«Лаборатория Касперского» попробует остановить падение выручки, распространяя продукцию по бесплатной модели

«Лаборатория Касперского» ищет способы замедлить падение объемов продаж, связанное с недостаточным спросом на антивирусную продукцию на рынке частных пользователей, пишет «Коммерсантъ». В частности компания планирует внедрить фримиум-модель продаж при которой по которой базовая защита будет предоставляться бесплатно, а допуслуги — за деньги.

По итогам 2015 года выручка «Лаборатории Касперского» по МСФО составила $619 млн, что на 9% ниже аналогичного показателя 2014 года. Это показатель упал впервые за 18 лет. В качестве основной причины в компании называют снижение курса евро по отношению к доллару — Европа генерирует 34,6% выручки «Лаборатории Касперского». Также на снижение доходов компании повлияло ослабление курса рубля и ряда валют развивающихся стран, в первую очередь Бразилии.

Антивирусы не выдержали девальвации // «Лаборатория Касперского» сократила выручку

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Только это не ЛК делает. Это индустрия делает. И там есть разрыв: мелкий вендор с бесплатной рекламной моделью зарабатывает на пользователе два доллар в год, и счастлив, если получит 20 миллионов в год.
    А ЛК привыкла зарабатывать 20 долларов с пользователя, и упасть вдесятеро — не может. А что делать — непонятно. Рынок-то давит.
    Ну и вообще антивирус уже совсем не прикольно, 25 лет уже антивирус, а куды бежать — неясно.

    То есть, я знаю, кто бы мог придумать, что делать в такой ситуации, но её давно уж там нет.

Добавить 28 комментариев

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    1) Не впервые.

    2) Причина не в курсе валюты. А в том, что бумажные методы кончились. В позапрошлый раз агентские и дилерские комиссии перевели в маркетинговые расходы, то есть на бумаге добавили к выручке. И выручка не упала.

    3) Что делать с бесплатными антивирусами — было неясно ещё в 2007—2008. С тех пор ясности не прибавилось. Хотя ещё тогда, в 2008—2009 китайское отделение ЛК зарабатывало в Китае на Байду именно по бесплатной модели (получая доход со всего, что рекламировалось на странице скачивания халявного антивируса и потом за апдейты).
    Но это не помогло осознанию в штаб-квартире.

  • Ответить

    Игорь, бесплатные продукты очень плохо влияют на продажи (замечено многократно на примере разных вендоров). ЛК сама подрывает свое положение на рынке, когда переходит к массовому распространению бесплатных продуктов. Возможно, что в Китае подобная модель какое-то время была единственно разумной для захвата рынка и «выдавливания» конкурентов, но то, что мы сейчас наблюдаем в России иначе как мазохизмом трудно называть. ЛК по сути переводит определенные сегменты рынка на никому непонятную модель с автоматическим обнулением выручки, которая ранее от этих сегментов шла.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Только это не ЛК делает. Это индустрия делает. И там есть разрыв: мелкий вендор с бесплатной рекламной моделью зарабатывает на пользователе два доллар в год, и счастлив, если получит 20 миллионов в год.
    А ЛК привыкла зарабатывать 20 долларов с пользователя, и упасть вдесятеро — не может. А что делать — непонятно. Рынок-то давит.
    Ну и вообще антивирус уже совсем не прикольно, 25 лет уже антивирус, а куды бежать — неясно.

    То есть, я знаю, кто бы мог придумать, что делать в такой ситуации, но её давно уж там нет.

  • Ответить

    > Рынок-то давит … антивирус уже совсем не прикольно …

    Тут согласен! Прикольно сидеть, ничего не делать, а оно само как-то растет. А тут — БАЦ — перестало. И в одной ноздре ковыряться пробовали, и в другой тоже пробовали, — не уверен — но видимо и в некоторых других дырках тоже ковыряли — ан «не растет кокос». Гениальная мысль — что-нибудь придумать, поменять, поискать модели развития — но это где ковырять-то надо?

