Трибуна «Ленвендо»: рассрочка вместо кредита

Автор: Станислав Базылевич, руководитель направления Интернет-решений «Ленвендо»

Сейчас, трезво оценивая ситуацию, мы, разработчики сайтов, признаем, что и нас кризис не миновал. Доходы по направлению веб-разработки с начала прошлой осени уменьшились, по мнению журнала «Эксперт», на 20 — 30%, (и этот показатель является не самым пессимистичным!). В результате большинство студий стали необычайно гибкими и предупредительными в отношениях с заказчиком: они готовы идти на все, чтобы повысить собственную привлекательность в глазах клиентов. Так, по нашим наблюдениям уже несколько компаний официально заявили о возможности заказа сайта в рассрочку.

Схема рассрочек выглядит более привлекательной, чем разрекламированные банковские кредиты. Текущие процентные ставки явно не позволяют ощутить радость сотрудничества в полной мере. Рассрочка же хоть и не такая долгоиграющая, зато позволяет избежать перерасхода.

Строго говоря, рассрочка на рынке веб-разработки де-факто появилась еще с начала «смутных времен». Традиционная оплата «по подписанию акта сдачи-приемки работ» начала растягиваться на месяцы, в практику широко вошли «графики погашения задолженности» и даже судебные процессы с особо нерадивыми заказчиками. Причина задержек не только в дефиците денежных средств, но и в том, что клиенты не стремятся расставаться с финансами в преддверии распиаренной «второй волны кризиса». Однако нужно отметить, что с ростом клиентоориентированности разработчиков, многие из них все-таки пытаются договориться с заказчиком «по-хорошему» и пролонгируют сроки взаиморасчетов. Получается, что предоставление рассрочки в начале отношений с клиентом – это в каком-то смысле узаконивание широко распространенной сегодня ситуации.

По нашим наблюдениям, пионеры по предоставлению официальной рассрочки появились в Москве, это, например, ФЕРТ, WEBСтроитель, а также в ряде регионов (Санкт-Петербург, Пенза, Иркутск, Новосибирск и пр.). Эти компании, как правило, небольшие, условия у всех примерно одинаковые, отличается лишь размер первоначального платежа – 20%, 30% и 50%. В качестве гарантии веб-студии оставляют разработанный сайт на своих серверах до момента окончательного расчета. А дополнительным заработком становится поддержка проекта, которая входит в список безусловных услуг. В Питере же пока, по нашим данным, только «Ленвендо» официально предлагает своим клиентам беспроцентную рассрочку. Правда, в нашем случае дополнением к специальным условиям по оплате идут услуги сопутствующих направлений: бесплатный хостинг и особый тариф на SEO-оптимизацию.

Почему же при всей привлекательности рассрочек, лишь единицы решаются публично объявлять о возможности растягивать платежи? Самое главное - студии не заинтересованы с первых минут общения с клиентом отказываться от возможности работать по стандартной схеме (с большим процентом предоплаты). Вторым аргументом являются высокие сопряженные риски. Ни для кого из разработчиков не секрет, что значительная часть «небольших» и «средних» проектов делаются «в корзину»: зачастую заказ сайта является формальностью, вмененной руководителем компании одному из подчиненных. В этом случае, одним из основных аргументов для его сдачи-приемки является уже внесенная заказчиком предоплата, которую либо невозможно, либо очень сложно «вытащить» обратно. Потраченных денег жалко, это и образует определенный смысл для клиента в завершении проекта. В случае рассрочки, ощущение финансовой утраты отсутствует, и разработанный сайт (а также затраченные человеческие и финансовые ресурсы веб-студии) останется лежать неоплаченным на серверах исполнителя.

Взять на себя такие риски могут только две категории веб-студий: так называемый «семейный подряд», по сути просто сообщество разработчиков, которые на иссякнувшем потоке заказов предлагают рассрочку в надежде, что хоть кто-нибудь да заплатит. Вторая категория - компании, которые имеют запас прочности как с точки зрения финансов, так персонала.

Подытоживая, можно сказать, что в сложившейся ситуации многие игроки рынка, так или иначе, работают в рассрочку (или как минимум с максимально комфортным для заказчика графиком платежей). При этом публичное заявление о рассрочке позволяет сделать отношения «заказчик – разработчик» прозрачными с самого начала, и закрепить их в договоре. А это позволит избежать многих проблем в дальнейшем. Вместе с тем, клиент должен понимать, что озвученные программы – это всего-навсего отправная точка для переговоров. Решения в каждом случае индивидуальные и финальные условия обсуждаются в частном порядке. И если клиент в состоянии работать по традиционной схеме – платить больше и быстрее – разработчик будет подводить его именно к такому формату сотрудничества.

