«Яндекс» сделал шаг к созданию «Яндекс.Маркета» для фильмов

Развитие событий: Фаундеры "Кинопоиска" отошли в сторону (7 ноября 2013)

Поисковик "Яндекс" объявил о покупке проекта "Кинопоиск", который по явному обозначению "Яндекса" будет использоваться как медиабаза (хотя Сергей Аксёнов, создатель Film.ru и бывший сотрудник "Яндекса", и многие другие, не очень понимают ценности "Кинопоиска" для поисковика).

Если посмотреть на пресс-релиз более внимательно, то можно заметить, что "Яндекс" приобрёл "Кинопоиск" не с той целью, с которой Mail.ru заводит свои контентные проекты - не для сегментирования своей аудитории по интересам.

Завуалированно обещанных сервисов "Яндексом" два:

  • Рекомендации (что бессмысленно без своего кинотеатра или без сотрудничества с другими кинотеатрами),
  • Нечто, где будет применён "опыт в создании Яндекс.Музыки" (онлайн-кинотеатр, продажа контента?).

Также Елена Колмановская, консультант "Яндекса", в конце августа на мероприятии для прессы озвучивала своё видение рынка фильмов:

Представляется, что взаимовыгодным (выгодным и для правообладателей, и для общества) выходом из этой ситуации было бы создание рынка — превращение фильмов, музыки, книг в товар с прозрачными и недискриминационными правилами покупки для дальнейшего использования, а также формирование единой базы объектов — с описанием объектов и прав и понятными ценами на каждый товар. При этом объект, не занесённый в базу, получает право свободного распространения. Информация должна быть свободной (не обязательно бесплатной, но доступной) — это сообщение явно несёт в себе интернет.

Такая биржа, если она будет созданной, сможет обеспечивать конкуренцию площадок за показ пользователю того или иного фильма, где юзер сможет выбирать, нужны ли ему озвучка, субтитры, HD и так далее. Все эти компании между собой также будут конкурировать по цене, естественно, оказывая давление на самих правообладателей. По сути это будет "Яндекс.Маркет" для фильмов.

Постройка такого рынка вряд ли отнимет меньше нескольких лет, но тут стоит отметить упорство самого Аркадия Воложа, который с 2006-го года добивался присутствия на "Яндексе" удобной Музыки. Отвечает за направление медиасервисов "Яндекса" в данный момент Дмитрий Степанов, перешедший в "Яндекс" из "Рамблер.Афиши".

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Аскар Туганбаев Независимый медиа-эксперт

    Если не сохранят команду — будет памятник, как Мой круг. Пока выгода не очевидна. Рекомендательный движок строится не на оценках, а на данных о пользователях, истории просмотра и понимании контента.  У Нетфликса рекомендации строятся наполовину вручную, при помощи тэгов и операторов. Либертарианский, биржевой подход к распространению контента тоже не прокатит. Мэйджоры не готовы отдавать кино в «свободный» доступ. Сейчас дистрибуция строится на сложной системе договоренностей с постоянным стремлением к эксклюзивности.  Вывалить все кино в Яндекс никто не захочет. Существуют «каналы» и спец-проекты. В колхозе и на барахолке маржинальность упадет, а товар затеряется. Интернетчики — они как коммунисты, думают, что все нужно раздать всем, дать доступ ко всей информации и контенту, и люди будут счастливы.  А 80% зрителей не хотят и не могут выбирать. И не хотят смотреть рейтинги, тем более, что они для них не релевантны, потому что установлены гиками. Зрители хотят «Железный человек 8», а не «Побег из Шоушенка». И правообладатель хочет показать им завтра «Хоббита», а не «Москва слезам не верит» в 15-й раз.  Яндекс опять транслируют свою систему ценностей и видение мира, как дон кихоты. Но деньги не в ленинской библиотеке, а в кассе. Онлайн-бронирование билетов в кино на основе истории поиска нужно. Рекомендации эфирных тв-событий. Хотя, если речь не о деньгах, а о любви к науке и к искусству, а Гугл так всю жизнь в прихожей и простоит, тогда можно и без своего видео-хостинга жить, и без каналов мейджоров. Пусть Амедиа, Амик, СТС и Смешарики свой контент на ютубе продают, а андроид на своих телеках зажигает. Яндекс будет складывать слово «вечность».

