В Госдуму внесены поправки к российскому налоговому кодексу, которые существенно усложнят работу компаний в офшорах, пишут "Ведомости". Основная идея поправок в том, чтобы российские владельцы компаний в офшоре платили налоги с нераспределенной прибыли в России. Сильнее всего эти нововведения ударят по венчурному рынку, говорят собеседники Roem.ru.
Поправки добавляют основания для обложения налогом российских резидентов. Вводится два понятия: контролируемая иностранная компания и контролирующие лица. Контролируемая иностранная организация - это, собственно, и есть компания в офшоре, некоторый процент которой принадлежит российскому владельцу.
Под контролирующими лицами подразумеваются любые физические и юридические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Фактически контролирующими лицами признаются все российские юрлица и все проживающие в РФ граждане РФ, которые являются учредителями иностранных компаний.
Смысл поправки: прибыль компании облагается налогами по месту декларирования контролирующих лиц. Предприниматель должен пойти в свою налоговую инспекцию, задекларировать свое владение и подать налоговую декларацию иностранной компании, прибыль которой так или иначе будет обложена в России, по месту регистрации контролирующего лица.
Первые два года платить налог в России должны будут владельцы 50% контролируемых иностранных организации, затем 25% или 10% (если более 50% организации принадлежит россиянам).
Для венчурных фондов особо неприятным моментом будет то, что налог рассчитывается и для нераспределенной прибыли - то есть прибыли, которая возникает от переоценки активов. Если стартап, которым владеет фонд, вырос в оценке за год на $10 млн, то налоги с этой суммы придется заплатить уже по итогам года - даже если фонд из компании не вышел и фактически деньги "на руки" не получил.
"Я не очень понимаю, как наши инвесторы могут выполнить необременительным для себя образом декларирование и уплату налогов здесь, а уж про стартаперов и говорить нечего, - говорит генеральный директор и сооснователь венчурного фонда The Untitled Venture Константин Синюшин. - Каким образом они в принципе могут составить декларацию - непонятно, потому что западные агенты ничего не понимают в нашем праве, а наши бухгалтера ничего не понимают в отчетности иностранных компаний".
Все бы с удовольствием проводили сделки в Россиии, говорит Синюшин, если бы наше законодательство не отражало реалии рыночной экономики столетней давности. Ни опционов, ни вестинга, ни других базовых венчурных инструментов в России все еще нет. Далеко не все предприниматели создают компании в офшорах, чтобы избежать налогов - многим, особенно в венчурной индустрии, местное законодательство больше подходит для структурирования сделок и для работы с иностранными контрагентами.
Некоторые фонды не готовы обсуждать этот закон, чтобы не привлекать к себе лишнее внимание, говорит другой собеседник Roem.ru из отрасли. Закон создан не для того, чтобы работать правильно, а чтобы все были виноваты по умолчанию. Как будут работы фонды - и не последует ли кто-нибудь за Игорем Мацанюком из страны - пока непонятно.
Столкнутся с проблемами и стартапы, полагает Синюшин. После принятия поправок с большой степенью вероятности ангелы или снизят объем инвестиций или уйдут в тень. А иностранные инвесторы в принципе не готовы вкладываться в компании в российской юрисдикции - им не интересно связываться с непонятными организационно-правовыми формами, потому что они не понимают практики работы с ними.
"Задача, связанная с уплатой налогов, решается совершенно не таким текстом, какой они (разработчики закона - Roem.ru) написали, - говорит Синюшин. - Непонятный текст, декларирующий скорее политический манифест в стиле хрущевского волюнтаризма, нежели реальные экономические потребности".
(Обновлено в 20:25): Замдиректора по правовым вопросам ФРИИ Искендер Нурбеков солидарен с коллегами - интернет-стартапы не ставят своей целью скрыться от налогов, а заключать сделки станет гораздо сложнее:
Основной целью поправок является повышение уровня контроля над использованием налоговых преференций, предоставляемых иностранными юрисдикциями резидентам России. Такое желание высказывает не только Российская Федерация, но и ряд других развитых стран. Более того, в этих странах уже принято аналогичное законодательство.
Российские венчурные инвесторы работают в самых различных отраслях экономики. В Интернет и ИТ они наиболее активны, однако для других отраслей наши выводы могут оказаться нерелевантными. Обычно инвесторы, работающие с Интернет-компаниями ранних стадий, используют иностранные юрисдикции не из-за преференций. Это связано с тем, что они не предполагают выхода портфельных компаний на прибыль в ближайшей перспективе и поэтому не нуждаются в преференциях иностранных юрисдикций.
Так как многие игроки венчурного рынка используют иностранные юрисдикции для фиксации корпоративной структуры бизнеса и вряд ли откажутся от этой практики в ближайшем будущем, поправки повысят операционные расходы таких венчурных инвесторов и компаний, а также первое время будут усложнять заключение сделок по причине адаптации к новым правилам.
Утверждать, что «прибыль от переоценки активов = нераспределенная прибыль» — преждевременно. Прибыль КИКа согласно законопроекту считается либо: -По финотчетности, составленной по личному закону самой кик-компании (для стран, с которыми у РФ есть налоговые соглашения) -Либо по нашим отечественным правилам для всех остальных случаев (например, для классических офшорок, то есть компаний, учрежденных в странах, с которыми налоговых соглашений нет). Справочно, доходы (расходы) от переоценки (уценки) нематериальных активов не учитываются при исчислении налога на прибыль (Письмо Минфина от 3 июня 2014 года № 03-03-06/4/26501). Переоценка ценных бумаг также не учитывается для целей налога на прибыль в силу пп. 24 п. 1 ст. 251 НК РФ. Утверждать о наличии схожих правил в каждой из 80+ стран, с которыми есть соглашения, не возьмусь. В любом случае, лучше подождать третьего чтения законопроекта. При этом вестинг, опционы и прочие инструменты (гибкое акционерное соглашение, конвертируемые займы, и т.п.) сейчас активно прорабатываются, и если рабочая группа ускорится, то – быть может – аккурат к вступлению в силу КИК-правил это всё появится и в российском праве…