времени проезда до 15 минут и конским штрафом, что теперь уже оптимизировали и до 10-ти.

    Теперь мой некогда нормальный оператор TELE2 под его началом перенял пальму первенства в крохоборстве у конкурентов.

  • Ответить

    > Полностью согласен, сам об этом писал в одной из дискуссий, что сотовый оператор не согласен стать просто строчкой в счете за коммуналку.

    Сотовый оператор не согласен с движением научно-технического прогресса и протестует против течения времени. Думаю, надо принять закон, запрещающий часам идти вперёд, а то уважаемым людям на куршавели не хватат.

  • Ответить

    >В странах с развитым капитализмом, куда мы неуклонно движемся, это таки и есть солидная сточка за коммуналку.

    Развитые страны это какие?
    Вот например Европа (исключение Швеция) и сша считаю в мобильной связи менее развитые чем мы и много менее чем Китай.

    Брать пример с Китая очень сложно, потому что там только два оператора и оба государственные, не уверен что у нас это поймут.

    Остается только запад для сравнения. но зачем брать пример с тех кто нам уже проигрывает?

    Как будет потолок в развитии мобильной связи так они и сами станут строчкой в счете и не более того.

    А пока потолка не видно даже и близко, 5G на подходе, интернет вещей который будет через сотовых операторов на 99% работать и который увеличит кол-во «абонентов» сотовой сети в десятки если не сотни раз, чтоб например показания вашего счетчика воды и электричества сбрасывались автоматом поставщику.
    Одна только эра-глонасс удвоит текущее кол-во абонентов.

    Да я вообще слабо себе представляю грядущую цифровую экономику без сотовых операторов, те же автопилоты которые уже будут через 10-15 лет довольно распространены, также будут через сотовые сети работать, потому как автопилот без связи с другими участниками мало эффективен.

    Операторам нужны серьезные деньги на инвестиции в расширении пропускной способности сети, государство явно не заинтересовано эти инвестиции для них аккумулировать, значит будет им помогать не стать просто строчкой в счете.

  • Ответить

    Вообще, обычные веб-страницы сейчас разрослись до нескольких мегабайт, вплоть до 10 — даже если я ничего не качаю вообще и не смотрю видосы, легко уходит 1 гб трафика в день просто за счет браузинга (а в месяц 30 гб, получается).

  • Ответить

    Да сайты тяжелее стали, целая система появилась чтоб хоть как то обуздать этот рост, «Ускоренные мобильные страницы (AMP)» гугл это активно продвигает, правда результат пока не понятен, точнее в рунете вроде его и нет особо.

    Главное что операторы осознали важность интернета и уже не преподносят его как приятный безлимитный бонус к звонкам, они поняли что обеспечение доступа к интернету будет для них если и не основной бизнес (по крайней мере пока) то точно очень приличной статьей дохода, а раз так то им будет смысл развивать сети и скорость, для экономики в общем это очень хорошо.