«КиберЛенинка» привлекает $2 млн с потенциальной оценкой $20-$40 млн, вышла на окупаемость за счет сервисов

Российская научная онлайн-библиотека «КиберЛенинка» собирается получить $2 млн инвестиций в формате CLA (конвертируемого займа) от Игоря Рыбакова, который в 2017 году уже купил 25% в ней за 30 млн рублей. Планируется раунд инвестиций с предварительной оценкой компании в $20-$40 млн. Неделю назад она отчиталась о выручке в 12 млн за 2019 год. Сервисы стали поставлять 50% доходов, в отличие от 35% годом ранее. Редакция Roem.ru поговорила с командой «КиберЛенинки» о ключевых зарабатывающих сервисах и стратегии развития.

Дмитрий Семячкин: «КиберЛенинка» — инфраструктурный проект, миссия которого — сделать современное научное знание доступным и востребованным для обучения, исследований и просто ответов на вопросы (модель потребления схожа с «Википедией»). Вокруг неё мы объединяем университеты, академические институты, издателей, разделяющих наши базовые ценности открытости. Поэтому мы не можем брать деньги за доступ, но для устойчивости проекта должны зарабатывать, что мы придумали делать на рекламе (долю которой планируем сокращать) и коммерческих сервисах. Мы начинали с сервисов для издателей, но быстро осознали ограниченность рынка и слабую масштабируемость данного направления. Сейчас нас интересуют бизнес-модели на больших рынках и масштабируемые на мир".

Михаил Сергеев: «Фокус на B2C-сервисах для учащихся, учёных, журналистов и всех, кто исследует и пишет. С „КиберЛенинкой“ мы решили вопрос доступа к знаниям и их потребления. От задач по агрегации и распространению контента мы переключились на его производство. „Библоид“, „КиберКурсач“ и будущие сервисы нашей платформы будут помогать на всех этапах создания нового знания, начиная от подбора нужных источников до публикации и оценки влияния. Тут мы экспериментируем, проверяем гипотезы, пытаемся нащупать быстрорастущие направления.

Процесс поиска идей основан на обнаружении узких мест в каждом этапе жизненного цикла авторской работы (Подбор источников — Чтение — Написание — Верификация — Оценка влияния). Разгрузка этих узлов с высокой долей вероятности будет востребована. На текущий момент рынок знаний во всем мире оценивается в $5.8 трлн ($7 трлн к 2021) из которых только $400 млрд — цифровой. На 2018 год количество людей, вовлеченных в производство знаний составляло 526 млн, прогноз на 2030 — 1000 млн. В России уже сейчас 5,5 млн студентов и 700 тыс. исследователей ежегодно производят 24 млн работ».

Bibloid — сервис подбора литературы для научной работы, «начальный этап интеллектуального ассистента исследователя. Основная задача — убрать рутину из исследовательского процесса, что-то автоматизировать, что-то делегировать».
С начала сентрября 2019 обработано 1500 заявок, конверсия из заявок в клиентов — 35%. Темы абсолютное разные, от «Дихотомия добра и зла в неоромантической эстетике» до «Современные методы лечения тромбангиита», выборку по специализациям не делали, но она скорее всего коррелирует с общей публикационной активностью в стране (чтобы писать, надо читать): экономика, медицина, юриспруденция.

10 млн источников на русском языке, более 200 млн на английском, 6500 рекомендаций ежемесячно.

CyberDOI — сервис для издателей (B2B), которые передают библиотеке контент и получают рост охвата аудитории и узнаваемости своего издания. DOI — (Digital Object Identifier, «цифровой идентификатор объекта») — международный стандарт идентификации научных публикаций, который содержит метаданные о документе и позволяет удобно его искать в интернете.

Это один из необходимых элементов построения инфраструктуры науки и нормализации объектов в ней. Мы просто и в первую очередь удобно для издательств осуществляем этот сервис.

Patenton — ещё один контентный проект (как и англоязычная «КиберЛенинка», запущенная в конце 2018), стратегически важный для экосистемы. В частности, патенты уже используются для подбора источников в «Библоиде». Aудитория через месяц после запуска — 35 тысяч уникальных посетителей.

КиберКурсач — «первый юнит в линейке просветительских проектов, призванный как можно более доступным образом обяснить будущим участникам процесса научной коммуникации что, зачем, почему и как». Обучение прошли уже 15 тысяч студентов, в осеннюю сессию 2019 года аудитория ресурса составила 1,5 млн человек.

Михаил Сергеев: «Наша стратегия заключается в развитии платформы, наращиванию контентной базы и создании новых сервисов. Мы планируем привлекать очередной раунд инвестиций для масштабирования, но не спешим с этим, достаточно чётко понимая, какие инвесторы нам интересны. Прежде всего это крупные стратеги (например, Яндекс) или большие инвесторы „smart money“, которые могли бы привнести в бизнес не только и не столько деньги, а опыт, экспертизу, технологии для кратного роста».