Президент АФК «Система» рассказал, зачем компания вошла в Ozon.ru; что в мобильной связи не будет ни роста капитализации, ни выручки

Михаил Шамолин, президент АФК «Система» (владеет 53,5% в МТС), в большом интервью «Ведомостям» рассказал о причинах инвестиций в «Озон» (недавно МТС и АФК «Система» приобрели в Ozon Holdings по 10.8% каждый, с разными целями):

— В Ozon «Система» купила миноритарный пакет. Есть расчет довести долю до контрольной?

— У нас не было до этого опыта вложения в интернет как отрасль, хотя понятно, что для нас, учитывая наш масштаб, нельзя его игнорировать. Это быстро растущий рынок, там будут появляться новые индустрии и компании, и нам в эту сферу точно надо идти. Но как идти, не имея соответствующей экспертизы, опыта и наработок? И в этом плане инвестиции в Ozon нам показались уникальной комбинацией. Мы можем, с одной стороны, вложиться в компанию, у которой есть бренд и перспективы: на рынке есть рост, компании нужны деньги для этого роста, и есть стратегия, как эти деньги будут использоваться. С другой стороны, там есть группа инвесторов, которая имеет уже достаточно большой и успешный опыт в интернете, с которыми мы вместе могли бы получить необходимую экспертизу, чтобы дальше расширять наши инвестиции в этом секторе. Поэтому мы выкупили миноритарный пакет, потому что мы уверены, что этим соинвесторам можно доверять. У нас похожие стратегии. Мы можем создать у себя экспертизу. А что будет дальше — жизнь покажет. Но в любом случае мы рассчитываем на этом бизнесе заработать. [..]

— Насколько я знаю, компания Ozon пока все-таки еще убыточна…

— Интернет-компании в большинстве своем убыточны и продолжают оставаться убыточными, получая при этом миллиардные оценки на рынке. Но Ozon операционно построен так, что при наборе определенного масштаба (а до него недалеко) он становится прибыльным.

— И когда это может произойти?

— Я бы не стал сейчас давать оценок, но это ближайшие год-два.

— Я правильно понимаю, что это не последняя инвестиция в интернет?

— Да. У нас есть активы СММ и «Стрим», которые развивают цифровые медиа. И есть стратегия формирования тематических порталов (например, охота и рыбалка, кино и т. д.). И по этим порталам есть целый pipeline потенциальных покупок небольших компаний, которые могут показать хороший рост и сформировать медийную историю. Как это пойдет — посмотрим. Мы уже над этим работаем.

— А в крупные интернет-активы не собираетесь?

— В крупные — пока нет. Те, которые успешны, стоят очень дорого, и не факт, что там осталось какое-то пространство для роста. Нам же нужно деньги заработать, поэтому заходить в раскрученные истории тяжеловато. Вопрос — как найти новые истории, которые станут раскрученными.

Михаил Шамолин также рассказал, что «Система» не планирует новых поглощений на рынке мобильной связи, так как там «не будет ни роста капитализации, ни выручки»:

— При том что у вас большая экспертиза по рынку связи, в последнее время никаких сделок на этом рынке у «Системы» не было. Есть какой-то потенциал на этом рынке? Или может есть желание продать МТС?

— О продаже МТС речь не идет. Что касается приобретения активов, как правило, тут отсутствует экономический смысл. Проникновение мобильной связи уже за 100%. Практически не осталось рынков, где можно рассчитывать на бурный рост бизнеса просто в связи с увеличением количества пользователей. Может быть, за исключением Индии. Это основная причина, почему мы там оказались — и тогда, да еще и сейчас, это рынок, где огромное количество людей еще не имеют мобильных телефонов. На развитых рынках проникновение далеко за 100%, использование голосовой связи уже на пределе, использование мобильных данных растет, но там большие требования к капвложениям, и не обязательно это конвертируется в дополнительную EBITDA. Поэтому нет ни роста капитализации, ни выручки. На этом фоне мультипликаторы не очень привлекательные — 5-7 EDITDA. При этом синергии нет: покупка компании — это покупка отдельной сети и бренда. Привлечение бренда МТС ничего не дает, скорее отнимает, потому что в какой-нибудь европейской стране никто не знает про МТС. Остается только валютная выручка и диверсификация по валютному признаку. Но чтобы защититься от падения рубля, достаточно просто купить акции на рынке.