Добавить 32 комментария

  • Ответить

    Серега, думаю, что реакции Амазона ждать придется очень долго и в итоге ее, конечно, не будет. Во-первых, у Амазона хватает других дел. Во-вторых, исходный продукт почти за 10 лет поменялся радикально. Масштаб «Кинопоиска» и его интеграция с «Яндексом» вполне позволят обелить любые попранные ранее авторские права.

  • Ответить

    Игорь, да, ты скорее всего прав. Ситуация win-win для Яндекса и Кинопоиска: бодаться с юристами Яндекса куда труднее, чем даже с Allocine, а выигрыш непонятный, не отбирать же у Яндекса Кинопоиск после того, как он будет плотно проинтегрирован внутрь. То есть можно использовать разве что как рычаг на каких-то переговорах. Но для Запада, конечно, история будет выглядеть как ещё одно звено гребаной цепи AllOfMP3, Зайцев и ВКонтакте.

  • Ответить
    Аскар Туганбаев Независимый медиа-эксперт

    Если не сохранят команду — будет памятник, как Мой круг. Пока выгода не очевидна. Рекомендательный движок строится не на оценках, а на данных о пользователях, истории просмотра и понимании контента.  У Нетфликса рекомендации строятся наполовину вручную, при помощи тэгов и операторов. Либертарианский, биржевой подход к распространению контента тоже не прокатит. Мэйджоры не готовы отдавать кино в «свободный» доступ. Сейчас дистрибуция строится на сложной системе договоренностей с постоянным стремлением к эксклюзивности.  Вывалить все кино в Яндекс никто не захочет. Существуют «каналы» и спец-проекты. В колхозе и на барахолке маржинальность упадет, а товар затеряется. Интернетчики — они как коммунисты, думают, что все нужно раздать всем, дать доступ ко всей информации и контенту, и люди будут счастливы.  А 80% зрителей не хотят и не могут выбирать. И не хотят смотреть рейтинги, тем более, что они для них не релевантны, потому что установлены гиками. Зрители хотят «Железный человек 8», а не «Побег из Шоушенка». И правообладатель хочет показать им завтра «Хоббита», а не «Москва слезам не верит» в 15-й раз.  Яндекс опять транслируют свою систему ценностей и видение мира, как дон кихоты. Но деньги не в ленинской библиотеке, а в кассе. Онлайн-бронирование билетов в кино на основе истории поиска нужно. Рекомендации эфирных тв-событий. Хотя, если речь не о деньгах, а о любви к науке и к искусству, а Гугл так всю жизнь в прихожей и простоит, тогда можно и без своего видео-хостинга жить, и без каналов мейджоров. Пусть Амедиа, Амик, СТС и Смешарики свой контент на ютубе продают, а андроид на своих телеках зажигает. Яндекс будет складывать слово «вечность».

  • Ответить

    Я, кстати, всё равно не понимаю, зачем для таких вещей нужен «Кинопоиск». Домен купили? Статистику того, по каким фильмам ходят люди которые смотрели уже что-то? С другой стороны, похоже, not invented here у «Яндекса» проходит. Это радует — развитие компании способной интегрировать в себя другие проекты сильно ускоряется.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Сезон охоты за базами знаний открыт. Я уже давно пишу, что поисковики теперь стремятся отвечать на вопросы пользователей, а не находить ответы. По этой причине и был куплен Кинопоиск. Теперь эксклюзивная база знаний в руках Яндекса.

  • Ответить

    Roman, вы использовали правильные слова (у вас это иногда получается), но вложили в них совершенно другой смысл. У «Яндекса» на руках сейчас не база знаний о фильмах (её эксклюзивность, мягко говоря, сомнительна), а база знаний о том, каким пулом фильмов может интересоваться один и тот же юзер.