Редакция Roem.ru может не разделять мнения авторов, предоставляя возможность высказывания различных мнений. По вопросам публикации обращайтесь по адресу sinodov@roem.ru

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    bazilevich plan В

    Вношу ясность :). Мы (Ленвендо) — питерские разработчики, при этом также действует офис в Москве (продажи, реклама, свои проекты и пр.). Основная специализация — сайты на 1С-Битрикс. На роем имя компании обсуждалось, например, в контексте разработки гдеэтотдом. Тезисы это публикации примерно такие: 1. мы считаем более правильным изначально «узаконивать рассрочку» связанную с задержкой выплат со стороны заказчика; 2. по нашим оценкам большое количество студий уже работает по более сложному графику платежей нежели традиционные аванс/расчет. 3. не все компании могут взять на себя риски связанные с отказом заказчика от результата работ в условиях работы без аванса. На тему опыта: пока четко отлаженной схемы и обширной практики по такому порядку работ у нас нет. Поскольку у нас не потоковая разработка, мы просто не успели набрать достаточно клиентов, чтобы посмотреть, как такие схемы работают на больших выборках. Поэтому хочется услышать мнение остальных участников по этим вопросам и поделиться имеющимся опытом, если это интересно.

Добавить 87 комментариев

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Любое действие, которое не приносит рост оборота в разы, таким образом можно отнести к возне в песочнице. Если же бизнес уже более-менее стабилен, и появляется что-то, что позволяет увеличить приток клиентов процентов на 10−20 (?) — это уже неплохо, почему бы и не обсудить.

  • Ответить

    в данной статье описано радужное будущее в случае арботы с нищебродами… какие 10−20%? Это потенциальные висяки и те люди кто копейку оплатив думает что купил 100% всего рабочего времени команды.

  • Ответить
    rzr CNEWS

    пусть ленвендо назовет заказчиков с которыми они работают по такой схеме ps полностью согласен с seva да, кто такие/такой ленвендо? фрилансер?

  • Ответить

    У банковского кредита есть залог, что уменьшает риски банка. А у Вас что в залоге? Риски при таком формате, которые берет на себя студия возрастают, ответственность же клиента за свои решения резко стремится к нулю. Что касается уменьшения стоимости разработки — «все придумано до нас». Есть такая услуга «тех. поддержка сайта». Вот она и помогает гибко подойти к стоимости разработки. ----------------------- КРИЗИС КОНЧИЛСЯ. Пора идти к новым свершениям.

  • Ответить

    Верно народ говорит. Я бы на месте студии не стал бы связываться с компанией, которая не готова оплатить 100% сразу. 90% вероятности, что все суму оплаты получить просто не удасться. Единственное, что приходит в голову — что это такая скрытая форма демпинга. Т.е изначально рассчитывали получить только первый платеж, а следующие нужны только для раздувания оборота «на бумаге»

  • Ответить
    bazilevich plan В

    Вношу ясность :). Мы (Ленвендо) — питерские разработчики, при этом также действует офис в Москве (продажи, реклама, свои проекты и пр.). Основная специализация — сайты на 1С-Битрикс. На роем имя компании обсуждалось, например, в контексте разработки гдеэтотдом. Тезисы это публикации примерно такие: 1. мы считаем более правильным изначально «узаконивать рассрочку» связанную с задержкой выплат со стороны заказчика; 2. по нашим оценкам большое количество студий уже работает по более сложному графику платежей нежели традиционные аванс/расчет. 3. не все компании могут взять на себя риски связанные с отказом заказчика от результата работ в условиях работы без аванса. На тему опыта: пока четко отлаженной схемы и обширной практики по такому порядку работ у нас нет. Поскольку у нас не потоковая разработка, мы просто не успели набрать достаточно клиентов, чтобы посмотреть, как такие схемы работают на больших выборках. Поэтому хочется услышать мнение остальных участников по этим вопросам и поделиться имеющимся опытом, если это интересно.

  • Ответить
    Альтер Эго

    то есть у вас таких клиентов нет? и вы вообще так не работаете? тогда в чем смысл поста? почему вы себя причисляете к тем кто работает? да то что вы можете написать слово свои проекты никто не сомневается. сколько проектов и каких вы сделали за прошедший год? по вашим оценкам работают две студии в Москве и одна в Санкт-Петербурга — это большое количество? в общем из вашего поста ясно одно — вы из питера, а не Питера (кстати, да, так правильно пиштся название города) и вносите ясность в то, что сами не понимаете.

  • Ответить

    2 bazilevich Вы должны исходить из себестоимости проекта. а так же его стоимости в дальнейшем (будет ли развитие, поддержка, рекламная кампания и т. п.) Так вот свои риски как правило студия старается прикрыть (чтобы сработать хотя бы в ноль). Для этого есть несколько путей: 1. разбить саму разработку на этапы и оплату производить поэтапно. (если жабрами чувствую что клиент сам не знает чего хочет — это вариант наиболее безопасный). 2. получить полную предоплату — тут Вы правы в кризис клиент боится что и студия не выживет — маловероятно. 3. Составить график платежей и скорректировать его с графиком выполнения всего проекта. (есть оплата — есть результат) 4. оформить все отношения юридически с пост-оплатой. западные компании часто оплачивают пост-фактум с задержкой на месяц после сдачи проекта. (если проект цикличный или небольшой) Но за то и платят на порядок выше российских компаний. В этом случае старт должен начаться после получения подписанного договора. % за задержку оплаты должен быть заложен в общую стоимость проекта. ---------- В любом из вариантов — студия должна не сработать в минус. вот и все пироги. удачи и привет Питеру!

