Как Сергей Васильев (первый инвестор Рамблера) с «Юрой» Мильнером украинский интернет покупать решил

Развитие событий: Как Васильев украинский интернет покупал (продолжение) (23 января)

Сергей Васильев начал новую серию мемуаров, про Украину. Первая часть его записей в Facebook посвящалась раннему рынку инвестиций в интернет России.

«Яндекс — молодые, новые, но считаются уже даже лучше Rambler» — первый инвестор «Рамблера» делится воспоминаниями

Во второй части Васильев вспомнил (и вспомнит ещё не раз), что покупать Украину с Мильнером они договорились 50 на 50:

УКРАИНА. ВЕСНА 2007-го.

Украинский интернет мы решили покупать вместе с Юрой Мильнером.
Это было весной 2007-го, через два года после первого, ещё оранжевого Майдана. Президентом был Ющенко, а Премьером Янукович. Странное время украинской политики, когда переплелись все вместе, Ющенко и Янукович, Тимошенко и прочие. Киев насквозь был пропитан оранжевыми настроениями, а в экономике всё ещё рулили донецкие.
Мы в «Русских Фондах» к тому времени вышли из Рамблера и других интернет-проектов в нашем портфеле уже не было. Мы выстраивали классический финансовый холдинг из брокериджа, управления активами и IB. И решили, что если опять идти в интернет, то идти нужно с кем-то, кто занимается этим постоянно, кто полностью вовлечён в сеть, следит за его трендами и перспективами.
Юра Мильнер к тому моменту был уже основным игроком в Рунете, он скупил контроль в Мейл.ру, привлек Усманова, купил долю в Одноклассниках и Вконтакте. Было видно, что более профессионального человека, разбирающегося в интернете у нас нет, и я поделился с Юрой своей мыслью пойти в Украину. Эта идея Юре сразу понравилась и чтобы зря не конкурировать на пустом месте, мы тут же договорились, что покупать Украину будем вместе, в пропорции 50/50, его DST и «Русские Фонды».
При этом я возьму на себя основную роль в поиске объектов для покупки, в переговорах с участниками, торговле, структурировании и заключении сделок. За Юрой — общий анализ рынка, рекомендации по альянсам, стратегии переговоров и окончательное утверждение цены сделок. Своей задачей мы поставили купить сильных украинских игроков и сформировать ведущий холдинг украинских ресурсов, по посещаемости и охвату аудитории.
Эта эпопея и началась весной 2007-го.
Сначала мы взялись за анализ рынка и тут выяснилось, что ситуация в украинском интернете очень запутанная. Прежде всего, оказалось, что собственно «украинского» в украинском интернете почти ничего нет. Основными игроками к тому моменту были американский Google и русские Яндекс, Мейл.ру, Рамблер, Одноклассники и Вконтакте. Именно эти американские и российские сайты и делили основную поляну украинского интернета. Это касалось как общего охвата и посещаемости, так и рекламных доходов. Стало понятно, что собственно купить «украинский интернет» невозможно, его просто нет!
Рунет, к тому времени, уже был большим состоявшимся рынком с многомиллионными долларовыми рекламными и прочими бюджетами. Он распространялся за пределы своих географических границ и покрывал русскоязычную аудиторию в Украине и не только. Рунет расширялся на русскую аудиторию Германии, Америки, во всем мире.
А что же тогда вообще, «украинский интернет»?
Если украинский пользователь в Киеве или Днепропетровске регистрирует свой почтовый ящик на Mail.ru, а ищет через поисковик Яндекса, то чей это пользователь? Рунета или Уанета?
Ситуация еще усугублялась тем, что как раз в это время стали бурно расти социальные сети, как новый вид общения, коммуникаций и вообще новая суть интернета. Семимильными шагами росли «Одноклассники» и модный молодежный «Вконтанкте».
Украина по проникновению интернета, не сильно отличалась от России. Она отставала от столичных, Москвы и Питера, но с российскими регионами была примерно вровень. Вообще, украинский интернет-рынок по своим характеристикам больше напоминал картинку крупного российского региона, где лидировали Яндекс, Гугл и была куча мелких тамошних провинциальных сайтов про местные новости, рестораны, кафе и прочее.
Сомнения в том, что в Украине, возможно сформировать что-то свое и уникальное, возникло сразу. Но Украина — большая страна, с населением в 40 миллионов человек. Тут что-то, но должно сформироваться. В соседней Чехии, к примеру, местный поисковик имел большую посещаемость и даже обгонял местный Гугл, похожая ситуация была и в Польше.
Но Украина — не Польша, тесно переплетенная с Россией страна, сможет ли она сформировать свой собственный, национальный интернет?
Этот вопрос оставался висеть в воздухе, но обсуждая между собой, мы с Мильнером решили, что шанс все-таки есть. И нужно в это пойти. В любом случае, не хотелось оставлять этот шанс кому-то другому, ни в России, ни в Украине, а тем более иностранцам.
У нас не было идеи или задачи забрать Украину под себя. Мы решили лишь сделать крупного национального игрока, достойного конкурировать, как с американскими, так и с русскими сайтами. А там, как пойдет.
Возможно, удастся продать это тем же американцам или крупным нашим, русским, игрокам. А возможно этот национальный игрок будет самодостаточен и самостоятельно выйдет на биржу. Мы не отвергали ни один из вариантов, и чувствовалось, что шанс есть.
Эту бизнес-идею мы и приняли, как основную, и я поехал в Киев… искать, что у них там есть из интернета…