Маркетплейсы и интернет-магазины предложили «Почте России» «неденежную» альтернативу инфраструктурному платежу в 0,5% с оборота. Компании обсуждают возможность обеспечить «Почту» заказами на сопоставимую сумму на оказание сервисных услуг. Речь может идти о передаче «Почте» части междугородных доставок или права на использование складов. Весной 2023 г. «Почта» предложила Минцифры обязать владельцев маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, ежегодная выручка которых не менее 1 млрд руб., выплачивать в пользу госкомпании инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров. По подсчетам «Почты», общая сумма отчислений могла бы составить до 28 млрд руб. в год. Платеж, говорилось в обращении, позволит поддержать убыточные отделения «Почты России» в отдаленных районах.
В апреле министр цифрового развития Максут Шадаев сравнивал такой инфраструктурный платеж с платежами операторов связи в пользу «Ростелекома». «Ростелеком» строит сети в отдаленных регионах, что требует больших инвестиций, но позволяет другим операторам экономить на вложениях в инфраструктуру в этих регионах и арендовать его сети, объясняет один из собеседников «Ведомостей». В логистике таких инвестиций не требуется, добавляет он. По словам источника, знакомого с инфраструктурой «Почты России», оператор может предложить маркетплейсам отделения, склады и логистические центры, межрегиональную перевозку и информационные сервисы. В отделениях могут быть выделены зоны под конкретные маркетплейсы, пояснил он. «Но это потребует изменений принципов работы отделений, перестройки процессов, включая даже часы работы отделений. В руководстве почтового оператора охотно не пойдут на такие изменения», – говорит источник. Это маловыгодно для оператора, считает собеседник: относительно невысокая плата за аренду площадей в отделениях не покроет выделенных для этого издержек «Почты».