Особенности инвестирования в российских широтах

В российских фондах стала прослеживаться специализация (она, конечно, не носит жёсткого характера, так как под хороших людей или прикольную идею денег взять ещё можно. Да и смена стратегии, как в случае с РВК, возможна). Например, по нашему субъективному мнению, Runa Capital — это в первую очередь про технологии, из которых может быть ещё и непонятно что получится, 101startup — про «дружеские инвестиции», ФРИИ — про развитие предпринимательства. Как можно классифицировать TMT Investments — рассказывает партнёр фонда Артём Инютин

Что сейчас происходит с венчурными фондами? По ощущениям?

Венчурная индустрия в целом и венчурные фонды, в частности, претерпевают сейчас серьезные изменения. Российский рынок медленно, но верно становится более зрелым, проекты более интересными. Жаль, что пока их количество (я имею в виду хорошие проекты) слишком маленькое, но и откровенного трэша становится меньше. К тому же, в стране стало проводиться много профильных конференций, ивентов и так далее, где стартаперы могут напрямую питчить свои проекты не только нашим, но и западным фондам. Стало чуть цивилизованнее.

Что касается фондов во всем мире, то многие из них стали слишком огромными и неповоротливыми, обрастают лишними сотрудниками с непонятной мотивацией, делают сделки по полгода. Я считаю, что у таких фондов нет будущего. Эффективными являются небольшие мобильные команды, способные быстро принимать решения о сделке и делать саму сделку за 1−2 месяца. Именно поэтому так растет армия бизнес-ангелов. За прошлый год сумма ангельских инвестиций в мире практически сравнялась с общей суммой, проинвестированной венчурными фондами. К тому же, ландшафт стал меняться и из-за краундфандинга, благодаря которому проекты находят первоначальные средства.

Как проект вроде Depositphotos вообще может раскрутиться при существующих уже фотостоках, как вы оценивали риски дублирования его функциональности?

Интернет тем и хорош, что в отличие от нефтяной или газовой отрасли, талантливые люди при сравнительно небольших финансовых вливаниях могут делать суперуспешные проекты. Интернет всегда дает возможность сервисам, которые работают быстрее, дешевле и с хорошей юзабильностью обгонять менее прогрессивные и развивающиеся проекты.

У Depositphotos замечательная команда, правильная стратегия, маркетинг и очень сильные технологические наработки. Риск дублирования функциональности невысок. У первых четырех игроков слишком высока ставка на дорогие фото и профессиональные контракты с ведущими СМИ. Они не готовы развивать огромными темпами дешевый сегмент, розницу. Для них это равносильно каннибализации собственного бизнеса. Хочу напомнить историю с традиционной прессой и интернет-сайтами. Когда в начале 2000-х бюджеты прессы были велики по сравнению с интернетом, прессу не интересовали ее собственные сайты и возможность продавать рекламу в интернете. В это же время и чуть раньше возникли информационные сайты, начавшие продавать рекламу в интернете. И они теперь имеют часто гораздо большие доходы в интернете, чем сайты печатных СМИ.

Бизнес на фотостоках не является «слишком операционным»? Взлетел, вкладываешься в маркетинг, едешь дальше? Их же много на рынке, это не такая уникальная вещь как поисковики, например?

Что касается новых игроков на рынке фотостоков, они тоже не страшны. Мы знаем, что создавались тысячи фотостоков и все они погибли. Это закономерно. Так как хранение огромного количества информации (теперь еще и видео), мгновенная ее выдача и сложная система биллинга мало кому по силам. Для того, чтобы запустить такой проект, надо иметь специальный бэкграунд.

Вы декларировали нацеленность на западный рынок, но у вас в портфолио большое количество компаний сделанных людьми из экс-СССР. Почему, как к вам относятся в Калифорнии той же? Готовы ли принимать от вас деньги, считают ли их достаточно Smart?

Мы и продолжаем работать в основном на западном рынке. А работают в портфельных проектах американцы, азиаты или выходцы из экс-СССР, нас не очень волнует. В наших проектах есть и индусы, и пакистанцы и «коренные американцы» и израильтяне. В IT -бизнесе в США (особенно в Долине) как-то отсутствует деление на диаспоры. Часто проекты настолько многонациональны, что на национальность вообще перестаешь обращать внимание. В Калифорнии за 3 с лишним года мы со всеми перезнакомились и проекты нескончаемым потоком идут к нам, фонды тоже приглашают присоединяться к сделкам. Так что мы там себя как дома ощущаем.

То что сейчас происходит с офлайновой экономикой ощущается в интернете? Меньше ли дают денег на интернет-проекты, меняется ли их доходность? Приходилось ли по каким-то проектам менять прогнозы, где и что сильнее всего менялось?

Во-первых, в IT индустрии кризиса нет. Но некая разница в докризисных подходах и подходах сейчас есть. Просто в интернет-проектах требуется эффективность, ни один инвестор не хочет сейчас бесконечно ожидать доходы. Если до кризиса к этому относились терпимее, больше думали о росте аудитории, то сейчас все хотят увидеть доход в обозримом будущем. Но такая прагматичность на пользу отрасли. И смывается всякий шлак типа «проекты для души», которые содержались раньше в большом количестве. На хорошие проекты дают не меньше денег, проблема в другом, хороших проектов — катастрофически мало! Приходится ли проектам менять прогнозы? Да это сплошь и рядом, причем не только у стартапов, но и у уважаемых наших монополий.

