Firefox отрастил телефонную трубку

Во вчерашней «ночной» сборке Firefox появилась «телефонная трубка». Это полностью интегрированный в 34-ю версию браузера способ звонить по видеосвязи или просто голосом. В случае звонка на тот же Firefox дополнительных плагинов или расширений не требуется. Как не нужны расширения и ещё нескольким браузерам.

Аудиовидео звонки из Firefox на основе peer-to-peer протокола WebRT

Связь базируется на peer-to-peer протоколе WebRT. Кроме Firefox он есть в Chrome и Opera, причём во всех трёх браузерах он есть уже сегодня, в обыкновенных стабильных версиях, а не экспериментальных «ночных» сборках. Просто коммуникационные интерфейсы ещё не попали на браузерные тулбары и пока должны размещаться, например, на веб-страничках. В этом случае запросы и ответы обслуживаются кнопками нарисованными на веб-страницах через специальный API на Javascript.

Разработчики пытаются лишить смысла отдельные программы для видеосвязи (Skype и аналоги) уже несколько лет. Впервые Firefox позвонил своему другу Chrome больше года назад, в феврале 2013. «Телефонная трубка», понятная не только разработчикам, но и рядовым собеседникам, намекает, что «атака браузеров на Skype» приближается. 34-я версия Firefox станет финальным релизом примерно через 4 месяца, 25 ноября 2014 года.

Противостояние отдельного софта для связи и обыкновенных браузеров обещает быть любопытным. В активе классиков — потребительские привычки. Достоинство браузерной связи - несопоставимо больший охват (в теории) и универсальность технологии. Например, любой продающий сайт может с большой долей вероятностью предполагать, что звонок через браузер будет бесплатным для посетителя и не потребует от него ни ввода номеров обычной телефонной связи, ни поиска нужного собеседника в том или ином «скайпе».

Более того — система связи основанная на простых url-линках хорошо ложиться в аналитический инструментарий. Не случайно, что одним из застрельщиков WebRTC выступает гранд интернет рекламы Google, знающий, пожалуй, всё о конверсии и заработков с неё.

Добавить 4 комментария

  • Ответить

    Есть ощущение, что пока корпорации не договорятся о едином стандарте, все такие инструменты останутся несколько недоделанными. Тот же WebRTC вполне хорош только для peer-to-peer использования и крайне беден с точки зрения доступного API. Со Skype ситуация не многим лучше сегодня. Причем мы наблюдаем непрерывную переделку интерфейсов, так что невозможно серьезно вкладываться в разработку каких-то решений поверх skype или WebRTC, а сами по себе они не самодостаточны для всех случаев жизни. Та же Microsoft выступала с обоснованной критикой WebRTC именно из-за примитивизма доступного API — трудно сказать, было это просто PR-ходом или попыткой наладить сотрудничество, но я бы все-таки поставил на то, что именно Skype в конечном итоге может стать платформой, которая удовлетворит большинство потребностей рынка.

  • Ответить

    Большое сомнение, что Skype сможет стать платформой для рынка. По факту протокол закрытый, клиент в единственном числе, монетизация (дополнительно) опирается на рекламу в клиенте — что уже в исторической перспективе убило ICQ. Многочисленная конкуренция уже на рынке — как на базе SIP, WebRTC, так и других решений (типа Viber, WhatsApp, etc). Единственная стратегия для MS, потенциально могущая сделать платформу стандартом — это открытие протоколов и стимулирование разработчиков (в т.ч. и железа) к ее использованию. Как следствие такой стратегии — отказ от рекламной модели (и доплаты за «конференции» и т.п.) и переход на чисто сервисную модель, скорее родственную телекомам. MS исторически неудачно работает в сервисном сегменте — ставлю на медленное угасание Skype. И единственный рычаг продвижения скайпа — десктоп, — с течением времени также становится все менее эффективным. Мобильные устройства Microsoft прозевала по полной программе.

  • Ответить

    Для тех кому не хочется лезть в детали WebRTC всегда можно взять готовую платформу, например, VoxImplant. Доступ к функционалу WebRTC там на уровне высокоуровневого API, понятного обычным веб-разработчикам.