  • Ответить
    bazilevich plan В

    2 Вася «обширная практика» предполагает несколько десятков реализованных по данной схеме проектов. выше говорится, что наша практика в рассрочках не обширная. пока. есть ряд клиентов, которых интересует данное предложение. есть ряд студий в Петербурге (а именно так звучит официально название города), других городах России и за ее пределами, которые открыто (выше приведены примеры именно публичных заявлений) предлагают рассрочку. можно ли назвать это тенденцией? действительно ли клиентов привлекает такое предложение? каков опыт коллег — вот то, что нас интересует. 2 novos Спасибо за ответ, но в данном случае я говорил не о том что мы не знаем как работать и как не уходить в минус, а спрашивал о том насколько интересно на взгляд остальных участников выполнение работ в рассрочку. Привет передал, вам ответный ;)

  • Ответить
    Альтер Эго

    так я вас и спрашиваю про эти десятки реализованных проектов. Назовите их. какие из 59 проектов в вашем портфолио проектов реализованы по данной схеме? то что ленвендо не хватает денег — можно назвать тенденцией. Желаю вашей студии наконец-то перебраться из питера и Петербурга в Санкт-Петербург (http://www.gov.spb.ru/), быть может тогда вам не придется работать в рассрочку и повысить свой профессиональный уровень. прошу, не становитесь вторым Гичуном, одного вполне хватает.

  • Ответить

    глупость какая-то :) может мне кто-то объяснит на хера давать рассрочку если можно ее не давать? или что кто-то решил меценатствовать, ну тогда флаг в одно место ;-) юра может лучше на тему как из госзаказа (из суммы с 6−7 нулями) разработчику достаются суммы с 5−6 нулями? ;) а затем все дружно начинают обливать помоями получившийся продукт :-D

  • Ответить
    Альтер Эго

    Предлагаю потереть тему. Она смешна + ребята которые писали ее настолько известны, что их никто не знает и все путают с человекокомпанией-фрилансером. Они даже название своего города не знают=)))))))

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Я бы с удовольствием опубликовал статью на тему как из сумм с 6−7 нулями разработчику достаются суммы с 5−6. К сожалению, про подобный опыт мало кто из разработчиков готов писать.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Юрий, потрите. только тогда напишите что новость про ребят проплачена, иначе публикация не ясна — она ни о чем, они даже название города не могут правильно написать, а говорят о магическом исследовании рынка из самих себя: http://www.roem.ru/2009/08/24/lenvendo24082009/?c#message47440 http://www.roem.ru/2009/08/24/lenvendo24082009/?c#message47453 пусть предъявят проекты и т. д. и т. п. для чего им трибуна? чтобы рассказать о том что им не платят и они называют это рассрочкой? явная тенденция рынка тогда такова — ленвендо из питера вне рынка. и да, этот коммент тоже можно тереть. Михаил Мирецкий, CNEWS

  • Ответить

    Почему нет до сих пор общего сообщества веб-разработчиков? потому что любой диалог превращается в плевки слюной и измерение у кого длинше и толще. Для чего нужна трибуна и так всем ясно. Каждый может высказать свое мнение. И каждый может не согласиться :) Рассрочка возможна если за нее клиент заплатит. Но бегать за теми кто не заплатил иногда накладнее и не интересно. При любых суммах менее 500 тыс. накладно бегать по судам. Потому свой выбор каждый делает сам. 2 Михаил Мирецкий, CNEWS С таким же успехом можно попросить Ведомости стереть статьи про падение рубля или доллара (или проситьCNEWS не писать о очередной железяке рекламодателя). Но никто этого не делает. Там играют тоньше. Так давайте уважать чтоль друг друга.

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Михаил, я отвечу следующим образом: трибуна, это взгляд представителей одной отдельно взятой компании. Это не исследование, там не должно быть данных типа «какой процент компаний работает с рассрочкой». Мне эта статья показалась интересной в том плане, что показывает, на что приходится идти компаниям из-за кризиса неплатежей ради сохранения клиентов. И, вроде бы, никто не скрывает, что случай «Ленвендо» — частный, и никто его не аппроксимирует на абсолютно весь рынок

  • Ответить

    есть проект Х, стоит 500.000 рублей, есть временной интервал 6 месяцев. Что мы имеем: ставка рефинонсирования в среднем 11% годовых, с этой суммы мы недополучаем 27500рублей уже по ставке. Далее, эти деньги вне оборота компании, оборачиваемость средств тоже хромает на обе ноги от таких задержек. Далее, риски проекта в рассрочке неучтены вообще никак, т.е. ситуация «я хотел, ждал, а получилось… я в шоке, переделывайте нахер за свой счет» более чем прогнозируема и у нищебродов скорее правило чем исключение (не будем говорить о том, что солидные компании будут лезть в рассрочки, это смешно просто). Далее, колебания курса валют. Может кому и неважно, но например за год одна и тажа сумма в рублях дает разные % от стоимости Лексуса 8) вот както так, на пальцах и за 5 минут. В сео есть еще и оплата по факту, кто ее практикует вообще может смело себя к садо-мазо причислять, там помимо первичных факторов есть еще и влияние третьих лиц)

  • Ответить
    Альтер Эго

    ну вот, опять какой-то передаст подписался моим ником. Надо виртуала зарегистрированного заводить.

