Открытка компании: «Сбербанк» купил в Mail.ru данные о пользователях за 549 млн рублей?

Развитие событий: «Мегафон» стал использовать данные Mail.ru Group для индивидуальных тарифов (27 марта 2017)

«Сбербанк» купил у Mail.ru справочно-информационные услуги, сообщил CNews. Предоставлять справки ООО «Мэйл.ру» будет в ближайшие 3 года, стоимость контракта составит 549,3 млн рублей, выплаты будут проходить ежемесячно. Стороны не раскрыли суть услуг и содержание справок. Издание отметило, что вместо закупочной документации «Сбербанк» опубликовал в «публичном доступе пустую страницу документа в Word» (из служебных свойств документа следует, что он создан ещё 25 декабря 2012 г., предположительно работником автоматизированной системы торгов Сбербанка «Сбербанк АСТ» Александром Шкуратовым). CNews отметили, что покупку справочно-информационных услуг «Сбербанк» всегда сопровождает пустой закупочной документацией, и совершает на безальтернативной основе, у единственного поставщика. В прошлом среди них было бюро кредитных историй и сотовые операторы. По российскому закону «О персональных данных» обработка пользовательских персональных данных (например данных, известных почте Mail.ru, или соседним соцсетям «ВКонтакте» и «Одноклассникам») должна проводиться для заявленных субъекту персональных данных целей. Так, вышеупомянутая «ВКонтакте» называет целями «использование Сайта и его сервисов». И не называет целями — оказание банковских услуг или проверку кредитоспособности в интересах «Сбербанка». Вместе с тем, с 2016 года сама Mail.ru Group производит продукты для оценки кредитных рисков, и собственные сервисы MRG намного проще расценивать, как полностью соответствующие закону «О персональных данных».


«Сбербанк» покупал справочно-информационные услуги у «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн»), «Объединенного кредитного бюро» и у «Мегафона» — сейчас — это контролирующий акционер Mail.ru Group, на момент покупки — независимая от MRG компания. Больше половины бумаг «Мегафона» заложено в «Сбербанке», этот же банк прокредитовал выкуп телеком-оператором 63,8% голосующих акций Mail.ru Group.


В 2016 году Mail.ru Group (MRG) начала инвестировать в Big Data и продукты для оценки кредитных рисков, первыми разработками MRG воспользовались в бюро кредитных историй «Эквифакс». Летом 2016 года группа не исключила, что созданная для «Эквифакса» система будет продана и другим кредитным организациям. В январе 2017 года выяснилось, что принадлежащая Mail.ru Group социальная сеть «ВКонтакте» подала иск в Арбитражный суд Москвы (первое судебное заседание по делу назначено на 05 апреля 2017 г.) на компанию Double Data, которая занимается созданием Big Data решений, и Национальное бюро кредитных историй. Представители соцсети были недовольны тем, что ответчики используют открытые данные пользователей ВК и продают собранную информацию банкам.

Что изменит суд «ВКонтакте» с финансистами

Наталья Кузнецова, руководитель российской юридической и налоговой практики O2 Consulting, в колонке для «Роем!» отмечала, что законность коммерциализации данных о пользователях и её пределы — это неоднозначный правовой вопрос. По общему правилу обработка персональных данных должна осуществляться с согласия субъекта персональных данных. В соответствии со ст. 5 закона «О персональных данных» обработка должна проводиться для заявленных субъекту персональных данных целей. При расхождении целей с указанными в пользовательском соглашении к «ВКонтакте» может быть поставлен вопрос о допустимости использования персональных данных пользователей соцсети.


Протокол комиссии сбербанк mail.ru справочно-информационные услуги на 549 290 000 руб