«Комсомольская Правда» не выдержала конкуренции с государственными электронными изданиями

Развитие событий: "Life" Арама Габрелянова запустит 60 региональных сайтов в год выборов (1 февраля 2016)

"Комсомольская Правда" испытывает сложные проблемы — по сообщению издания "Ярославские страницы", главный редактор и генеральный директор Издательского дома "Комсомольская правда" Владимир Сунгоркин оповестил подчинённых региональных директоров и редакторов КП (дом работает во множестве регионов РФ и за рубежом) об урезании фонда оплаты труда, возможном переходе на бесплатную модель распространения и сокращении числа выпусков вдвое. Письмо имеет гриф: "Для служебного пользования". Если верить в достоверность послания — проблемы КП отчасти вызваны цифровой революцией, а отчасти наличием на рынке щедро спонсируемых государством медиа. Непростые преобразования в КП начнутся с 1 июля.

Уважаемые гендиректора филиалов, дочерних предприятий и редакторы региональных выпусков "КП".

СИТУАЦИЯ В МЕДИЙНОЙ СФЕРЕ

Она меняется быстро и требует принятия антикризисных мер. Главные факторы, влияющие на медийное поле:

1. Курс государства на радикальное укрепление гос. СМИ. Троекратное, в среднем, увеличение субсидирования гос. СМИ привело к усилению конкуренции за читателей газет, к усилению давления со стороны бесплатных гос. газет, к увеличению зарплат газетных журналистов и менеджеров – все не в пользу платных газет в целом и «КП» в частности. Эта тенденция будет только усиливаться в ближайшие годы в связи с выборными вакханалиями.

2. Повсеместное сокращение розничных сетей (не менее чем на 10% в среднем по стране в последние три года ежегодно) и ухудшение работы почты России с подписчиками. Тренд здесь тоже не поменяется.

3. Цифровизация СМИ: переход все большего числа россиян на потребление традиционно-газетной информации через гаджеты. Рост каналов радио и ТВ. Под эти процессы идет ежегодное качественное улучшение информационных каналов и средств передачи и приема информации.

4. Следствие всех этих процессов: ухудшение положения газеты «КП» на рекламном рынке и рынке розничных продаж. И действие вышеописанных факторов будет только усиливаться.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В прошедшие десять лет мы – традиционные газетные издатели – вкладывали большие средства в укрепление коллективов газеты: радикально увеличили рекламные и распространительско-продвиженческие службы, увеличили редакции, – все это привело и к существенному увеличению фонда оплаты труда. В итоге мы стали однозначно лидирующей, а по сути единственной массовой и реально читаемой населением страны федеральной газетой. Но наши расходы на газетную деятельность сегодня опасно превышены и малоэффективны. При этом – смотри предыдущую главу – вся тенденция такова, что любые наши расходы уже не в силах остановить глобальные подвижки не в пользу газет.

Убытки в ИД «КП» генерируют главным образом: телерадионаправление (около 250 миллионов рублей в год) и ежедневные выпуски (тоже около 250 миллионов рублей в год). Закрытие телерадионаправления в ИД «КП» считаю неправильным, так как темпы роста эффективности там таковы, что в течение пяти лет мы можем выйти на устойчивую прибыль. В сегменте же ежедневной газеты в эти пять лет будет происходить борьба за выживание и не более того: резервов для существенного увеличения тиражей ежедневной газеты нет, и увеличения ее прибыльности нет.

Предлагается сократить с 1 июля, то есть с очередного подписного сезона, региональные выпуски газеты «КП» в понедельники, четверги и субботы. Эта мера позволит нам сократить убыточность ежедневной газеты только по линии производственных расходов на 25 миллионов рублей в год. Еще не менее 50 миллионов рублей в год предлагается выиграть за счет, соответственно, сокращения ФОТа (фонда оплаты труда – прим. редакции) и гонорарного фонда.

При этом мы рассчитываем на повышение конкурентности наших выпусков во вторник, среду, пятницу. Вся реклама, которую мы собирали в номера на понедельник, четверг, субботу должна размещаться в номерах на вторник, среду, пятницу, что приведет к утолщению номеров, увеличению журналистской составляющей в номере и позволит поднять отпускную цену более обоснованно.

Так как номер газеты можно продавать не один день, а два, мы можем рассчитывать на определенное увеличение продаваемых тиражей.

Переход от шестидневного выпуска ежедневки к трехразовому должен создать предпосылки к бесплатному распространению «КП» в тех городах, где тиражи уже настолько малы, что их дешевле распространять бесплатно, чем обеспечивать логистику по довозу тиражей по сети, оформлению возврата. Нам представляется, что вместо нынешних двух тысяч реально продаваемого тиража, допустим, в Омске или Ярославле, более привлекательным для рекламодателя окажется тираж в шесть тысяч (втрое больше!), распространяемый по выгодной аудитории, – и экономически такая модель окажется более эффективной. До сих пор бесплатная модель подразумевала тиражи по 30 и более тысяч, что не давало выйти на уверенную самоокупаемость.

Переход на трехразовую ежедневку предполагает и более жесткий подход к штатному расписанию. Наши штаты раздуты. Я понимаю гендиректоров, которые сейчас готовы всеми способами доказывать не то, что сохранение людей, но легко могут доказать и необходимость увеличения. Понимаю, что вы готовы начать дискуссию по защите ваших сотрудников. Хочется свести эту дискуссию до минимума. Ну, нет у нас денег. До середины апреля мы должны утрясти вам новые штатные расписания, которые подразумевают, прежде всего, не сокращение людей, а сокращение ФОТ (в том числе гонорары). Предполагается, что в среднем ФОТ по предприятиям сократится на 25 % (то есть на четверть).

