Шмидт начал за здравие Европы, а кончил за упокой конкурентов Uber

Развитие событий: Uber закрыл очередной раунд - привлек еще $1,6 млрд (22 января 2015)

Нели Крус, вице-президент Европейской комиссии предоставила свою площадку «цифровым умам». Эрик Шмидт стал одним из первых советников официальной Европы.

(Европейская комиссия отличается от остальных органов власти ЕС тем, что у неё есть исключительное право законодательной инициативы. Только комиссия может официально вносить законопроекты в Европарламент (сам Европарламент не может). Комиссия часто предлагает более строгие правовые нормы в области экономики, чем нормы стран-членов ЕС).

Председатель совета директоров Google написал и опубликовал на площадке Крус открытое письмо. Из него европейцы узнали, что континент мог бы поднять ВВП на 4 процента к 2020 году, если бы отказался от национального лицензирования.

По мнению Шмидта, стартапы смогут более эффектно масштабироваться в лишённом национальных барьеров Евросоюзе. В результате проекты станут более энергичными и на мировом рынке. Любопытно, что в США законодательство отличается от штата к штату — иногда существенно. Это, парадоксальным образом, не мешает существованию там Делавэра или Кремниевой Долины; а главные американские компании масштабированы не только на родине. Шмидт не объясняет американский феномен.

Главных проблем у Европы пять. Европейские IT занимают меньшую долю от общего объёма всех возможных инвестиций, чем это характерно для IT в США. Рынки труда Европы не достаточно гибкие. В Европе неодобрительно смотрят на неудачи — рисковое поведение предпринимателей не поощряется. Правительствам следует подумать о балансе между стимулированием роста и налогообложением европейских капиталов.

Наконец Европа должна быть готова к разрушению устаревших моделей. Шмидт вспоминает последние месяцы работы такси Uber в Европе. Старые фирмы такси недовольны конкурентом, таксистов поддерживают регуляторы. Например власти ФРГ Uber запрещают – но ломка на благо. Новшества и более низкие тарифы в конечном итоге будут всё-равно полезны (Шмидт не упоминает, что Google Ventures принадлежит именно 7% новомодного Uber, а не старомодных таксопарков).