  • Ответить

    посмотрел ссылки. интернет-магазины за 35.000 рублей. корпоративный сайт на основе купленного шаблона битрикса. дифирамбы шаблонному дизайну и как это круто и дешево будет. где тут значок «бьется головой об стену» ?

  • Ответить
    Альтер Эго

    Ну в такой ситуации только сайты в кредит….)) Сегодня попался такой же клиент. Попросили знакомые поработать. Предоплату не дадим, что нужно не знаем. разговор закончен.

  • Ответить
    Альтер Эго

    тут цифра названа 500 тыс. А много ли у студий сейчас проектов больше чем 500 тыс? Я не считаю что это большая сумма для проекта, но много ли таких кто платит студиям такие деньги?

  • Ответить

    > но много ли таких кто платит студиям такие деньги? я бы сказал что желающих платить $20−30к предостаточно. ;-) * в этом году, более того до июля даже, со мной консультировалось 5−6 компаний на предмет, а у кого бы нам сделать. учтем что это не моя сфера деятельности, т.е. в реалии — любая «мало мальски» серьезная компания изначально предполагает потратить 20−30к на создание + еще N на ежемесячное сопровождение.

  • Ответить
    Альтер Эго

    мы говорим не про консультации и желающих, а про реальные договора. В массе своей мало мальская компания делает сайт не выше уровня визитки, который стоит ну 5−10 к…. и пообщавшись со многими они это начинают понимать. Да и средняя студия ничего серьезного за 20−30 к не сделает.

  • Ответить

    1. все кто консультировались заключили договора на разработку ;-) 2. флаг в одно место тем кто делает сайт за 5−10к, а за это им съедают мозг по полной программе, а именно по упрощенной схеме: 2.1. 2−3-4 месяца согласуется ТЗ 2.2. 3−4-5 месяцев рисуются и согласовываются макеты и.т.д. 3. средние студии они же ведь тоже разные бывают да и «хотелки» у всех разные. 3.1. а 20−30к это нормальный чек, для нормального сайта. 3.1.1. единственная заморочка — все уж больно по времени раздуто, хотя если у тебя есть соответствующая структура и специалисты в штате, то вроде бы жить можно 3.2. и давайте не будем щеки надувать. ведь ни для кого не секрет, что очень не недурственные дизайны рисуются фрилансерами за $1−2к, а все что дальше это уже или понты или раздутая «хотелка»

  • Ответить
    Альтер Эго

    Как заказчик. Опыт работы со средними студиями показал, что программистом на твоем проекте является почти всегда фрилансер, которого студия по быстрому наняла под твой проект. Разница в том, что для тебя это дороже и результат не предсказуем, поэтому что это фрилансера никто никогда не видел и выбран он был по фактору самой дешевой цены. Но это уже другая тема. У студии есть одно преимущество. Это откат, который можно получить за размещение у них заказа.

  • Ответить

    Схемы работы с фрилансерами бывают разные. Когда студия постоянно, на протяжении ряда лет работает с человеком, подкидывая ему периодически таски и оплачивая работу по факту — ничего плохого в этом нет. Такая схема успешно работает и в крупных студиях. А когда на проект в качестве програмера привлекается виртуальный персонах, про которого кроме его ценника и обещаний ничего не известно — это 50% провала проекта сразу.

  • Ответить

    2komandir: в следующий раз выбирайте студию не по уровню отката и будет вам счастие. вы же исходили со 100% вероятностью максимально больше получить разницу бюджет-стоимость. Вы ее и получили. горевать при всех что недополучили чтото помимо отката глупо, т.к. на первом месте у вас он и стоял) сначала заказчик говорит что бюджет 20к далее, после того как ударили по рукам он говорит что с 20к 5 его, и компания срочно думает откуда компенсировать и… нанимает дешевого фрилансера. Вы сами заложник своих желаний)

  • Ответить
    Альтер Эго

    Во первых откаты не беру. Потому что я плачу свои деньги. И исходя из этого и пишу. И во воторых не вибираю самые дешевый вариант. Просто большинство студий в принципе ничего путного сделать не могут. В массе свой это сайты визитки за 20−30 к. Или типовый интернет магазины за такие же деньги. Собственно об этом топикастер и пишет, что деньги кончаются и не кому это не нужны такие проекты. Собственно и пошла рассрочка поэтому. Но тут утверждается что люди в очереди стоит с миллионом к студиям.

  • Ответить

    какая рассрочка при стоимости проекта 35 тысяч? вы сайты то посмотрите сперва в примерах. «солидная компания возьмет в аренду дырокол» — вот о чем топик и неболее. Если у конторы нет таких денег то это нищеброды, с вероятностью банкротства через неделю в 90%. Если же это «молодая и успешно развивающаяся компания» с таким бюджетом, то жить ей даже менее недели.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Сайт в рассрочку, разработка web сайтов в рассрочку. (для сайтов от 30 000 руб.) Это можно посмотреть на сайте Вебстроителя. Согласен, что рассрочка это не выход, но как видно других заказчиков нет. Рано или поздно студия закроется.

