«Яндекс»: 5 лет жизни после IPO

РБК проанализировал жизнь «Яндекса» после выхода на IPO в 2011 году. В статье рассказано о финансовых показателях и «главной расходной статье», новых продуктах и о том, как гендиректор Александр Шульгин делает «атмосферу стартапа» в старых проектах.

  • Аудитория Рунета на тот момент [в 2011 году — прим.] составляла 30,3 млн человек в возрасте 12−64 лет (данные TNS), из которых 25,8 млн, то есть 85%, пользовались сервисами компании. Спустя пять лет «Яндекс» сохраняет за собой звание главной по аудитории корпорации: его сервисами пользуются почти 45,8 млн человек, что составляет около 76% общей аудитории.
  • Yandex.ru к моменту выхода на биржу принадлежало 65% запросов… К апрелю 2016 года поисковая доля «Яндекса» снизилась до 57,6%, причем Google получал уже 36% (данные Liveinternet).
  • В отличие от доли в поиске позиции «Яндекса» на рекламном рынке за пять лет укрепились. По итогам 2010 года выручка компании от продажи рекламы в Сети составляла 12,2 млрд руб. (общая — 12,5 млрд руб.), при этом весь рынок интернет-рекламы тогда достигал 26,7 млрд руб. (данные ZenithOptimedia). К 2016-му доля «Яндекса» на рынке выросла с 46 до 60%: по итогам прошлого года рекламная выручка компании составила 58,2 млрд руб. при общем объеме российского рынка в 97 млрд руб. (данные АКАР).
  • Сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож остается одним из крупнейших акционеров компании. После IPO он сократил пакет акций с 20,2 до 10,8% и при этом значительно нарастил голосующую долю — с 21,17 до 47,21%. РБК приводит таблицу (на сайте издания она интерактивная):

Акционеры Яндекса, весна 2016

  • Затраты компании на разработку (преимущественно на оплату труда) за 2015 год выросли в 1,5 раза, составив 13,4 млрд руб. Для сравнения, это сопоставимо с 22,5% годовой выручки компании.
  • В 2015 году немного вырос процент уходящих, признает директор «Яндекса» по коммуникациям Очир Манджиков. Основная причина, по его словам, отъезд людей за границу.

Штат Яндекса

  • По итогам 2015 года годовая скорректированная чистая прибыль «Яндекса» впервые за время пребывания компании на бирже NASDAQ снизилась на 11% год к году, до 12,2 млрд руб.
  • Инвесторы позитивно отреагировали на последнюю годовую отчетность «Яндекса», поскольку компания превзошла финансовые ожидания аналитиков, спрогнозировала 12−18-процентный рост выручки на 2016 год и нарастила объем дохода по нерекламным статьям. На открытии торгов на NASDAQ стоимость акций «Яндекса» подскочила на 6,3%. В отчетности за первый квартал 2016 года «Яндекс» повысил прогноз по годовому росту выручки до 15−19%.
  • После IPO компания не только обновила большинство имевшихся у нее сервисов (более 20), но и запустила целый ряд новых проектов, часть из которых уже стали полноценными «точками роста». Всего у «Яндекса», судя по официальному сайту, свыше 50 действующих сервисов.
  • «Непрофильные» бизнесы пока приносят «Яндексу» не более 10% общей выручки — 5,7 млрд руб. из общих 59,8 млрд руб. С другой стороны, еще пять лет назад доходы от контекстной рекламы приносили «Яндексу» 97%. На первом плане сейчас как минимум четыре больших направления: основной поисковый бизнес, развитие существующих бизнес-юнитов, внутренние эксперименты, которые уже завтра могут стать новыми бизнес-юнитами, и, наконец, «постоянные исследования и развитие собственных технологий».
  • «Яндекс» получает от иностранных компаний, не ведущих деятельность в России, около 8,5% выручки, хотя пять лет назад этот показатель едва превышал 2%.
  • Осенью 2015 года «Яндекс» открыл десятый по счету зарубежный офис, на этот раз в Шанхае.
  • Капитализация «Яндекса» в 2015 году достигла исторического минимума.

Капитализация Яндекса, Mail.ru Group и Google