  • Ответить

    Зрители хотят «Железный человек 8», а не «Побег из Шоушенка» — так это гики за Побег на IMDB накликали, что он является первым в рейтинге? :-) По моему опыту наблюдения за природой (не претендуя на компетентность, как у Аскара, конечно), люди готовы смотреть рейтинги, если чувствуют некоторую пустоту в предложении. Т.е. если, скажем, по ТВ один адский трешак, то возникает вопрос — что смотреть, и даже домохозяйки и пенсионеры лезут в имхонет или на кинопоиск за рейтингами и новинками. Другой вопрос, что к рейтингу и новинкам нужно дать тут же возможность этот контент потребить. А то копирасты российские с рутрекера и пирастких онлайн-кинотеатров сериалы импортные выпилили, а где их теперь смотреть — не сказали. P.S. Ну и отдельно, конечно, ржал над дубляжом «Теории большого взрыва» на «Парамаунт камеди». Т.е. когда этот колхоз был в пиратках — это было понятно и оправдано. Но когда копирасты потащили это все к себе — это довольно жалко.

  • Ответить

    «Лучший комментарий» писал капитан. У КП это которые уже владельцы, и команда никуда не уходит, сайт только развивается, и динамично, насколько это возможно для своей ниши. С чего бы ей уйти сейчас?

  • Ответить
    Альтер Эго

    «а база знаний о том, каким пулом фильмов может интересоваться один и тот же юзер» С Яндекса на Кинопоиск в день совершается 600 тысяч переходов. большинство из них составляют названия фильмов и фамилии актера. Это означает, что поисковик уже знает интересы юзера. Я уверен, что Яндекс купил проект именно за структурированную базу знаний о фильмах и актера на русском языке. Особенно в проекте ценны отзывы рецензентов. Но самая сильная сторона компании, на мой взгляд, заключается в построение сбора новой и уточнения старой информации для это базы знаний. В проекте Фактус сбор информации и создание базы знаний идет аналогичным образом, как у Кинопоиска, ведь всегда есть первоисточник.

  • Ответить

    А свой контент Амедиа и прочие продают не на ютюбе, и ютюб пока только тестирует платные подписки (была новость около года назад, с тех пор тишина), и продажу фильмов, и не торопится с этим. Потому что вот сериал, и в нём 15 секунд звучит какая-то песня, и из-за этого ютюбу надо доказывать, что вопрос с правообладателем (по мнению ютюба) этой песни урегулирован. Вспомните для примера блокирование аккаунта Куваева из-за того, что кусочек его мультфильма дали в передаче на НТВ или РЕН-ТВ, и те выложили на свой офф.канал. При большом потоке нового видео каждый день это становится серьёзной организационной проблемой.И это не единственный вопрос. Поэтому у всех свои встроенные видео-сервисы. К вопросу о рейтингах: непонятно про что вы. «Побег из Шоушенка» — старый фильм, поправку на это сделать легко. И, судя по информации Кинопоиска, этот фильм совсем не провалился в прокате, а дал сборы в три раза больше чем бюджет. Это хорошее соотношение. Если же вы под «Побегом…» имели ввиду всякий «арт-хаус» и «кино не для всех», то тут надо смотреть на количество оценок. Общее количество, и скорость появления новых оценок сейчас. Помимо оценок можно смотреть частоту запросов названия этого фильма, количество просмотров страниц этого фильма на КП (КП уже публикует инфу по самым популярным актёрам за неделю), и т.п. и т.д. Немного поколдовав с этими цифрами можно вывести что-то более-менее приличное. А просто в лоб по рейтингу конечно ничего не получится, но каким наивным надо быть чтобы рассматривать это как рабочий вариант вообще. В связи с этим непонятно зачем фантазировать про продажу контента СТС через ютюб. Это достаточно призрачная перспектива. P.S.: Или вы про рекламную модель?