  • Ответить
    Альтер Эго

    ну это скорее для клиенторв которые вроде готовы заплатить за сайт 10−15к, но если в рассрочку то 30

  • Ответить

    2 komandir @тут цифра названа 500 тыс.@ (ну САЛ объявлял стоимость газпрома в 50 млн. (см. газету Ведомости — февраль09) потому 500 тыс не такая уж большая сумма). @Но тут утверждается что люди в очереди стоит с миллионом к студиям.@ таких заказов не много. но о каких либо рассрочках можно говорить только на таких проектах. кроме стоимости разработки есть еще время разработки. При хорошем и сложном проекте (с разработкой от 3 месяцев до года) и 1 млн. руб не столь уж большая сумма. Другими словами не важно какая сумма — важно какие сроки на проект отведены и какой объем работы надо переварить. @что программистом на твоем проекте является почти всегда фрилансер@ мне кажется Вы плохо изучили рынок. Если у студии нет отдела программирования, то это скорее дизайн студия чем веб разработчик. Почти у каждой даже средней студии уже есть свое лицо и свой почерк. Ваш компетентный выбор — в верном подборе исполнителя. ---------- очереди конечно нет. но и обесценивать труд своих коллег — не вижу смысла. на хлеб с маслом в рунете заработать можно даже в кризис. (который вообщем то уходит в прошлое похоже).

  • Ответить

    (ну САЛ объявлял стоимость газпрома в 50 млн. (см. газету Ведомости — февраль09) потому 500 тыс не такая уж большая сумма). Откуда такие фантазии? В тендерной заявке у них было 7 млн., что было ровно посередине из 6 участников.

  • Ответить
    Альтер Эго

    ну давайте трезво оценивать свои силы. Причем здесь Газпром. Попробуйте сначала получить контракт. И если вы получите его, то не потому что вы хорошие программисты или что-типа в этом роде, а совсем другое смотрите выше. Либо должна быть студия с очень большим именем. Насчет реальности. да есть у студий отдел программирования. ну и что. И есть один два толковых програмимиста. Тебе показывают их работы, но на твой проект не ставят. Или берут заказов без учета возможностей. И пусть даже хороший программист, но работает на нескольких проектах и постоянно отвлекается. И получается что студия может поставить на поток только типовые проекты. Которые можно сделать дешевле. Для некоторых заказчиков это подходит. Вопрос не в сумме, а что можно за это получить. При бюджете 2−3 млн. лучше брать себе программистов в штат. 1 млн цифра не очень оптимистичная. хотя и здесь лучше своих взять. И часть работ сделать на фрилансе.

  • Ответить
    bazilevich plan В

    прошу прощения за молчание — не было возможности отписаться 2 вася et al в 2008 году мы занимались разработкой нескольких больших проектов (gdeetotdom, проект для softkey, ряд проектов для ростелеком, проект для ФГУ Почта России, остальные проекты — на запад). все они были без рассрочки, если это интересно. из стандартных, например: http://www.moto-avtodom.ru, http://www.petrostyle.com, http://www.esfera.ru в этом году запустили проект http://www.medsputnik.ru (для webmg.ru), ряд сайтов типа ntt.ru, http://www.rovaniemi.ru, http://www.mebelelit.com и пр. 2 seva давайте не будем наш сайт обсуждать, поверьте, мы сами про него все знаю, скоро он изменится. на тему нищебродства и т. п. 1. никто не говорил, что рассрочка и подобные ей условия оплаты предоставляются для низкого ценового сегмента. 2. предоставление подобных условий сугубо индивидуально, риски оцениваются субъективно в ходе общения с клиентом. опытный менеджер может понять степень заинтересованности в проекте со стороны клиента, а также общую финансовую ситуацию у заказчика (по косвенным признакам). пример из практики: рассматривается лот — 8 проектов, 2 крупных (интеграции и т. п.) и 6 стандартных (корпоративы). все технические моменты устраивают, сама по себе наша компания устраивает, но есть проблемы с бюджетом, т.к. на 2009й год, как все догадываются, бюджеты были порезаны. Выход — работы по стандартным сайтам в этом году, окончательный расчет по ним — в следующем. все довольны. по поводу кризиса и нашего финансового благополучия: я благодарен всем кто за нас переживает, но так уж вышло что на текущий момент мы ни на что не жалуемся. произошедшие события просто привели к тому что изменилось отношение клиентов к проекту и к выбору подрядчиков. в лучшую сторону. сейчас себе выбирают не компанию, которая «сделает сайт», а партнера для долгосрочного сотрудничества. поэтому (например, как в приведенной выше ситуации), лично к нам теперь приходят комплексные проекты из группы сайтов компании и обсуждается работы на год-два вперед. кстати вот, например, novos здравые вещи пишет: условия работы индивидуальны и зависят от каждого конкретного проекта.

  • Ответить
    Альтер Эго

    to bazilevich вы то студия уважаемая Qsoft таких как вы по пальцам пересчитать. Я тоже хотел у вас взять разаработчиков. Но у меня другой специфический случай. Я хотел взять 2 человека на почасовую на месяц/два. Но вы не ответили. Такие заказчики не интересны конечно. В этом и проблема. Что тем кому интересен я нет нужного опыта.