Хотите: делите его на то же количество людей. Но мы вам будем всячески рекомендовать сокращение людей, причем в среднем на треть – оставляйте самых перспективных, увеличивайте им задания, доплачивайте за счет сокращенных. Сокращать рекомендуем пропорционально на 30 % как дирекционные службы, так и редакционные коллективы. Никакой катастрофы у опытных менеджеров не произойдет. Наши штатные расписания сформированы так, будто за последние десять лет не произошло революции в программировании, в получении и обработке информации. Словно бухгалтерия и служба распространения считает на арифмометре, а редакция собирает информацию, в основном бегая по городу, а не скачивая процентов на 70 из скоростного Интернета.

При этом редактор, как правило (за исключением может быть тех, кто только приступает к работе), должен распоряжаться ФОТом редакции. Мы об этом уже не первый год говорим, но проблема во многих городах не решена. (Например, в Воронеже, где опытный редактор и пять областных редакций в ее подчинении). Имея в полном распоряжении ФОТ редакции, умный редактор легко сможет замотивировать своих сотрудников на эффективный труд. Мы не исключаем возможности переброски людей из сильных регионов в традиционно слабые, или где кадровая ситуация временно ухудшилась по разным причинам. Если редактор уверен, что работник перспективный, и его стоит сохранить в системе, он может предложить его кандидатуру в другой город (через региональный отдел).

В московском аппарате дирекции и редакции произойдут также сокращения.

Существует и перспектива перебросить сокращаемых сотрудников на новые проекты с высокой рентабельностью. Такие проекты прорабатываются в Москве. Их признаки: доказанное финансирование с рентабельностью не меньше 20 %. Готовы мы и утверждать такие проекты в регионах. Но все финансирование, включая аренду, связь, сервисы должно быть подтвержденным договорами и рентабельностью.

До 1 июля осталось достаточно времени, чтобы продумать все орг.‑штатные мероприятия, провести сокращения без раздачи денег. Предупреждение увольняемых за два месяца и требовательный контроль за их реальной работой позволят не выплачивать лишние суммы и обеспечить дееспособность предприятия.

Поэтому мы и предлагаем вам продумать как действия по сокращению, так и действия по получению дополнительных источников доходов заранее. До 1 июля еще три с половиной месяца. Повышение эффективности деятельности гендиректоров и менеджеров рег. предприятий будет премироваться. Неготовность к эффективному антикризисному управлению будет приводить к замене. Просьба отмобилизоваться и бороться с любыми лишними расходами.

Удачи!

С уважением, В. Сунгоркин».

Добавить 13 комментариев

  • Ответить

    Вряд-ли как то связано, и у них сильно разный бизнес. Что КП фактические единственная массовая ежедневная газета широкого профиля он кстати корректно пишет.

  • Ответить

    В письме написано Телевидение. Плюс к этому вся бумажная пресса с неохотой стремится умирать — последний будет собирать всю кассу с ретроградов. Всячески цепляются за жизнь.

  • Ответить

    Да и в ТВ они не двинутся, либо двинутся а продвинутся никак… ибо никто не знает как делать ТВ в интернете.Федеральные не знают, спутники не знают. Есть пример?? Кароче пока задница для КП..

  • Ответить

    Какой оборот: «Переход на трехразовую ежедневку» — кто со стороны вообще догадается, что это означает, на самом деле, не фига не ежедневку.

  • Ответить

    @У Московского Комсомольца сейчас несколько поводов понервничать.@ То же мне — секрет Полишинеля. Да все СМИ делают заказные статьи. И заказчик определяет, в каком ключе должна быть написана статья. В данном случае прикопаться можно к неуплате налогов.

  • Ответить

    Конечно, сейчас будут изо всех сил пытаться остаться на плаву, все-таки аудиторию жаль терять, сокращать кадры и т.д. Но я не особо представляю их на ТВ, точнее, не совсем понятен формат.

  • Ответить

    В их случае глобальный газетный кризис накладывается на российскую специфику — аудитория с одной стороны уходит в Мой день и т.п., с другой стороны в инет. Их аудитория в принципе сужается, с ТВ что они вырулят сомневаюсь, это кардинально другой бизнес.

  • Ответить
    Андрей Оськин ВидеоИнструмент рунета

    Непонятно как они собираются зарабатывать на ТВ?! Выйти они могут только в сети IPTV и через триколор и другие спутники в кабельные сети регионов, но что им это даст? Спутниковые телеканалы НЕ зарабатывают на рекламе у них модель с оплатой от кабельного оператора. А КП предполагает рост рекламных доходов в видеоканал, только откуда непонятно. Какому кабельному оператору нужен будет такой контент, что сейчас производит КП? Кто согласен будет платить за такой канал? Если КП не вложится в контент для ТВ (а это повлечет уже не 250 миллионов в год, а сильно больше) то их контент будет никому не нужен, а якобы сэкономленные средства на бумаге, спокойно проглотит и не поперхнётся тоже самое ТВ, да еще и мало окажется. По моему КП вообще не умеет работать с малобюджеткой. Хотя сделать малобюджетный и окупаемый вариант вполне можно, но тогда нужно уходить от СМИ про всё подряд к нишевому СМИ, а это уже другая модель поведения. Но я подозреваю, что и нишевые продукты в КП никто делать не умеет.