Google Android не такой бесплатный и открытый, как казалось?

Развитие событий: Google: Хромбуки расходятся как горячие пирожки, но прибыли компании не приносят (31 января 2014)

The Guardian объясняет, почему Google Android не такой бесплатный и открытый, как принято думать. Хотя базовые составляющие Android пока остаются открытыми, открытость и бесплатность ОС от Google — в некотором смысле миф.

Дело в том, что для того, чтобы на устройстве появились такие ключевые для системы приложения, как Google Play, производителю требуется получить лицензию на «Google Mobile Services» (GMS). Оказалось, что, как и в случае Microsoft, лицензия GMS стоит денег — US$75,000 за 100,000 устройств, по сведениям источника Guardian.

В день Google активирует более одного миллиона лицензий.

Таким образом, цена составляет 75 центов за устройство (по некоторым данным, Microsoft берет $15 за каждое устройство Windows Phone). Получается, что только на продаже лицензий «Гугл» зарабатывает 100 миллионов долларов в квартал. Источник Guardian говорит, что публика не увидит эти отчисления отдельной строкой в отчетности Google, потому что такое выделение разрушило бы миф о бесплатном «Андроиде».

Отчетность «Гугла» за четвертый квартал 2013 года выйдет 31 января после закрытия торгов в Америке.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Anatoly_v01

    Открыл мобайл-ревью, посмотрел обзоры. Вот, например. стартовый экран аппарата МегаФон Optima (MS3B) (ссылка на обзор): на главном экране сервисы гугла — игры, музыка, фильмы (зачем?), маркет, но есть Яндекс-браузер и какой-то непонятный Email. Почты Гугла не видно. Можете другие аппараты (локализованные) посмотреть. На моих телефонах тоже каждый раз из коробки шли какие-то российские почты и другие сервисы.

  • Контекст комментария

    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Один хозяин большого поисковика показывал мне переписку с одним директором очень крупного производителя телефонов. Там дело не в том, что лицензия платная. Мировому лидеру не жалко центов. Там ещё есть секретное условие, которого нет в стандартах Open Mobile Alliance, а именно, что в каждом телефоне обязательно должна быть установлена GMS, и никакой конкурент не может стоять рядом, на первом экране. То есть ни «чужую» почту, ни поисковик, ни карты, ни соцсеть дистрибутировать по сути нельзя, если ты подписался на Андроид. Именно потому, что условие секретное, и пришлось переписку показывать из рук.

  • Контекст комментария

    ak

    Как пишет SeekingAlpha, Гугл в комментарии своему фан-клубу «9to5 Google» заявил, что денег за лицензии не берет, но не сказал ничего больше. После чего Guardian проапдейтил свою оригинальную заметку в том ключе, что Гугл деньги-то всё равно берет, но не за лицензию, а за CTS-тестирование (привет, Эрик Шмидт, Sun и Java ME).

Добавить 32 комментария

  • Ответить

    Непонятно где новость. Сертификация была с самого начала, и есть китайские производители, которые не используют gapps. Есть B&N Nook, там вроде тоже Гугл-плея нет.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Новость, видимо, в том, что не просто сертификация, а еще нужно доплатить за лицензии. Про альтернативы — а покупатели хотят эти альтернативы? Кроме того, дело не только в маркете, Гугл последовательно забивает на обновление приложений из опен-сорс поставки (календарь, плеер, галерея, камера, ланчер и т. п.), а апдейты делает в виде своих приложений (то же требование GMS). То есть, это право Гугла, конечно, но картину несколько меняет.

  • Ответить

    Как и было с самого начала. Китайские телефоны вообще не пользуются Google Services, у них свой Google Play. Есть ещё проблема того, что сами производители не открывают код своих драйверов, т.е. чисто свободную версию системы можно запустить разве что на эмуляторе. Инфраструктура Google — вкусная штука, но у всех есть альтернативы. Например, рекомендую F-Droid: он хранит свободные программы, причём к каждой прикладывается исходный код, на который 100% гарантировано, что бинарник собран именно из него. Ну или есть Amazon Appstore. Android потому и называется бесплатным-открытым, что на нём возможно пользоваться альтернативными прогами.

  • Ответить
    BigBrother Helmet-A

    Ну, поскольку я тут в Азии, расскажу немного — благо, сталкивался. Естественно, производители ничего гуглю не платят за GMS. А вот конечные продавцы — совершенно, кстати, бесплатно — все это устанавливают на любое устройство. Так что платят, думаю, Самсунг с LG и Sony. Ну, может, HTC еще.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Насчет открытый — насколько оперативно открываются исходники новых версий? Все ли приложения, существующие в системе (особенно стандартные типа СМС) тоже открыты?

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Один хозяин большого поисковика показывал мне переписку с одним директором очень крупного производителя телефонов. Там дело не в том, что лицензия платная. Мировому лидеру не жалко центов. Там ещё есть секретное условие, которого нет в стандартах Open Mobile Alliance, а именно, что в каждом телефоне обязательно должна быть установлена GMS, и никакой конкурент не может стоять рядом, на первом экране. То есть ни «чужую» почту, ни поисковик, ни карты, ни соцсеть дистрибутировать по сути нельзя, если ты подписался на Андроид. Именно потому, что условие секретное, и пришлось переписку показывать из рук.

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    А тихонечко инициировать антимонопольное разбирательство, случайно, хозяин большого поисковика не думал? Microsoft же в Европе заставили открыть двери для всех браузеров.