  • Ответить

    2 komandir @ну давайте трезво оценивать свои силы.@ это неоспоримо. видеть свое место в мире большое искусство :) я Вам показал, что звезды очень высоко и бюджет может быть очень разным. А то что и продажники свой хлеб должны не просто так получать — всем ясно. «свои программисты» — это утопия 90-х годов. Специализация необходима для успеха. И время «карманных» отделов рекламы и программирования все равно уйдет в прошлое. Никогда специалист сидящий в полном уединении и клепающий что то очень нужное, но один (двое) — не сможет сравнится в скорости развития и выполнения своих обязательств с командой таких же коллег (которые еще и опты имеют разносторонний). Или же сразу еще нолик к своему бюджету добавьте — но тогда это уже другая песня. И другой бизнес-план под разработку. @И получается что студия может поставить на поток только типовые проекты. Которые можно сделать дешевле. @ А как Вы видите постановку на поток «нетипового» проекта? Все зависит от стратегии — кто то забивает гвозди — кто то вырезает красоту — каждому свое. Смотря в чем вы видите основную специализацию и кто готов быть с вами рядом. Есть обратный вариант — с ростом обращений растет стоимость услуги (так как вы правы — все «съесть» невозможно). Во всяком случае видимо падение цен этой осенью на веб разработки прекратится и пойдет в обратную сторону. Вообщем то мой посыл — хватит паниковать. Клиент скорее жив, чем мертв. Работы хватит всем.

  • Ответить

    2 komandir Qsoft делал гдеэтотдом на битриксе. Но потом его возможностей стало недостаточно. Кого подобрали на переработку — не знаю. Но у них действительно требования были очень большие — это так. Иконки гдеэтотдому рисовали дизайнеры из ОНИ.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Поверьте как закачик говорю нельзя на базе студии, если не брать у вас определнных людей на почасовую или какие-то отдельные модули, сделать уникальный проект. Или можно, но долго и дорого, так что проект не окупится.

  • Ответить
    bazilevich plan В

    не хотелось бы уходить в обсуждение гдеэтотдом, но на мой взгляд это хороший пример применимости внутренней разработки. компания постепенно уводила поддержку и развитие проекта внутрь за счет формирования внутренней команды. но там есть объем, т.е. иными словами если есть постоянный поток проектов/под-проектов и есть возможность собрать и управлять программистами и др. специалистами, то тогда да, есть смысл во внутренней разработке.

  • Ответить

    2 komandir поверьте, можно :) Ваша работа напрямую со специалистом возможна только после определенных этапов работы. (знакомства) До того пока студия не поняла что да — это наш клиент и мы с ним надолго — все общение будет идти через администраторов. Хотя и в этом случае — вы можете покупать почасовку. В работе с американскими компаниями это распространенный вариант. Он не всегда дешевле просто сметы. 2 bazilevich я потому и написал — добавьте нолик. Те деньги что вкладывали до кризиса в этот проект достаточны для создания собственной команды разработки. Амбиции и пожелания были столь уникальны — что в других условиях они и не могли развиваться дальше.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Не совсем так. всё зависит от того как студия поступает в этом случае начинает динамить и доить клиента, либо наоборот представляет индивидуальный улучшенный сервис!

  • Ответить
    Альтер Эго

    не встречал! вот сейчас постепенно расстаюсь со студией после почти после года работы и где-то 1,2 млн рублей работ.

  • Ответить

    2 komandir любой хороший проект требует развития и улучшений (если только он не создан под определенный жизненный момент и потом уже не нужен). Если проект уникален, нюансы многие часто в начале пути не видят — ни исполнитель ни заказчик. В том случае, что описываете Вы — взаимопонимания нет. Тут есть много причин почему такое случается. Когда взаимопонимание есть — никто никуда не уходит. Хороший клиент может выбирать себе исполнителей. Но и хорошая студия может выбирать себе Заказчиков. Иначе не выжить.

  • Ответить
    Альтер Эго

    У меня очень большой опыт продаж крупным заказчикам и не в интернет тематике и это не связано с моим проектом. Это психология. исполнитель рано или поздно начинает забивать на заказчика. если это усугубляется срывом сроком и качеством работ, но отношения обрываются. Хотя бывают исключения.

  • Ответить

    @мы сами про него все знаю@ ктоб сумневался, почта России да, знаем бюджеты смешить народ небуде«quo;опытный менеджер может понять степень заинтересованности в проекте «- договор подписывает компания, а не опытный менеджер, в данном случае получается что все риски менеджер несет, да? менеджеру надо тупо продать, на то он и сейл, а далее хоть трава не рости.

  • Ответить
    Альтер Эго

    после чего, если заказчик не удовлетворен, сейл может удержать только откатами. Собственно это идет на вред компании, так как снижается маржа. да сейл начинает подворывать если длится долго…

  • Ответить

    > менеджеру надо тупо продать, на то он и сейл, а далее хоть трава не рости. с таким сейлом, считаю, компании нужно что-то делать. нафиг такие риски?

  • Ответить
    bazilevich plan В

    2 seva у нас пока не получилось разделить менеджеров по продажам и проджектов. Т.о. то что продается с вероятностью 70% тобой же и будет делаться. Ну и контроль за работой сотрудников никто не отменял.

