Poison news: о рейтинговом рабстве

Журналистское клише о том, что сообщение с цифрами выглядит убедительнее, достовернее, содержательнее, чем без них, угрожающим образом переродилось в идею о самодостаточности и априорности цифр. Хуже, когда эта идея формирует запрос к журналистике не только у ньюсмейкеров, но и у аудитории (для Роема это особенно чувствительная подмена, поскольку аудитория читателей и ньюсмейкеров у нас сильно пересекается).

Сотрудник одной крупной интернет-компании на этой неделе попенял Роему за неправильное освещение того факта, что «Яндекс стал четвертым в мире поисковиком». При этом тот же сотрудник (как частное лицо, разумеется) совершенно искренне хохочет над аналогичной по практической ценности историей, сочиненной PR-специалистами Mail.Ru (ведь как «Яндекс» не конкурирует с Bing за рекламодателей, так и «экономика» «ферм» на Mail.Ru никак не связана с реальным агропромышленным комплексом).

С другой стороны ту же проблему иллюстрирует интервью телеведущего Евгения Додолева (некогда издававшего глянец в ИД Родионова) с главредом российского GQ Михаилом Идовым. Телешоу для москвичей внезапно превращается в комический поединок, где два медиаперсонажа переходят на личности с использованием медийных метрик для дискредитации противника (что еще смешнее, оба предметом владеют нефилигранно). Ведь журналистский жанр «интервью с коллегой» или «случай из моей жизни в Галифаксе» обладает мощным потенциалом лайкабельности, маскирующим отсутствие интереса людей не из тусовки.

И ньюсмейкеры, и журналисты здесь, по сути, грешат одним и тем же — вместо связной фактической картины читатели получают самопрезентацию тех или других, а внимание отвлекается с помощью фактоидов (часто — числительных). Рекламодатели и сейлзы, молящиеся на «гэллап» вместо реальных результатов своего маркетинга — получают то же самое. Создатели иррациональных текстов живущие на деньги иррациональных рекламодателей — что может быть прекраснее такого союза?

Но тут есть нюансы. Глянец и не претендует на «журнализм», а с поднятым забралом обслуживает круговорот сверхпотребления и сверхдоходов. Идов, правда, не до конца выдерживает марку, но GQ был без Идова и будет без Идова.

Многие новейшие интернет-СМИ, в этот круговорот не вхожие, пытаются жить так же: рисовать портреты вместо фотографий, работать «персонажами» вместо журналистов и менеджеров, считая своей референс-группой «узкий круг» вместо всех читателей.

Наконец, интернет-компании в определенные моменты как будто начинают делать то же самое: на пике собственных сверхдостижений (для совсем юных бизнесов таким «достижением» может стать получение инвестиций, то есть речь идет о самом начале) и в отсутствие новых сверхидей и сверхзадач развитие бизнеса начинает скатываться в сторону маркетинга с круглыми цифрами какого-нибудь (все равно какого) прироста вместо работы над продуктами. Эффективность и качество продукта часто (но, к счастью, не всегда) отступают на второй план перед манипуляцией инвесторами, которых тоже можно подтолкнуть к иррациональным действиям.

В результате глянец сменяет нерелевантных медиа-персонажей, бизнес масштаба Яндекса теряет время и ресурсы на тот самый, осмеянный яндексоидами, подсчет виртуальных свиней, а живые СМИ — просто закрываются.

Спасибо, нет.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Sergei Erjemin VentureBox

    Некоторый глянец с доблестью отказывается от статуса СМИ (наример, Elle и все что с ним связанно, возможно Cosmo (я не нашел упоминания о регистрации как СМИ). Зачем им льготы по НДС если из-за этого придется блюсти пропорции журналистского материала и рекламы… Но отказываться от статус СМИ и становится рекламным листком — честно. НО многие ухитряются совмещать роли и … и мы можем голосовать только рублем. ногами или своим вниманием….

Добавить 20 комментариев

  • Ответить

    a)) Ну, так ведь умение отделить шлак от чего-то стоящего — ведь основной навык, как мне кажется (журналистики, да и вообще большинства видов деятельности). Я просто пропустил контекст материала (GQ там и прочее), поэтому в отрыве от него текст показался очень запутанным.

  • Ответить
    Маша Форманюк Яндекс.Деньги

    Тут обоюдное «воспитание шлаком», по-моему. Бизнес приучает СМИ писать шлак, потому что бизнес содержит СМИ и публикации в СМИ «должны» стимулировать «продажи» (а «шлак» — потому что рутинным развитием бизнеса сложно постоянно подпитывать новостной фон, приходится генерировать сопуствующие шлако-поводы). СМИ, в свою очередь, подсаживаются на постоянный поток шлака, ленятся и уже сами начинают предъявлять к бизнес-поводам шлакомерку, отбирая из входящего шлакопотока еще более шлачный шлак. Шлак с упоминанием бренда может влиять на узнаваемость и продажи, но если шлакогенерация распространяется в компании дальше PR-отдела, бизнес превращается в пузырь, не так ли?

