Россия будет считать отечественными онлайн-кинотеатры с совладельцами иностранцами, если более 50% аудитории сервиса составляют российские зрители, — следует из текста принятого сегодня Госдумой закона. Так закон установил «экспортное ограничение» для иностранных проектов отечественных видеосервисов, если у них в капитале есть заграничные партнёры — снимать ограничение будет правительственная комиссия. Закон регулирует не только непосредственно кинотеатры в интернете, под действие попадают все ОТТ, например ТВ в онлайне, на нём специализируется, например Nemo TV, но не регулирует площадки с пользовательским контентом и поисковики (по слухам один из них, совместно с союзом телевизионных рекламодателей, сейчас обдумывает запуск русского аналога Hulu). Согласование экспорта лишь отчасти выглядит делом совсем отдалённого будущего. На примере одного из западных приложений Tvzavr известно, что число пользователей у него примерно равно числу подписчиков Tvzavr привычного россиянам. По оценкам другого кинотеатра, IVI, только в соседних постсоветских странах можно собрать 50−60 млн пользователей в месяц (это больше или равно числу существующих зрителей в РФ). Директор ассоциации «Интернет видео» и член экспертного совета «Фонда кино» Алексей Бырдин успокоил:
Да, такая проблема есть, но поскольку в законе прямо написано, что правительственная комиссия будет санкционировать владение в целях развития российского медиарынка, а экспансия российских сервисов на глобальный рынок — это в первую очередь экспорт российского контента, важная и полезная задача, то мы предполагаем, что в таких случаях решение комиссии будет положительным.
Среди экспортирующих кинотеатров (что неравно понятию: «их юрлица имеют иностранного совладельца») есть, например, Tvzavr. Около полугода он совместно с «Роскино» предлагает иностранцам «Русское кино». Этим приложением воспользовались 3 млн человек, для сравнения, за полный 2016 год привычный российский Tvzavr привлёк 4 миллиона подписчиков. Если сравнивать только подписчиков — цифры уже сопоставимы, впрочем полная ежемесячная аудитория Tvzavr составляет 25 млн. человек (их привлекла не только подписка, но и покупка фильмов, или аренда или просмотр по рекламной модели). Конкурирующий IVI.ru с 2016 года пробует создать витрины для зрителей во Франции, ФРГ, Израиле и США. В ноябре 2015 IVI вышел в постсоветские страны. В 11 странах-соседях к январю 2016 проект собрал, по словам гендиректора компании Олега Туманова — «миллионы» зрителей. Туманов оценивал потенциальную аудиторию для онлайн-кинотеатров на постсоветском пространстве в 50−60 млн пользователей в месяц, при этом ежемесячная аудитория его сервиса на всех платформах в России тогда составляла около 24 млн уникальных пользователей.
Минкульт начал регулировать репертуар онлайн-кинотеатров через «прокатные удостоверения» фильмов
Глава комитета Госдумы по информации, информационным технологиям и связи Леонид Левин заявил, что законопроект в нынешнем виде не требует изменений в структуре собственности для компаний, «составивших основы рынка легального контента в нашей стране». Закон может вступить в действие 1 июля 2017 года, после прохождения Совета Федерации и подписания президентом, сообщило агентство RNS.
«Важно было создать условия для гарантированного сохранения в российском сегменте интернета компаний, использующих иностранные инвестиции, но при этом заслуживших репутацию надежного поставщика легального видео для отечественных пользователей», — говорит Левин.
Алексей Бырдин подтвердил:
Наши основные риски устранены, а также появляется шанс использовать закон против пиратов, например, по пунктам про ведение бизнеса через российское юрлицо и недопущение уголовно-наказуемых деяний. Напомню, что нарушение авторских и смежных прав — это 146 статья Уголовного кодекса.
Добавить 2 комментария
А можно как-то привести ссылки на источники? А то выглядит так, что формулу определения «отечественности» кинотеатра креативный корреспондент переименовал в «экспортные ограничения». Что именно правкомиссия должна разрешать или запрещать с точки зрения роста аудитории или инвестиций в зарубежные рынки?
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=37671-7 (Закон о онлайн-кинотеатрах, .doc)
1) Владелец аудиовизуального сервиса, обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации. В частности обязан ставить счётчики признаваемые Роскомнадзором и отдавать ему посещаемость для сверки.
2) Владельцем аудиовизуального сервиса может выступать российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства другого государства (вложенность собственников тоже запрещена, если юрлицом владеет другое российское юрлицо — в нём не может быть более 20% иностранного капитала)
2Б) неисполнения владельцем аудиовизуального сервиса требований, предусмотренных положениями о собственниках такого сервиса автоматически запускает блокировку сервиса судом / Роскомнадзором.
3) Правительственная комиссия принимает решение о согласовании владения «при условии, что такие владение, управление либо контроль в отношении владельца аудиовизуального сервиса будут способствовать развитию рынка аудиовизуальных сервисов в Российской Федерации»
4) Если более половины зрителей … «количество пользователей которого на территории Российской Федерации составляет менее пятидесяти процентов от общего количества пользователей такого информационного ресурса», то владелец вправе работать в РФ — но «при условии согласования указанных владения, управления либо контроля с правительственной комиссией».
Самый очевидный пример — вышеупомянутый Nemo TV, который имеет аудиторию в 1 миллион человек (в 10 раз больше, чем 100, от которых и начинают считать сервисом) на 100% принадлежит казахам (уже требуется согласование в правительстве), работает за границами РФ, показывает диаспоре телеканалы (с большой вероятностью этим способом их смотрят преимущественно иностранцы — то есть снова требуется согласование). Нет согласования? Суд / Роскомнадзор обязан забанить Nemo TV.