  • Ответить
    Альтер Эго

    поэтому во многих случаях функции сейлса отрабатывают владельцы… (по крайней мере по крупным клиентам)

  • Ответить
    bazilevich plan В

    2 komandir тут вопрос не забивания, а интереса. не все компании готовы взять на нудную тех.поддержку большого клиента и обеспечить надлежащее качество ее исполнения. ведь гораздо интереснее делать проекты с нуля — это и другие деньги и еще много чего. одно из положительных явлений текущей ситуации — уход разработчиков от такого мировоззрения.

  • Ответить
    Альтер Эго

    бывает и другое. В моем случае это было исключение. Владелец начал указывать мой проект везде в качестве портфолио как самый крупный. Занялся расширением бизнеса и прозевал момент когда назрел конфликт. Естественно полностью уйти не могу и буду работать по ряду блоков.

  • Ответить
    Альтер Эго

    ну говоря об уровни многих студий владельцы=топы… P. S. не говорю о всех… есть и исключения, но как известно которые лишь подтверждают правила.

  • Ответить
    Альтер Эго

    bazilevich это называется срубить легко деньги. Пример разработка модуля у меня заняла месяц. После чего началось натяжка дизайна, которое тоже заняло месяц. Конечно никто не хочет завершить вовремя и в срок, типа уже не интересно….поэтому и все стараются рано или поздно уйти. Не удивлюсь почему ушел от вас гдеэтотдом. шутка.

  • Ответить

    @с таким сейлом, считаю, компании нужно что-то делать. нафиг такие риски?@ сейл аккаунт и проджект это 3 разных человека с 3-мя векторами, а если это один человек то получается то что написал komandir 26.08.2009 14:40:57 «после чего, если заказчик не удовлетворен, сейл может удержать только откатами. Собственно это идет на вред компании, так как снижается маржа. да сейл начинает подворывать если длится долго…" менеджер проектов следит за выполнением всрок и в бюджет, сейлз чтоб продать как можно больше, а аккаунт уже дальнейшее развитие ведет. Это 3 совсем разных вектора в разные стороны и один человек неможет одной рукой продавать и идти на уступки, а другой бить себе по этой руке чтоб вписаться в бюджет и сроки, да еще и делать это незаметно чтоб клиент остался на техподдержку)

  • Ответить

    2 bazilevich @ведь гораздо интереснее делать проекты с нуля — это и другие деньги и еще много чего.@ не совсем так. как раз долгоживущие проекты более интересны для развития. Но komandir прав в том, что долгое сотрудничество «притупляет» внимание к клиенту. Такая проблема есть. Она еще более опасна чем отсутствие новых заказов. Уход клиента с которым развивался год — это большая потеря всегда. 2 komandir Вы можете подписать договор по которому разработчик не будет ставить в портфолио и пиарится через ваш проект. только в устной форме. Это нормальный вариант, если вы не хотите этого. Западные бренды часто так поступают. Можно говорить только устно. Но писать об этом ни где нельзя.

  • Ответить
    Альтер Эго

    @novos +1 долгоиграющие проекты это стабильность, на основе которой можно плавно развиваться, а дополнительные разовые проекты использовать как дополнительные ускорения.

  • Ответить
    bazilevich plan В

    2 seva Это все понятно, но это идеальная ситуация, к сожалению, на нашем рынке не так много компаний, в которых 3 эти роли полностью разделены. 2 novos с точки управленческой точки зрения да, безусловно интереснее. с точки зрения конечных исполнителей (начиная с менеджеров проектов) — интересно делать новое, а не поддерживать проект. я не говорю что у нас так, просто нужно все время работать с персоналом и бороться с такими настроениями.

  • Ответить
    Альтер Эго

    novos насчет портфолио. это не проблема для меня. это пример. что исполнитель понимает важность работы со мной и в тот же момент забивает на меня. тут по БФМ сегодня опять крутили слова Жириновского, что Россия это гермофродит. Продолжаю и бизнес у нас такой же. seva тут то вот как. Все поняли что заказчик никуда не денется и с разрешения руководства перебрасывают исполнителей. После чего начинается скандал. Если заказчиком не является владельцем компании, то вопрос чаще всего можно урегулировать только взяткой. Все это знают и идут на это.

  • Ответить

    2 komandir Очень часто последнее время слышу «не в той стране мы родились». Но вообщем то и «там» никто рая земного не видел. Я по уехавшим не вижу. Менталитет у нас совковый. Быстро такие вещи не меняются. Но ошибочно думать, что невозможно заменить разработчика. Или отношения его к вам. Вам необходимо видимо платить всегда по факту (раз менять нет возможности). даже не по времени, а по срокам и исполнению. может быть это их расшевелит. если там есть кому суетиться. 2 bazilevich «усталость» от длительной работы над одним проектом снимается взаимозаменяемостью команд исполнителей — это позволяет всей организации быть более гибкой и мобильной (отпуски, etc, так же это позволяет всем развиваться). По молодости конечно интересна каждая юбка, но со временем — видно, что для счастья не так уж много женщин мужику и надо. Главное бабылем не ходить. С клиентами примерно так же. Выбирайте лучшее.

