«Чешский Яндекс» держится благодаря консерватизму пользователей

В интервью «Слону» исполнительный директор чешского поисковика Seznam.cz Михал Фейкс рассказал, почему не боится конкуренции Google, и за счет чего растет чешский интернет.

По мнению Фейкса, чешский рынок (6,5 млн. человек из 11,5 млн населения страны пользуются интернетом) слишком мал для Google и не окупает трудностей локализации и адаптации к местным особенностями интернет-потребления.

«В Чехии недостаточно перевести поисковик на чешский язык, нужно учитывать поведение и консерватизм пользователей», — рассказывает Фейкс. — «у нас тут требовательная аудитория, ей нужно все и сразу, точка выхода в интернет с поиском, новостями, почтой, погодой, онлайн-магазинами и так далее». По его словам, как раз такой точкой для 90% чехов является Seznam.

Параллельно с юзер-центричностью компания делает ставку на личное сотрудничество с рекламодателями:

«У нас есть сильный отдел продаж, в нем работает 500 человек — это специалисты, которые поддерживают постоянную связь с рекламодателями по всей Чехии, даже теми, что живут в небольших деревнях. Прислушиваются к их просьбам и пожеланиям. Дорога от того, чтобы услышать желания клиентов и пользователей, к их реализации очень коротка.»

Чешский рынок отчасти похож на российский отношениями с государством. Фейкс жалуется на закон, ограничивающий иностранные транзакции для компаний, зарегистрированных в Чехии. В то же время на иностранцев, работающих в Чехии, эти ограничения не распространяются. «Так наше правительство поддерживает, например, Google — вместо того, чтобы помогать локальным игрокам», сетует Фейкс.

Что касается точек роста, Фейкс отмечает три основных направления: контекстная реклама, развитие мобильного интернета и видео. «Чехи привыкли читать и контролировать новости с мобильных телефонов. (…) А видео — это то, что сделает революцию в чешском интернете в ближайшее время. Поэтому мы и заключили партнерство с „Яндексом“ (в ноябре 2011 года на Seznam появился Яндекс-поиск по видео — Roem.ru). Одновременно мы запустили собственный музыкальный телеканал Mixer.cz с бесплатным стримингом музыки».

Несмотря на лирику Seznam об особенностях чешского менталитета, Google последовательно локализует свои продукты для .cz и считает себя номером один среди чешских поисковиков. А слова Фейкса о перспективах мобильного означают зеленый свет для дальнейшей экспансии Google, продвигающего свои сервисы через Android.