Игорь Зуев, Samsung: Я не представляю себе, чтобы «Яндекс» фичерил поиск Google на своей ОС

Развитие событий: «Яндекс» допуcтил возможность антимонопольной жалобы на Google в Турции (23 апреля 2015)

На площадке РИФ+КИБ 2015 прошла секция "Конкуренция на мобильных: новое поле боя", где большую часть времени спикеры обсуждали монополию в целом, и дело "Яндекса" против Google, поданное в ФАС.

Позицию "Яндекса" поддержала пара ведущих. Инвестиционный менеджер ФРИИ Илья Королёв, также вступился за "Яндекс", посчитав, что российская компания полностью права в этой ситуации и что компании, которые работают в "российском правовом поле надо защищать".

Яндекс не собирается выпихивать кого-то с рынка, а наоборот хочет честной конкуренции, что позволяет в конечном итоге конечным пользователям, конечным пользователям создавать ту ценность, которой они ожидали. А иначе будет совершенно неправильное распределение сил.

В "Яндексе", представителем которого на секции выступил руководитель проекта Яндекс.Store Александр Зверев, считают, что договоры Google с мобильными производителями Prestigio, Explay, Fly противоречат законодательству, так как установка Google Play на устройствах Android подразумевает обязательную установку поиска Google по умолчанию и запрет установки Яндекса.

По словам Зверева единственное, чего хочет добиться российская компания, — заставить Google давать пользователям выбор поисковой машины. Зверев утверждает, что как только Apple дал возможность пользователям менять поиск, доля на устройствах компании Тима Кука подпрыгнула с 20% до 50%. Спрос на отечественный поиск есть.

Риск большого "Яндекса", заключает Зверев, в том, что весь интернет уходит на мобильные платформы, а с ним и поисковые запросы. Отключение Янедкса от "железа" автоматически отключает поисковик от статистики. В результате российской компании невозможно улучшать свои алгоритмы. То есть Google не конкурирует в истинном смысле, а убивает рынок. Если альтернативного поисковика просто нет на устройствах — Яндексу нечего разрабатывать и нечего предложить пользователю ни сегодня, ни в будущем — и Google остаётся один.

Говоря о монополии в зале вспомнили публикации Roem.ru о Яндекс.Такси (для ведущего Дмитрия Завалишина одна такая «статья очень, как заказная выглядит»).

Аудитория предложила Звереву аналогию. Сервисы подобные Яндекс.Такси — убивают рынок диспетчеров-такси на телефоне и рынок лакеев на рецепшене отелей. Из-за технологических изменений этим людям нечего предложить пользователю ни сегодня, ни в будущем.

В "Яндексе", однако, считают, что между примерами с такси и монополией по модели Google есть большая разница. Сервис Такси продолжает сотрудничать с таксопарками, так как "не хочет убивать их бизнес". Такая же ситуация, считают в "Яндексе", и с Яндекс.Маркетом - маржинальность в ритейле сократилась, однако сам бизнес остался. Судьбу телефонисток, этих устаревших посредников для заказа машин, зал не обсуждал.

"Плачем Ярославны" претензии "Яндекса" назвал Head of sourcing & partnership media solution center в Samsung Russia Игорь Зуев и заявил, что не видит, где именно Google ущемляет права Яндекса. Зуев считает, что размещение поискового виджета на первом экране смартфона — лишь вопрос переговоров. Вопрос использования сервисов "Яндекса" на платформе Android не стоит, посчитал представитель Samsung и поинтересовался, в чём именно заключается недовольство "Яндекса".

Зверев привёл тот факт, что Google ни разу не фичерил сервисы "Яндекса", на что Зуев прокомментировал:

Откровенно говоря я вот с трудом представляю себе, чтобы Яндекс, разработав собственную операционную систему, вдруг начал фичерить поиск на ней, гугловый например.

Исторически подобные примеры есть на декстопе. В Яндекс поиске для браузера частью страниц уже много лет являются ссылки-запросы в альтернативный поисковик, ссылки в Google в том числе.

Представителей Google на дискуссии не было. Организаторы объяснили, что компания получала приглашения, однако подобрать спикера нельзя. Все сообщения представителей Google теперь рассматриваются в контексте европейского антимонопольного разбирательства. Оно начато на много лет раньше российского, но именно сейчас находится в достаточно активной фазе.

Добавить 10 комментариев

  • Ответить

    Игорь не может представить как Яндекс бы фичерил поиск на своей ОС.
    Многие вещи нельзя представить, а они есть.
    Например — когда Игорь руководил проектом smotri.com, который был в составе проектов ООО «Медиа Мир», он настаивал чтобы проект был на аутсорсе в компании нетстрим, при этом в штате Медиа Мира было около 100 программистов, которые могли бы этим заниматься и все попытки руководства отказаться от аутсорсинга отвергались Игорем.

  • Ответить

    Ну это же менеджер Samsung (!) Russia (!!) по Tizen (!!!).
    Вряд ли человек на такой позиции сможет хотя бы по парку прогуляться, не попилив что-нибудь.

  • Ответить

    У Тизена исторически сложные взаимоотношения с гуглом и андроидом, что занятно. Гугл всячески самсунг подмасливает, чтобы он тизен не развивал. Почему-то, в такой ситуации, я не могу представить в руководстве тизена никого, кроме законченных марионеток

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Как написано в статье, представлять не надо сильно трудиться: вводи запрос в Яндекс, иди в низ страницы, читай надпись «Поискать то же самое в Гугле».

  • Ответить

    «Я не хочу делать свою мобильную операционку и договариваться с производителями смартфонов. Я буду ныть и жаловаться в антимонопольный комитет.» Вот как это выглядит, тьфу!

  • Ответить
    zulic barvanet

    Думается, что в последнее время политика у Яндекса такая — ныть…. Лишь бы самим не работать. А кто виноват в том, что и на декстопе у них доля падает?

  • Ответить

    В принципе, Яндекс делает благое дело, пытаясь смягчить позицию Гугла и добиваясь большей открытости платформы Андроид. В конечном счете, это будет полезно многим. И Гугл от этого не разорится, а Яндекс от этого не станет глобальной компанией, ну может временно замедлит тренд по потере рынка.

  • Ответить

    Конечно, Яндекс может поставить в своем продукте гугловые сервисы или чьи-либо еще. Например, если будет запускать продукт на глобальном или рынке региона, для которого не будет достойного качества собственного сервиса (поиск, распознавание речи и т.п.). Глупо жертвовать продуктом из-за одного его компонента. Ну или можно допилить свой до конкурентоспособного качества. Если будут с какими-то новыми проектами выходить на новые рынки или на глобальный — наверняка увидим.