  • Ответить
    Sergei Erjemin VentureBox

    В Радио-Т об этом уже рассказывали несколько месяцев назад. Есть китайцы которые ставят без GMS и ставят альтернативный Play… но в них не может быть гугловских приложений, т.к. в альтернативных сторах его нет. Но тем не менее выпускают и на внутреннем рынке вполне находит сбыт.

  • Ответить

    Игорь Ашманов сильно сомневаюсь, так как это правило нарушается, например, в США только так. На первом экране стоят сервисы операторов. Есть некоторое подозрение, что платность установки связана с лицензионными отчислениями по патентам. Как известно, Microsoft получает с каждой установки Android по разным оценками от 1 до 8 баксов.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Ну, ваши сомнения мне лично не очень интересно, поскольку я разговаривал с реальным игроком рынка, а у вас, вероятно, наблюдения через прессу.

  • Ответить

    Игорь Ашманов я не знаю с кем вы там разговаривали, но есть простой факт — масса телефонов где на главном экране стоят конкурирующие сервисы, и вы бы об этом знали, если бы хоть раз держали в руках телефон от какого-нибудь Verizon или AT&T. Скриношты можете поискать сами.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Между тем, я говорил только о том, что сами производители смартфонов не могут вставлять конкурентов Гугл в свою оболочку на базе Андроида, по крайней мере на первых экранах. Они обязаны просить разрешения у Гугла. Как там Гугл договорится с Бингом или Яхой в США, за деньги или ещё как, я не знаю, но в России с ним, похоже, договориться нельзя.

  • Ответить

    Открыл мобайл-ревью, посмотрел обзоры. Вот, например. стартовый экран аппарата МегаФон Optima (MS3B) (ссылка на обзор): на главном экране сервисы гугла — игры, музыка, фильмы (зачем?), маркет, но есть Яндекс-браузер и какой-то непонятный Email. Почты Гугла не видно. Можете другие аппараты (локализованные) посмотреть. На моих телефонах тоже каждый раз из коробки шли какие-то российские почты и другие сервисы.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Не споря по-существу вопроса, хотелось бы только заметить, что фотки из обзоров не равны «из коробки». Это хорошо видно хотя бы по наличию новых сообщений почты в статус-баре (т.е. телефон перед обзором настраивали и могли руками вытащить на рабстол ярлык ябраузера или установить маркет и приложения Гугла). Но это просто версия.

  • Ответить

    Вообще у нас продаются некоторые устройства, про которые написано прямо в Яндекс.Маркете, что они с «Яндексом внутри». Там предустановлены Яндекс.Диск, Киноафиша, Погода, Карты, ещё что-то. Не помню, но вроде системными приложениями. Google Play при этом тоже есть. Точно знаю про планшет inch Regulus, вроде у В-брендов типа Флая или Хайскрина такое тоже имеет место. У крупных брендов вроде не бывает. Хотя стоп, нет, Самсунг же на свои аппараты сует Samsung Apps, отдельный магазин приложений. Но им-то точно можно.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Просто Игорь не всё правильно запомнил. Не любые конкурирующие сервисы нельзя. Нельзя дойную корову Гугла — поиск. Ну и браузер, если в нём стоит чужой поиск, тоже.

  • Ответить

    про открытость андроида можно говорить часами, особенно про ту часть что все новые апи будут доступны только как часть GPS (google play services), что фактически означает остановку развития чистой (без gps) платформы. конкурируйте, пробуйте. но медаль за гомосексуализм гугл по праву заслужил.

  • Ответить

    Юра, а за что антимонопольщиков натравливать? Вот есть бесплатный Ондроед, бери и делай что хочешь (Амазон вот берет и делает). Хочешь чтобы оно было «официальное», от «производителя» и все такое — покупай лицензию у Гугля (и тут есть требования). В аналогии с Микрософтом — это как если бы МС раздавал бы бесплатные винды без MSIE, но и без названия «Микрософт». А за название требовал бы сборку с MSIE внутри. Боюсь что FTC тут обломалось бы.

  • Ответить
    ak

    Как пишет SeekingAlpha, Гугл в комментарии своему фан-клубу «9to5 Google» заявил, что денег за лицензии не берет, но не сказал ничего больше. После чего Guardian проапдейтил свою оригинальную заметку в том ключе, что Гугл деньги-то всё равно берет, но не за лицензию, а за CTS-тестирование (привет, Эрик Шмидт, Sun и Java ME).

  • Ответить

    За CTS (compatibility test suite) денег гугл тоже особо не берет — это набор для автоматизированного тестирования, который вендор разварачивает на своей стороне. Основная беда в том, что гугл с мелочью не работает — его интересует десятки миллионов устройств в год, все, кто мельче — либо ставят левый GMS pack (как это заведено у множества мелких российских брендов, которые на этот счет вообще не заморачиваются — ищем знакомые «российские» бренды в списке…. и не находим https://support.google.com/googleplay/android-developer/answer/1727131?hl=en), либо проходят процесс сертификации через более крупных игроков (учитывая все более тонкую маржу даже у крупных OEM/ODM, они более, чем рады не столь напряжной халтурке), что, естественно, стоит денег. И да, есть куча требований, что должно быть на стартовом экране/ чего не должно + энное кол-во требований по софту (соответствие выясняется путем автоматизтированного стресс-теста/ подергивания стандартных API/ интентов; если что-то не так — CTS просто зафейлиться). Гариану неплохо б заморачиваться факт-чекингом перед подобными статейками.