Константин Калабин - директор проекта Slando.ru, его мнение о влиянии кризиса на интернет-бизнес было озвучено в ЕЖЕ-листе. Также он любезно согласился поделиться им с читателями Roem.ru
Невидимая рука рынка
7 октября я был на встрече организации First Tuesday (это клуб, который объединяет предпринимателей в области высоких технологий и венчурных капиталистов в Европе). Официально темой было десятилетие интернет-отрасли в Англии. Однако во всех разговорах неизбежно всплывала тема разворачивающего кризиса и того, какое значение он будет иметь для предпринимателей.
Присутствующие венчурные капиталисты заверяли, что по-прежнему заинтересованы в перспективных проектах и ориентируются на долгосрочную перспективу (3-5 лет). Однако в приватных разговорах признавались, что предпочтение будет отдаваться проектам, имеющим ясную модель монетизации, которая приносит выручку уже сейчас.
К таким относятся, например, онлайн- и мобильные игры и онлайн-казино, опирающиеся на выручку от пользователей, а не рекламые доходы. В беседах среди самих предпринимателей чувстовалась повышенная нервозность. Те, кто не успел набрать устойчивую аудиторию и найти формулу монетизации, явно подрастеряли уверенность в себе. Времена изменились и просто "рост сейчас, а монетизацию в будущем" инвесторы так просто не покупают.
Корень бед
Главная причина беспокойства инвесторов, это то, что рекламный рынок однозначно пострадает, все инновационные виды рекламы клиенты оставят на будущее и будут вкладываться только в то, что гарантированно приводит клиентов. Будущее всех стартапов, опирающихся на инновационную рекламу (видео, соц. сети и так далее) под большим вопросом. Их планы по выходу на прибыльность резко отложились на 3-5 лет.
Особенно тяжело будет тем, кто успел вырасти и тем самым взял на себя существенные операционные расходы. Если нынешние инвесторы не найдут денег на покрытие так называемого cash gap, то многие из них сменят собственников или начнут пытаться собрать денег с пользователей. При этом контекстной рекламе наоборот ничего не угрожает, и весьма высока вероятность того, что на исходе кризиса мы обнаружим, что контекстная реклама по оборотам превысит телевидение.
Из-за ожиданий спада рекламы расходы уже режут вовсю, и большие и малые компании. eBay объявил о сокращении 1600 человек (10% штата), ожидается что сегодня Yahoo! объявит о сокращениях порядка 1000 человек (из 14000), вчера была весьма отрезвляющая статья о сокращениях в стартапах, которые не успели выйти на прибыльность, в том числе хорошо известных AdBrite и Zillow.
Кому-то повезет?
Да, скорее всего. На нашем рынке бесплатных объявлений я прогнозирую рост трафика. В условиях кризиса люди начинают покупать подержанные машины вместо новых, арендовать жилье, вместо того, чтобы покупать, и так далее. Однако необязательно рост трафика будет сопровождаться ростом рекламных доходов - ведь основными рекламодателями были как раз автодилеры и агентства недвижимости, банки, обеспечивающие кредиты для покупок и страховые компании, продающие свои услуги.
Сейчас мы видим кратковременный всплеск их активности, с тем, чтобы избавиться от избытков непроданных машин и квартир. Однако дальше все стабилизируется на более низком уровне. Мелкие и средние компании если и будут нанимать сотрудников, то выбор желающих будет такой, что платить за размещение вакансии на крупном сайте смысла не будет - достаточно будет сказать знакомым или разместить на бесплатных сайтах. Пришел рынок нанимателя, а не соискателя, теперь работодатели будут диктовать условия.
Чтобы выжить, очень важно будет умение контролировать расходы. Мы думаем, что определенное сокращение штатов и закрытие неприбыльных направлений ждет не только РБК, но и целый ряд сайтов по тематикам недвижимости, автомобилей, поиску работы. При этом самим сайтам (даже работным) мало что угрожает, здесь можно лишь согласиться с тем популярным мнением, что кризис лишь устранит раздутые бюджеты и отсеет слабых игроков.
