РАЭК окультурит e-commerce с помощью госреестра интернет-магазинов

РАЭК разрабатывает отраслевые правила интернет-торговли, в основе которых - специальный реестр интернет-магазинов, куда будут занесены все магазины, которые согласятся придерживаться новых правил. Об этом пишут "Ведомости" со ссылкой на заместителя директора РАЭК Сергея Гребенникова.

Предполагается, что участие в реестре будет делом добровольным, а вести его будут Роскомнадзор или Роспотребназдор. Подписавшиеся интернет-магазины получат льготы, но какие Гребенников не уточнил.

Всего 20% российского e-commerce работаю в белую, оценивают в РАЭК. С помощью отраслевых правил и реестра ассоциация планирует довести эту цифру до 50%.

Roem.ru поговорил с Гребенниковым о инициативе РАЭК:

Roem.ru: РАЭК действительно разрабатывает правила е-торговли, в числе которых - внесение е-магазинов в специальный реестр?

Сергей Гребенников: Да, это правда. Для подготовки правил и работы с кластером по электронной коммерции мы пригласили Ивана Кургузова (исполнительного директора портала интернет-магазинщиков Oborot.ru и руководителя кластера "РАЭК / Электронная коммерция" - Roem.ru).

Roem.ru: Я правильно понимаю, что вы закладываете добровольность этой истории - то есть карать никого за нежелание идти в реестр не будут?

- Речь идет исключительно о добровольной истории (возможно, на первых этапах). Наша задача сделать так, чтобы "интернет-магазинам" было выгодно быть в списке интернет-магазинов. Для этого мы сейчас и готовим правила, в которых будет не только кнут, но и пряник.

Roem.ru: В чем выгода магазинов от участия в таком реестре?

- Выгода для интернет-магазина – это в первую очередь открытость и доступность для потребителя. Сегмент электронно коммерции растет ежегодно, естественно, на рынке присутствуют недобросовестные игроки - с этим нужно бороться саморегулированием отрасли и тогда "серый" рынок исчезнет сам по себе. Не уверен, что Вы выберете магазин, который не является участником списка при совершении большой покупки в интернете.



Roem.ru: Вы с магазинщиками общались при подготовке предложения? Как они в большинстве реагируют?


- Мы общались с рядом магазинов: у кого-то скепсис и связан он, в первую очередь, что подобные инициативы были (пусть и все это было иначе завернуто и подано), но так ничего и не случилось, кто-то обеими руками "за" инициативу. Сейчас задача Ивана Кургузова и всей команды РАЭК и наших партнеров собрать экспертное мнение и завершить подготовку правил. Надеюсь, что первое публичное обсуждение правил произойдет на RIW 2014.

Roem.ru: Для кого вообще, в глобальном смысле, эти правила? Запрос на них явный или неявный от кого исходит - от пользователей, самих магазинов, государства? От кого-то еще?

- К счастью, инициатива отраслевая, а не государственная. Мы уверены, что сегодня то, что отрасль не регулирует сама, на то лапу накладывает государство.

Добавить 4 комментария

  • Ответить

    Поздравляю причастных с запуском! К слову, через три недели на RIW-14 мы тоже анонсируем большой инфраструктурный проект/инициативу совместно с (и на базе) РАЭК для второго после ecommerce (по количеству игроков) сегмента Рунета — агентского digital-рынка: веб-студий, seo-компаний, интернет-агентств и пр.

  • Ответить

    >> согласятся придерживаться новых правил А если согласятся, но не будут? А кто это оценивает? А кто решает споры? Тут возможны две крайности: 1. Все будут на словах соглашаться, но на практике будут жить, как и раньше. 2. Множество реально согласных и соблюдающих не войдет в список, т.к. по совершенно иным причинам это будет не нужно (не выгодно) тем, кто этот список составляет. Как апогей может возникнуть ситуация, когда злостные нарушители в списке присутствуют, а их конкуренты, которые работают в полном соответствии с правилами, в этот список никак попасть не могут …

  • Ответить

    Очередной шаг к ограничению конкуренции и повышению цен для потребителей. Даже комментировать как-то нечего. В принципе, прямо заявляют, что собираются закрывать магазины, которых нет в реестре, иначе как они с 20% до 50% собираются довести число «белых» магазинов (цифры конечно без комментариев). И почему не до 100%? Т.е. будут закрывать только те, которые им не отстегивают, а если отстегиваешь новому реестру, то можешь продолжать работать в черную?

  • Ответить

    Сама по себе инициатива полезная. Ведь даже опытному интернет пользователю трудно отличить что-есть партнерский магазин или того хуже — сеошная витрина и что-есть реальный магазин с ОГРН, юрлицом и хоть какой-то ответственностью. А такое непонимание приводит к снижению доверия ко всем: и черным, и серым и белым и таким образом лишает рынок потенциальных клиентов. Другое дело, что у нас: «хотели как всегда, а получилось как вышло». Вопросы навскидку хотя бы: Я честно говоря, вообще не очень понимаю, что есть черно-серое-белое кино в бизнесе в РФ. Это какой-то бред. Черное — криминал, да? Почему органы не работают? Где прокуратура? Где СК? Серое — это по закону или нет? Если по закону пусть и недоработанному, тогда с какого бодуна оно стало серым? Ведь если не указано в законе, значит разрешено? Если же это серое на самом деле черное — то путь один: Прокуратура, СК и прочие органы. 1) А где-нибудь есть четкое определение (для простых людей), что такое интернет-магазин? Это обязательно юрлицо или ИП, какова должна быть у него резиденция. Это выставка витрина обычного магазина (например М.Видео) или это может быть виртуальный магазин и нужен ли ему тогда офис или шоу-рум? И что будет если магазин посчитает, что на фиг не нужен? Что если он продает только виртуальные товары или того хуже — услуги? Закон о дистанционной торговле то есть, но он мало пересекался с сервисами и интернет магазинами (если не считать представительства в интернете обычной розницы). 2) Как собираются довести до сведения покупателя статус магазина? Обычно это некая блямба (типа BBB в США или типа eTRUST) в которую можно ткнуть и получить текущий статус сайта. Кто будет вести работу по проверке, выдаче и поддержанию этого статуса в актуальном состоянии? Ведь это деньги и немалые. Магазины (нормальные) не прочь заплатить за повышение статуса доверия клиента, но кому попало и без четкого понимания условий, плюсов и минусов платить никто не станет. Разочаровывающая история всех предыдущих попыток о чем нибудь объединиться в нашей стране: КЦ оппозиции, всевозможные попытки устроить объединение хостеров, провайдеров и т.п. и т.д. и даже не побоюсь этого слова тот же РАЭК прекрасно показали кто и почему туда попадает и чем и как это отражается на реальной жизни страны. К сожалению, ничем и никак (в большинстве случаев). Даже злосчастные СРО, идея которых всегда была хороша, превратились у нас в очередную кормушку и удостоверения о состоянии в каком-нибудь СРО приносят только деньги мошенникам, но никак не помогают ни потребителям, ни организациям. Количество предложений и инициатив почему-то превышает количество аналитических обзоров и в целом сводится опять к: «хотели как всегда, а получилось как вышло». Ну блин, когда-то же, хоть что-нибудь, у кого-нибудь, должно же совпасть? Возможно даже и совпадает, да только никто об этом и не знает…