  • Ответить

    > Гениальная мысль — что-нибудь придумать, поменять, поискать модели развития
    А разве не искали? Даже если судить по медийной активности, то в последние года была активная реклама корпоративных продуктов. Точили и активно продвигали свой основной продукт. Ведь антивирус вроде как весьма неплох? Окучивали платформы, делали разные продукты (многие правда мало чем отличались).
    Да и модели были разные, вспомните бесплатный Касперский от Яндекса.

    Правда за это время бесплатные очень сильно подтянулись, да и кризис на основных рынках сильно ударил по выручке.

    А сейчас запускают весьма своевременные изменения.

    Вполне рыночная ситуация. Без ФАС, судов и прочих непотребств.

  • Ответить

    > бесплатные продукты очень плохо влияют на продажи (замечено многократно на примере разных вендоров)
    Это какие например? Я вот вижу, что море антивирусов работает по такой модели. Сейчас многие проф. инструменты (Unity, Visual Studio и т. п.), огромная куча других продуктов переходят на модели, где базовая часть бесплатна.
    А зарабатывать, судя по Авире и их тулбарам, можно не только на продажах своих антивирусов.

  • Ответить
    Михаил Сергеев КиберЛенинка

    По причине — первая и самая очевидная мысль — люди уходят (и будут уходить) в мобильные устройства, а антивирус для iOS наверное не очень хорошо продается.

  • Ответить

    Да и в сети сейчас стало гораздо безопасней. А та зараза, которая пролазит — она часто условно-вредоносная, которую антивирусы часто и не блокируют.

    Поисковики сейчас быстро срабатывают, абузы прут в датацентры пачками от автоматов. Virustotal-подобные сервисы развиваются.
    Автоматические обновления везде и всюду.

    Google Chrome вообще сейчас главный бич для разных download-партнерок. Приходится промышленными масштабами генерить электронные подписи даже под вполне безобидный софт.

    Хотя наверное развитие мобильных платформ вносит больший вклад:)

  • Ответить

    Ну да, безопаснее.

    Если раньше ты чертыхаясь мог только потратить полдня на переустановку винды, скопировав большую часть данных при помощи Live CD, то сейчас всё шифруется под корень — отдай 400 баксов (средняя зарплата россиянина за месяц, на минуточку) и не греши.

  • Ответить

    Для iOS антивирус может и не очень актуален, а для андроида очень даже. Вроде в ЛК были планы чуть ли не создать собственную безопасную мобильную OS. Это врядли осуществимо, а вот сделать какую то бесплатную приблуду для андроида, которая будет при желании доукомплектовываться платным антивирусом — наверное более реально.

  • Ответить

    > Бизнес зависит совсем от других вещей.
    Это при условии примерно равных продуктов.
    С падением качества расходы на маркетинг будут расти в геометрической прогрессии.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Заметим, что Симантек и Маккафи постепенно теряют долю на розничном рынке, и уходят с него. Изменения у всех.
    Эти лидеры ИБ переключаются на что-то другое.

  • Ответить

    1. Розничный рынок ав — во многом иллюзия, не видна маржинальность продаж, по ощущениям/фактам в существенной части рынка маржи там нет -на продвижение тратится почти все что зарабатывается.
    2. Архитектура/концепция антивирусов устарела не в 2008 году, а намного раньше (когда заражения уже шли из инета, в том числе из поиска, а яндекс говорил что это не их проблема).
    3. И проблема исключительно в бизнес-модели, что технически можно сделать более-менее понятно, непонятно как заработать (на розничном клиенте).
    4. И этого (что делать) никто не знает и уходят на смежные рынки.

  • Ответить

    А что делать — непонятно.

    Игорь, ну как пример… ЛК может не бесплатно продукт распространять, а по абонентке. Интернет же люди тоже не сразу на год покупают. Вот пусть заключат договор с провайдером (рами), берут за это рублей 200 ежемесячно, отчисляют комиссию небольшую провайдеру и присылают ежемесячно ключик для активации на 2−3 компа, как коробка, после того, как клиент провайдера активировал следующий период на пользование интернетом.

  • Ответить

    Там вопрос не в цене. В пересчёте на устройства стоимость низкая. Если брать на троих одну коробку с 2−3 ключами, то выйдет какая-то незначительная сумма.

    Вы меня убедите в том, что я должен пользоваться «антивирусом».

