ВШЭ показала свою аудиторию в онлайн-образовании

Развитие событий: Фонд экс-замминистра Минэк и председателя совета директоров "Аэрофлота" и РЖД вложился в сервис Coursmos (2 февраля 2015)

Тема дистанционного образования затрагивалась на Roem только вскользь: в новостях про инвестиции Мильнера в Coursera, инициативы Digital October и запуск BeSmart. Я тоже относился к теме достаточно скептически, и мой скептицизм подпитывался новостями о том, что на западе пик восторгов уже прошел и началась суровая реальность, когда пионеры онлайн-образования переключаются от коммунистической идеи бесплатного образования для всех (MOOC) к созданию и проведению курсов для сотрудников корпораций, типа Google, за большое бабло, или, в крайнем случае, к обслуживанию нужд традиционных ВУЗов.

Тем не менее, в конце прошлого года несколько российских ВУЗов вышли на платформу Coursera. А российские эксперты начали рассуждать о роли и положении отечественных ВУЗов в системе дистанционного образования.

И вот, буквально на днях, знающая о моем увлечении финансами коллега предложила записаться на курс «Финансовые рынки и институты» от НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) на Coursera. Мне была интересна тема, курс был на русском языке, и можно было заодно оценить саму платформу Coursera, поэтому я записался.

Сейчас еще рано оценивать сам курс. Но! Записавшимся на курс студентам предлагалось ответить на вопросы анкеты: об образовании, статусе, возрасте и т.п. Более того, ВШЭ почти сразу опубликовала предварительные результат анкетирования. И эти результаты, с одной стороны — совершенно ожидаемые, удивили меня целостностью картины.

Во данным ВШЭ, на курс записалось 10000 студентов (их не мама с папой туда записали и не желание откосить от армии). Четверть из записавшихся ответило на вопросы анкеты (анкетирование еще продолжается).

В традиционном вузе на потоке учится, сколько, 100 человек, 200? Когда я сам учился в региональном университете, у нас было около 30 человек на специальности и около 100 в четырех группах на курсе факультета.

Кто же эти 2500 человек? Если рассматривать с точки зрения независимости вероятностей, то наибольшая группа — это молодые (22-32 года) москвичи с высшим образованием, работающие полный рабочий день! Клёвый таргетинг, да?

Для большинства — это первый опыт с MOOC-платформами. Вместе с тем, только 15% хотят получить сертификат о прохождении курсов, а 31% он совершенно не нужен — то есть люди приходят скорее за знаниями, чем за «корочкой». И чуть не половина опрошенных рассматривает курсы как ступеньку на пути к смене сферы деятельности. Больше половины аудитории положительно оценивают имидж НИУ ВШЭ. Для большей части аудитории курс — это пробный шар в онлайн-образовании.

И, в общем, опубликованные результаты, если вдуматься, хотя и не удивительные, но весьма оптимистичные с той точки зрения, что существует прослойка людей, для которых онлайн-образование по крайней мере выглядит решением их текущих задач, и что множество образованных и работающих людей рассматривают дополнительное образование как способ улучшить свою жизнь. Не очень удивительно, что сосредоточены эти люди в столице.

Добавить 3 комментария

  • Ответить

    Насколько я знаю, внутри дирекции ВШЭ уже зреют планы по разработке своей MOOC-платформы с блэкджеком и независимостью от сторонней площадки. Целеполагание классический NIH и вендорлок: материала будет становиться всё больше, а Coursera внезапно может задуматься о монетизации. Правда, самих айтишников пока ещё не спрашивали на адекватность задачи.