  • Ответить
    Альтер Эго

    2 Миша Токовинин, А откуда у тебя информация по стоимости Лебедева? Информации Ведомостей не доверяешь?

  • Ответить
    Альтер Эго

    а ведомости тогда откуда инфу взяли? наверное специально для народа завысили, чтоб шокировало тогда можно твое мнение узнать? это много или мало для такого проекта? на мой взгляд стоимость нормальная, не газпромовская

  • Ответить

    А я не знаю откуда ведомости цифры берут. У нас было около 5000. Я бы на месте газпрома тоже выбрал бы Лебедева, тендер мне показался вполне честным и объективным.

  • Ответить

    Цена на газпром была демпинговая для лебедева. Мы в первом этапе выставляли прилично больше, во втором приняли решение не участвовать из-за ценового диапазона участников первого раунда.

  • Ответить

    Добрый День, Всем. Информация в Ведомостях была от самой студии Лебедева. Вполне вероятно что это был ПР на фоне кризиса. но 50 млн. руб — цифра была заявлена. Так же было написано, что студия взяла заказ уже после проведения тендера. И якобы в тендере победу одержали другие, но потом в Газпроме решили передать заказ в САЛ. (точно не вспомню — надо посмотреть архив ведомостей за февраль 09 года). ---------------------------- Там видимо кроме корпоративного сайта есть еще тот что указан в портфолио студии по проекту Сахалин2.

  • Ответить

    В Ведомостях почему то не нашел той статьи… Нашел правда вот такую вещь с суммой на нолик меньше: «Автор: Светлана Рагимова, Источник: Компания Дата: 10 ноября 2008 г., Город: Москва Рубрика: Прочее; Сложные времена, которые затронули все без исключения сферы бизнеса, тем не менее не влияют на планы компаний по улучшению имиджа. Некоторые считают, что сейчас самое время заняться ребрендингом, рестайлингом и редизайном, чтобы волшебным образом с помощью новых красок развеять негативные ассоциации, которые оставили у клиентов последние события. Например, госхолдинг «Газпром» объявил конкурс на редизайн своего сайта, несмотря на то что совсем недавно говорил о сокращении непроизводственных расходов. Конкурс выиграла компания Артемия Лебедева. Управляющий партнер агентства Let»sDOIT Антон Павлов оценивает сумму заказа «цифрой с семью нулями», то есть порядка 10 млн руб. По словам аналитика «Финам» Владислава Кочеткова, редизайн может стоить «Газпрому» 5 млн руб., а если предполагается смена ядра сайта, «ценник» может увеличиться на порядок. Как считают эксперты, в кризис такие шаги оправданны. «Обновленное интер- нет-лицо компании должно произвести впечатление непоколебимости нефтегазового монстра. Ведь настоящий джентльмен, даже с пустым кошельком, обязан выглядеть с иголочки», — говорит Павлов.»

  • Ответить

    В Ведомостях откопал только это: «Российские догоняют Автор: Юлия Шмидт, ВЕДОМОСТИ, Источник: Ведомости Дата: 15 мая 2009 г., Город: Москва Рубрика: Торговля и услуги;Высокие технологии;Бизнес и предпринимательство; Отстаем на десятилетие Составлен очередной ежегодный список лучших корпоративных сайтов мира Сайтам компаний раздали оценки Интернет-сайты крупнейших российских компаний отстают от аналогичных в США и Европе на десятилетие, посчитали аналитики агентства Bowen Craggs Агентство Bowen Craggs в третий раз опубликовало рейтинг корпоративных сайтов крупнейших мировых компаний FT Bowen Craggs Index. Российские Сбербанк, «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром», как и в прошлые годы, в числе отстающих. Сайт Сбербанка поднялся выше всех из российских: занял 60-е место из 75 возможных (в прошлом году — 74-е). «Лукойл» и «Роснефть» делят 66-е (в прошлом году — соответственно 65-е и 70-е), «Газпром» на 70-м месте (в прошлом году — 71-е). В рейтинге участвуют компании, которые входят в список FT 500 2008, основанный на рыночной капитализации: 25 из Европы, 25 из США, еще 25 из других стран. Интернет-представительства компаний оцениваются по двум группам параметров: специальные характеристики показывают, насколько тот или иной сайт удовлетворяет потребностям различных групп аудитории (люди, ищущие работу, потребители, инвесторы, медиа), общие — навигацию по сайтам, логическую связанность, эффективность отражения основной идеи, контакт с аудиторией. Многие российские компании считают, что их сайты — просто еще одна возможность общения с инвесторами, отмечается в сообщении Bowen Craggs: «Такое мнение было достаточно распространено в США и Европе 10 лет назад, поэтому мы можем заключить, что россияне, китайцы и др. просто наверстывают упущенное». Отдельный вопрос — отсутствие на корпоративных сайтах (в том числе в русскоязычном варианте) информации о вакансиях: возможно, это связано с политикой компаний, но не является законодательным ограничением, делают вывод авторы исследования. Единственное позитивное изменение, отмеченное Bowen Craggs и касающееся российских интернет-представительств, — перезапуск сайта Сбербанка.» http://www.bowencraggs.com/ftindex/indices