  • Ответить

    Предлагаю рассмотреть сделку как не интернетную. Если посмотреть на Smart TV Samsung — так там ты уже сегодня прописываешь свой гугло-ютубо-фейсбуко аккаунт. И пользуешся видеоприложениями и прочим гуглом для поиска. А так же шаринга и всего остального, вплоть до привязки живой пластиковой карты к смарт-телеку. С другой стороны — чисто поисковый и «компьютерный» Яндекс на смарт тв ставить бесполезно. У компании нету ютуба. А логин на яндексе — не берут как входной билет в те или иные приложения (логины твиттера фейсбука берут, а яндекса нет). Ситуация неприятная. Так как на смартах есть даже реклама. Но если на смартах ни в каком виде нет Яндекса — то и продавать объявления, рич спец проекты, просто видео-рекламу — будут через Гугл. А это нехорошо. Отсюда следует — не важно что в интернете кроме кинопоиска есть и другие источники данных о кино. На смарт теликах альтернатив, по большому счёту, пока нет. Хотя там они нужнее всего. Поэтому — надо покупать и кинопоиски и ivi и вот это вот всё. И уходить с компа в другие среды. Не чисто компьютерные. Тут то рост рекламы замедляется. Опасно

  • Ответить
    Аскар Туганбаев Независимый медиа-эксперт

    Иван, полностью согласен с Вами. На 100%.  Но это мало отношения имеет к данной сделке. Кинопоиск — не билет, и даже не контрамарка в новую-старую контролируемую медиа-среду против анархичной старой. Яндекс продолжает ехать по старой демо-карте интернета начала 90-ых, не желая верить, что те дороги все зарастают травой и кончаются тупиками. А новые шоссе уже проложены, обновлены и проходят этажом выше по скоростным эстакадам ОТТ, РТРС, STB и mobile.  Яндекс отстает на пару шагов, дергается в тех направлениях, где может что-то сделать, и игнорирует те, где отстал навсегда. Мобильные шеллы для красивых смартфонов — это прикольно, но мобильной платформы для партнеров так и не случилось. ТВ-платформы не предвидится, а дело уже не в рекомендательной партнерке по мета-данным видео-единиц, но в фреймворке интерактивного видео-контента на уровне производства. Геомобильные и AR-истории уже пройденный этап — речь идет о битвах за миллиметры окружающего пространства пользователя, контекстные интерфейсы и биометрические рекомендации. А мы все играемся в дата-майнинг и поиск закономерностей. Это прикольные задачи для программистов, но мало имеют отношения к современным потребностям пользователей, техническим возможностям устройств и коммерческой эволюции взаимодействия производитель-потребитель.  Через пару лет даже россияне отфильтруют любые вне-оффлайн-контекстные попытки коммерческих взаимодействий с ними. Контакт без обработанной реакции не будет стоить ничего, а для обработки физической реакции потребителя Яндекс за последние годы не сделал ничего. Все, что они могут — тепловая карта Метрики через годы исследований в этом направлении на Западе. Согласен — спроса здесь нет, и рекламодатели все равно не умеют и не хотят пользоваться прогрессивными инструментами, но на последней конференции Ведомостей представитель Проктера уже говорила, что медийка им не интересна, и даже просто контекстные контакты не волнуют, а нужна тесная интеграция во взаимодействие. На Западе это давно поняли и делают аппаратные платформы, пытаются контролировать жесты, пульс, дыхание, глаза пользователя. Ближе к телу, ближе к мозгу. А мы копаемся в данных, выстраиваем паттерны, профили, ищем закономерности в текстовых запросах и переходах.  Хотим потом лицензировать алгоритмы? Это любой израильский институт лучше сделает, особенно на английском. Кому будет нужна эта архаичная текстовая свалка Яндекса с мертвыми социалкой, видео, без контакта с оффлайн-активностью и доступа к телу: глазам, ушам, рукам и ногам? Библиотекарям? Яндекс не смог даже захватить платежи, не взял почту, телефон, телеграм. Дергается сейчас в товарах, но, похоже, опоздал вскочить в вагон, и наши ескаи, озоны, еторги с ихними ебэями и пэйпалами уже вцепились в горло русского екомерса, чтобы проглотить и не пустить мелочь, даже на хребте Яндекса. Да — текстовые русские запросы обрабатывает лучше. Какова доля таких взаимодействий будет в новой медиа-среде?  Яндекс — это новый ФИДО, к сожалению. Оазис инженеров, последняя гавань. Не про деньги. Красиво, но время прошло. Последний советский НИИ-зомби долго не протянет. Нужен новый рубеж обороны отечественного медийного пространства, или наше производство контента не выдержит вторжения. Идейное пространство схлопнется для масс. Терминаторы и черепашки-ниндзя окончательно победят Смешариков и Фиксиков, как Чебурашку и Матроскина в 1990-ых. Государство может построить только информационных концлагерь, он тоже долго не простоит, и не надо пытаться заигрывать с ними, подмигивая, с фигой в кармане. Нужно помочь российским творцам в борьбе с пиратами и за внимание-деньги зрителя. Ну, или будем смотреть русские Ютуб, Хулу, Нетфликс. Готовитесь на лету переводить западный контент? Сразу ставьте и на распознание голоса — пригодится, новое поколение не любит читать, не успевает и ленится.