Чисто по человечески: вам не жалко проекты вроде Astrid, в которые инвестировали, вкладывали какие-то усилия, а потом их проибретает Яху — и всё? Всё заканчивается acquire-hiring?

Конечно, чисто по человечески «прикипаешь» к проектам и людям, но то что эффективно для проекта, для бизнеса, в конечном счете, лучше и для людей. У нас много хороших проектов — та же соцсеть шоперов Wanelo, project management Wrike, сеть видеорекламы Virool, сеть и RTB мобильной рекламы Adinch. Вот на днях мы с партнерами (уже не в рамках TMT Investments) запустили проект Anews — медиаплатформа для кастомизированного чтения новостей, блогов, соцсетей. Сразу во всех основных форматах — в вебе, iOS и Android.

В течение первого месяца получили более 100 тыс загрузок в Android и iOS. Это очень хороший результат.

Есть куча платформ для распространения новостей — родные ньюсстенды на Андроидах-iOS, RSS-ридеры (которые, кстати, не снискали больших заработков). Где big deal для Anews? Почему зарегистрироваться можно лишь через соцсети?

Дело в том, что у существующих на западе агрегаторов есть несколько недостатков, на мой взгляд. Они совершенно не ориентированы на российского пользователя и не собираются делать продукт под него. Это касается и источников, и наборных лент, и российских блогов. У западных аналогов нет четкой модели монетизации. Многие из них хотят зарабатывать только в мобильных версиях, другие только на вебе, и то, и другое считаю неверным. У многих очень плохо с юзабилити. А регистрация через соцсети привычное явление для западных пользователей, привыкнут к ней и у нас.

Претензии Токовинина к Pipedrive, который он озвучил имеют право на жизнь или вы, всё же, изнутри, могли бы объяснить путь развития этой CRM, почему пошли именно по выбранному пути?

Претензии можно высказывать сколько угодно, но давайте смотреть фактам в лицо: Pipedrive — это 10% рост ежемесячно и этим все сказано. Все остальное — вкусовщина типа «нравится — не нравится». А проектам я бы посоветовал вместо того, чтобы пиарить себя за счет других имен, работать над продакшном и маркетингом. Тогда бизнес и будет успешным.

Опять же, на тему печали относительно бывших проектов: как вы относитесь к тому что сейчас происходит в РБК? Почему рост происходит за счёт хостинга? Кого-нибудь из «старичков» звали вернуться назад?

У меня нет точной информации о том, что происходит в РБК. Все, что я вижу — это падение продаж (из отчетов). Когда мы уходили, рост рекламы в интернете у нас составлял 68% в 2011 г. В прошлом году при 17% росте рынка компания показала -8%. Сейчас, насколько я знаю, падение при растущем рынке. В компании 1,5 года были менеджеры, которые не имели никакого опыта руководства не то что крупным медиахолдингом, но и средней компанией. Предыдущий опыт Сергея Лаврухина — он был координатором работы с нами в Онэксиме. А до этого был финансовым директором в небольшом подразделении АДВ, и в подчинении у него было всего несколько человек. Как можно идти после этого управлять 2500 человек в РБК и 7 разными бизнесами, мне лично непонятно. Но такое решение было принято. Поэтому и падает. Сейчас, безусловно, компанией руководят более профессиональные люди. Однако, жалко, что у Дэрка отсутствует опыт работы в интернете.

Рост показателей хостинга происходит за счет того, что мы успели купить Руцентр и объединенная компания стала крайне прибыльной и эффективной. Насколько мне известно, никого назад не звали и не факт, что кто- то пойдет. Это уже очень другая компания, с совершенно другой атмосферой, отношениями между людьми и целями.

Юрий Синодов, sinodov@roem.ru

Добавить 2 комментария

  • Ответить

    Обвинили меня в Pr-е))) хотя в той заметке, я ни слова о нас ни сказал (даже amoCRM не упомянул). А коллегам я бы рекомендовал не щеки надувать, а смотреть на insight.ly и думать, что они делают не так. Пока я вижу только, что pipedrive очень хорошо начал, но сейчас проигрывает и insightly и base.crm.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >В компании 1,5 года были менеджеры, которые не имели никакого опыта руководства не то что крупным медиахолдингом, но и средней компанией. Предыдущий опыт Сергея Лаврухина — он был координатором работы с нами в Онэксиме. А до этого был финансовым директором в небольшом подразделении АДВ, и в подчинении у него было всего несколько человек. Как можно идти после этого управлять 2500 человек в РБК и 7 разными бизнесами, мне лично непонятно. Но такое решение было принято. Поэтому и падает. Сейчас, безусловно, компанией руководят более профессиональные люди. Безусловно. Укротитель портала Рамблера и его технический директор более профессиональные люди, чем Лаврухин.