    Представляется мне там куча проблем в абсолютно разных плоскостях. Начиная с установки и заканчивая зачем оно вообще нужно.

    Не знаю как, но люди умудряются устанавливать антивирусники таким образом, что система перестаёт работать стабильно.

    >> непонятно как заработать

    Как заработать можно перефразировать в «а зачем это нужно пользователю».
    Потому что если бы каждый должен был иметь антивирусник так же, как ОС, то такого вопроса не стояло бы.

    В настоящий момент, как ты знаешь, необходимости в антивируснике нет, по той самой причине, что срабатывает это всё чаще после того, как вирус занесён на компьютер и активирован. Если бы система работала другим образом и реально защищала от вредоносной хрени — я бы без сомнений установил её. А сейчас только лишняя программа в памяти. Уж если я что словлю то сразу обеими руками и так крепко, что антивирусные программы в текущем их виде — меня не остановят.

    Обратите внимание, что вопросы «резервирования» подступают/подкрадываются серьёзным образом и этот рынок будет расти. А вот вопросы «защиты» по-моему не двигаются.

    Это, наверное, как-то связано с поведением пользовательским. Данные-то растут и устройства множатся, а вот поведение не меняется. Мне что 20 лет назад антивирус не нужен был, что сейчас. Чего не могу сказать о резервировании и собственные NAS в т. ч. для домашнего пользования — вполне себе реальность.

    Я бы даже сказал, что Антивирусники должны были участвовать в резервировании данных. Это одно поле.

  • Ответить

    И даже не в бесплатности вопрос. Хер бы с ней с бесплатностью. Ну, в самом деле не замыкайтесь на нашей стране только. Впрочем и у нас любителей «халявы» всё меньше и меньше. Было бы за что заплатить — деньги найдутся. В формате ли «подписки» или бессрочной лицензии.

    >> Эти лидеры ИБ переключаются на что-то другое.

    Игорь, а вас не затруднит пояснить, что такое ИБ ?
    Потому что всё что «у меня на экране монитора» это здесь и сейчас на моём компе, а ни в каком не интернете. И беспокоюсь я не за то что случится в интернете, а за то что случится с моим компом (данными и прочим, что хранится на моём компе). Беспокоят-то изменения в моей системе и исходящие данные, а не входящие.

    Мне-то вот как пользователю нужна защита моей «системы».

    Причём я так понимаю, что защита системы у нас сейчас должна идти от розетки, т.е. от роутера и на «весь дом».

    Защита линии интернета на бытовом уровне она от кого идёт? от антивирусника?

    На роутерах стоит какое-нибудь предустановленное ПО?
    Вот сейчас х-ва туча роутеров продаётся. По-моему на них по-умолчанию должны стоять «ОС» в виде таких вот «защит».

  • Ответить

    За историю AV много чего было (в том числе с элементами архивирования), но по факту всем рулил маркетинг, нестандартные идеи не получалось продать полноценно. Архитектурно большинство AV архаичны. Ну и что-то должно стоять, иначе апож

  • Ответить

    Такая модель (условно SaaS) уже давно на рынке есть
    То, что вы скинули это сам антивир свой сервис продает через посредников.
    Я говорю о тарифах на интернет, в который уже стоимость этого антивира заложена.

  • Ответить

    Это как закладывать стоимость мяса в пельмени вегетарианские.
    Всем бы, конечно, хотелось производителям, но только, как скормить это потребителю.

  • Ответить
    Владимир Мяу и компания

    > Вы меня убедите в том, что я должен пользоваться «антивирусом».

    > Это как закладывать стоимость мяса в пельмени вегетарианские.

    Ага. Вегетарианец просит убедить его съесть сочную вкусную коровку. Сашок, если вы знаете, что вам это не нужно, то зачем мучаете тред? Вот мне это не нужно, поэтому когда мне мой провайдер навязчиво предлагает подписаться на Каспера, я также навязчиво закрываю окошко и продолжаю заниматься своими делами.

    А домохозяйкам, жене, детям, кошке, собачке, бухгалтерам, таксистам и парикмахерам антивирус нужен. Он заменяет мозги в вопросах кибербезопасности. Заменяет плохо, но мозги, как известно, не масштабируются.