  • Ответить

    «Нужно помочь российским творцам в борьбе с пиратами и за внимание-деньги зрителя. Ну, или будем смотреть русские Ютуб, Хулу, Нетфликс» А у вас, простите за нескромный вопрос, есть чё? Продукт-то есть? Хотя бы, извините за цинизм, как Яндекс соотносится с Google, соотносящийся с Breaking Bad и Game of Thrones? Что касается остального содержания стены текста, так вот есть моя мама. Про неё можно сказать, что она и через пять лет продолжит покупать товары и услуги с помощью Интернета, однако я сомневаюсь, что её заинтересует ваше предложение «контролировать жесты, пульс, дыхание, глаза пользователя. Ближе к телу, ближе к мозгу». Ни асилит — ни она, ни вы. Так что, кажется, у поисковиков останутся прибыли, а у вас — прожектёрство.

  • Ответить

    @Аскар, ваши рассуждения о том, что де производители контента вкладывают деньги, и чтобы был качественный контент, нужно, чтобы за него платили — очень верные.. Есть один маленький нюанс — этот качественный контент большей частью порожняк. Его производят не из любви к искусству, или не чтобы сделать мир лучше, и даже не для самореализации, это чисто бизнес — давайте мы снимем за 100 млн. очередной комикс ни о чём, чтобы заработать ярд. Когда окажется, что платить за эти «произведения» никто не хочет, их и производить станут меньше. И, может, лучше купят себе остров на эти бабки, а может, в какое _дело_ пустят.. :)

  • Ответить
    Аскар Туганбаев Независимый медиа-эксперт

    Мой прогноз проступает все рельефнее :) http://roem.ru/2010/07/23/addednews15689/ — Говорил я тебе, Игорь – не увлекайся искусственным интеллектом! Вон национальный поисковик в итоге – вообще искусственный и без интеллекта – Где? В Караганде! Куда? Туда! Чо? Через плечо! — Что еще людям для счастья надо? Только выборы раз в 6 лет и крепкое пиво в шаговой доступности…

  • Ответить

    Пропала Россия! … Нужен новый рубеж обороны отечественного медийного пространства …. Только выборы раз в 6 лет и крепкое пиво в шаговой доступности… Да уж. Шахматный мир в беспокойстве. :-)

  • Ответить

    Ну что, ждём теперь когда один из фондов акционеров Яндекса и ivi (одновременно) решит минимизировать убытки от мегаонлайнового кинотеатра путём вливания этого бизнеса в более успешный актив?

  • Ответить
    Аскар Туганбаев Независимый медиа-эксперт

    Антон, респект! Хороший сценарий. Но там сейчас больше амбиций — впарить это все братьям. Не больше, не меньше. И они даже не против. Капитализация, разводка, кино, тв, профит. Вод против фрагментации. Инвентарь, ёлы-палы. Может, и впендюрят. Если успеют.