В рубрике "Трибуна" редакция Roem.ru предоставляет возможность руководителям компаний высказаться по актуальным вопросам. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Добавить 6 комментариев
>>Да, скорее всего. На нашем рынке бесплатных объявлений я прогнозирую рост трафика. Константин — прогноз отличный, но есть нюансы. На рынке бесплатных объявлений рост трафика был всегда. Он в принципе растет уже 8 лет, не останавливаясь вообще. И будет расти дальше. Другое дело, что люди, увлеченные размещением бесплатных объявлений, обычно — не коммерсанты и продают «барахло». Это первый – важный нюанс. Данный тип людей слабо идет на монетизацию, ищет ходы для бесплатной отработки функций системы. >> В условиях кризиса люди начинают покупать подержанные машины вместо новых, >> арендовать жилье, вместо того, чтобы покупать, и так далее. Если взять цифры по рынку новых и подержанных автомобилей, то окажется, что подержанных всегда продается и покупается больше в нашей стране, чем новых. Бушка — более ходовой товар. Поэтому, тут важно понять: кто вчера покупал новье в салоне, а сегодня покупает БУ, вместо покупки новья-подешевле. И сколько их таких покупателей. При этом надо помнить, что количество таких покупателей никоим образом не влияет на рост трафика бесплатных объявлений. Это второй нюанс. Он тянет за собой еще ряд положений, если подумать. >> Однако необязательно рост трафика будет сопровождаться ростом рекламных доходов Обязательно. Или у сайта какая-то неверная модель, или доходы уже у конкурентов. >> ведь основными рекламодателями были как раз автодилеры Нет. Это третий нюанс. >> Сейчас мы видим кратковременный всплеск их активности, с тем, чтобы избавиться от >> избытков непроданных машин. Всплеска не видно. Рольф уже дал обратный ход. Всплеск в районе 6% снижения будет только в 2009 году. Да и тот будет напоказ. Рублевые цены только кажутся таковыми, автомобили и запчасти у иностранных производителей закупаются да доллары, доллар растет. Нюансов много. Важно, что в главном вы правы: >> кризис лишь устранит раздутые бюджеты и отсеет слабых игроков.
>> Сейчас мы видим кратковременный всплеск их активности, с тем, чтобы избавиться от >> избытков непроданных машин. вот потому этого и небудет никогда, что продавать машину/квартиру или еще что за разноцветные фантики никто не готов. Что там еще будет неизвестно, а товар есть товар, колбасы не просит и несколько месяцев можно подождать. >> ведь основными рекламодателями были как раз автодилеры это если во время движения по мск на растяжки смотреть так и покажется, но на самом деле нетак. >> В условиях кризиса люди начинают покупать подержанные машины вместо новых, >> арендовать жилье, вместо того, чтобы покупать, и так далее. это применимо только к западу. У нас народ будет жрать пустую картошку но накопит на новую машину/мобильник и т.п. менталитет нетот. Любители новья будут годами привыкать к реалиям. По квартирам: невижу очередей сдающих свою ипотеку обратно банкам, и врятли они когда будут.
/* Мелкие и средние компании если и будут нанимать сотрудников, то выбор желающих будет такой, что платить за размещение вакансии на крупном сайте смысла не будет — достаточно будет сказать знакомым или разместить на бесплатных сайтах. Пришел рынок нанимателя, а не соискателя, теперь работодатели будут диктовать условия. */ Хочу опровергнуть данное мнение. Я занимаюсь платным сервисом по продаже бизнеса. Когда 1.5 года назад я начал работать в данном направлении многие мои друзья смотрели что я занимаюсь глупостью. По моему мнению доски объявлений где куча всего и нет заточки под определённую тему напоминают из себя кучу мусора — контект который создают люди как говориться кому надо и кому ни надо. За любую услугу надо брать деньги. Если этого не происходит — то такое и отношение будет к ресурсу со стороны посетителей. Именно чёткое направление и чистота контента позволяют из обычной доски сделать портал. Прошло то время когда на одном сайте было всё. То что трафик растёт не означает успех — успех это когда посетитель понимает почему он должен заплатить и проявляет к этому все желания. Более того при таких условиях политику диктует создатель сервиса а не пользователь и это главное. Моё мнение — сландо будет жить но жить на директах/рекламе и при этом считать это основным источником дохода — не правильное решение.
А нет ли какой возможности сделать ленту «кризис онлайн» куда сообшалась бы информация как кризис бьет по каким компаниям Было бы интересно оценить сколько человек на улице, на сколько в среднем сокращают зарплату и вообще знать что происходит
Только называть такую ленту нужно ПАНИКА!!!!
Такая лента «кризис онлайн» существует, она у каждого человека своя. Онлайн — мысли , чувства, ощущения, отношения. Попробуйте изменить свой «онлайн», тогда и кризис отступит….