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    > Андрей, текст о том, что нам не нравятся говноповоды о «достижениях» и слепота аудитории насчет качества таких поводов. Маша, если текст приходится пояснять, то это не очень хороший текст. Я вот тоже не понял туманных намёков на как бы всем известные случаи, высказывания и обстоятельства. А там, где были ссылочки, читать, конечно, не пошёл. «Ну, как мы всем помним, А выражал сомнение в компетентности Б, в то время как В вообще, как мы знаем, облажался в известных обстоятельствах, Д хохочет над историей, сочинённой Е…». Это чо ваще за на? Вероятно, вам эти «истории» и «обстоятельства» кажутся известными и очень важными, ну, а нам — нет. Почему не написать прямо, об чём собственно речь? В своё время так умер раздел «Что было на неделе» в Коммерсант-Викли. Он превратился во вторичное обсуждение мнений кого-то про всем как бы известные события, о которых ничего не говорилось прямо.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Стало ещё непонятнее и ещё страшнее. Ты накормилнас каким-то блюдом, от которого рвота и понос. И говоришь: это такая специальная кухня. И реакция именно такая и заложена! Может, не надо нам такого формата, тем более, что на родной почве его нету, из-за чего тебе и приходится употреблять стрёмное и опять же тёмное английское название? Может, ну их, эти отравленные новости, давайте попроще, инсайды там, сообщения об интернет-бизнесе, отставки-назначения, инвестиции там, айпиоу и всё такие дела.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Блин, пошёл наверх, перечитал ещё раз. И ещё раз. Вообще не могу погрузиться в текст, глаз соскальзывает. Что-то редкостное по формату. Ужоснах. Какие-то никому не известные адовы Идовы, глянец при чём-то, какие-то неназванные рейтинги, намёки для своих (кто эти свои?!! ужос!), что хотели сказать — неясно, против чего согласны — осталось непонятным. Этак вы превратитесь в Гатова или Часкор. Да, и вот хочу ещё привет передать: «обладает мощным потенциалом лайкабельности, маскирующим отсутствие интереса людей не из тусовки.» Не обладает этот текст мощным потенциалом кликабельности и не маскирует отсутствие интереса. В общем, имеется мощная авторекурсия: «вместо связной фактической картины читатели получают самопрезентацию тех или других, а внимание отвлекается с помощью фактоидов»

  • Ответить
    你 死 РДК (АО)

    По-моему, спойлеры не должны вызывать столько якобы эмоционально окрашенных overreactions. Ну, неудачный текст. Ну, неинтересный. Причем тут убийство нормальной журналистики-то? И что значит — нормальной? Где грань? По-моему, профессионального журналиста от всех остальных в этом жанре должно отличать умение чувствовать эту грань.

  • Ответить
    Маша Форманюк Яндекс.Деньги

    Игорь, ну да, не самый удачный текст, пришлось «переводить» в комментариях, странно было бы этого не делать, раз текст опубликован. Пойзон ньюс у нас — это эксперимент, совершенно не отменяющий инсайдов, кадров и прочего айпиоу (опять же, странно, что у постоянного читателя могло возникнуть такое ощущение). Формат этот Синодов придумал, а не Леха. И мы следим за фидбэком ко всем нашим материалам, и реагируем на него, не переживайте.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Маша, я же только за большую лучшесть. Просто можно увлечься таким жанром и впасть. Вот как с этим «Что было на неделе» в Ъ вышло. P. S. И прошу прощения сами понимаете за что.

  • Ответить

    Важно, что ситуация «воспитания шлаком» лишена интернет или медийной специфики. Это «общечеловеческое». Если есть та или иная метрика — она соответствующим образом структурирует действительность. Антрополог Джеймс Скотт так писал о «воспитании» (тут понятная механика описывается на примере государства. Но сам подход: «есть метрика — есть последствия метрики» справедлив и во взаимодействии бизнесов): «категории, которые когда-то были искусственными изобретениями кадастровых инспекторов, переписчиков населения, судебных исполнителей или полицейских, могут организовывать повседневную жизнь людей, потому что они внедрены государством в специальные институты, структурирующую эту жизнь89. Экономический план, топографическая карта, отчёт о собственности, план ведения лесного хозяйства, классификация по этнической принадлежности, банковский счёт, протокол задержания и карта политических границ приобретают свою силу ввиду того факта, что все эти сводные данные являются отправными пунктами для действительности, как ее чувствуют и формируют государственные чиновники. … В этом смысле для государства нет никаких других фактов, кроме тех, которые содержатся в документах, специальным образом стандартизированных для этой цели.» http://www.krotov.info/lib_sec/18_s/sko/tt_s2.htm

  • Ответить
    Sergei Erjemin VentureBox

    Некоторый глянец с доблестью отказывается от статуса СМИ (наример, Elle и все что с ним связанно, возможно Cosmo (я не нашел упоминания о регистрации как СМИ). Зачем им льготы по НДС если из-за этого придется блюсти пропорции журналистского материала и рекламы… Но отказываться от статус СМИ и становится рекламным листком — честно. НО многие ухитряются совмещать роли и … и мы можем голосовать только рублем. ногами или своим вниманием….

  • Ответить

    Любопытно. На кажется не совсем справедливо. Elle — да. Зареган как «рекламное издание» http://www.fapmc.ru/rospechat/docs/smi.html?maincustom0=3&license=&title=elle&date2=&date1=& COSMOPOLITAN — зареган как журнал, а не рекламный листок, разновидности «реклама до 40%.» http://www.fapmc.ru/rospechat/docs/smi.html?maincustom0=2&license=&title=COSMOPOLITAN+&date2=&date1=&