Аркадий Волож уступил Александру Шульгину должность гендиректора российского «Яндекса»; Грег Абовский сменит Шульгина на посту CFO

Развитие событий: Кадры: за развитие продаж и бизнеса Яндекса уже полгода отвечают Светлана Коротеева и Ольга Ерыкалина (7 апреля 2015)

С 1 сентября генеральным директором ООО «Яндекс» назначается Александр Шульгин, нынешний финансовый директор компании. Должность финансового директора займёт Грег Абовский, нынешний вице-президент по связям с инвесторами. Об этих назначениях сообщается в пресс-релизе, первая строка которого гласит: «Яндекс усиливает российскую команду».

Шульгин будет заниматься управлением российским бизнесом «Яндекса». За «Яндекс» в целом, как и прежде, будет отвечать Аркадий Волож: он остаётся руководителем группы компаний «Яндекса».

Аркадий Волож:

Яндекс в России — это большой успешный бизнес. Управление компанией такого масштаба требует много времени и сил. Я рад, что эту обязанность возьмёт на себя Александр Шульгин. Он как раз тот человек, который прекрасно справится с управлением бизнесом в России. Передав эту часть работы, я смогу сконцентрироваться на стратегических задачах, в том числе поиске новых бизнес-моделей, новых рынков и сфер применения наших технологий.

Александр Шульгин пришёл в Яндекс в 2010 году финансовым директором. В 2011 году при его участии компания провела первичное размещение акций на Нью-Йоркской бирже Nasdaq. До Яндекса Александр десять лет проработал на различных финансовых позициях в компании Coca-Cola, в 2007 году стал финансовым директором Coca-Cola в России. Выпускник Ростовского государственного университета, имеет учёную степень в области менеджмента.

Грег Абовский с 2013 года является вице-президентом Яндекса по связям с инвесторами и корпоративному развитию. Начинал свою карьеру в инвестиционно-банковском подразделении Morgan Stanley, более 14 лет работал на различных руководящих должностях в области финансов, медиа и технологий. Закончил бакалавриат по экономике и русской литературе в университете Брауна. Имеет степень МВА Гарвардской школы бизнеса.

В интервью Forbes, Волож три раза повтори, что никуда не уходит:

— Да никуда я не ухожу — как отвечал, так и дальше буду отвечать за «Яндекс». И в целом, и по отдельным направлениям. Но в большей степени буду заниматься новыми рынками и новыми бизнес-моделями. Из того, что вам уже известно и на что я могу намекать — это «Яндекс» в Турции и big data. В работе еще несколько идей, все они, так или иначе, связаны с большой математикой и с массовыми продуктами для пользователей.

— Это никогда не было вопросом поиска преемника. Я никуда не ухожу. В «Яндексе» произошло усиление оперативной и административной части, и это естественный процесс. Раньше был президент, а теперь есть еще и премьер-министр (улыбается – прим. Forbes).

— Я же не сказал «я устал, я ухожу» и чемоданчик никакой не передавал. Я никуда не ухожу из компании, да и Саша давно в курсе всего. Формально — да, нужно передать право подписи в России, у нас на это есть еще какое-то время до 1 сентября.

На вопрос Forbes о том, не помешает ли Шульгину его специализация на финансах, а не в технологиях, Волож пояснил:

— Он с нами не первый год, Саша Шульгин 2010 года и 2014 года — это два разных человека. Он давно уже насквозь продуктовый, и директором он становится потому, что его принимает вся остальная команда. Люди, которые создают сервисы «Яндекса», доверяют ему, потому что решения Саши всегда взвешены и в то же время в меру амбициозны.

Добавить 25 комментариев

  • Ответить

    Тональность сообщения, конечно, такая, что в ступор впадаешь. «Яндекс усиливает российскую команду» — типа финдир круче основателя? Читаешь дальше, немного воспринимаешь иначе — Волож уделяет много времени глобальному развитию «Яндекса», на Россию времени меньше и Шульгин, значит, лучше отвлекающегося Воложа. Оукей. В переводе на русский: Первоочередная забота Воложа придумать для «Яндекса» что-то ещё кроме российского рынка. И кроме уже существующих (и планирующихся к запуску) бизнес-моделей. Похоже, что он верит, что «Яндекс» в России набрал такой ход, что его с пути свернуть будет практически невозможно. Но есть какие-то причины, по которым существующей кормовой базы для Яндекса мало. Могу предположить, что это или экономическая ситуация у нас, или неверие Воложа в то, что можно всегда быть лидером на локальных рынках Яндекса (пост-СССР) и вообще, лидером в чём-то одном постоянно. И важно это настолько, что можно пока тратить меньше времени на оперативное управление в российском Яндексе В общем, «движение — жизнь, стабильность — смерть». Это хорошо для «Яндекса»

  • Ответить

    Саша — очень хороший, но абсолютно не технологический и не продуктовый, а биоробот. Он будет натягивать маржу, сколько будет можно, потом все развалится, как карточный домик. Он почти ни с кем не знаком из сотрудников компании, кроме финансистов и прямых подчиненных Воложа, а это в Яндексе — нерепрезентативная выборка, не позволяющая управлять. Обидно, мужики, обидно.

  • Ответить

    Ну вот Волож напрямую говорит, что Шульгин — продуктовый. Я даже не знаю, кому верить — ему или Valter Vega Я так вижу, что Аркадия многие попрекают тем, что он делает Россию не фокусным рынком для «Яндекса». Но вообще, оборонительные действия (сидим внутри своей крепости и ждём, что там Google придумает) понятно чем имеют шанс закончиться. У Google неограниченное количество атакующих попыток, а у «Яндекса» первый проигрыш станет фатальным. Вернуться назад в высшую лигу — практически невозможно (см.: «Апорт», см. «Рамблер») Воложу нужны новые базы. Или географические, или бизнесовые — не так важно.

  • Ответить

    напомню, у нас во Вьетнаме море, солнце, семга и вакансии программистов :) если кто не видит себя сотрудником IT-компании, которая замыкается на человека, не умеющего отличать бустинг от бэггинга — пожалуйста, вам сюда: http://coccoc.com/en/career/

  • Ответить

    И еще это какая-то дуровщина, простите. Аркадий, похоже, так испужался зрелища вставания с колен, что быстро понял, что хочет сфокусироваться на big data защищенном мессенджере для Турции. Вспоможенстовать #крымнашу модно теперь по email из стран вероятного противника. Удачи, как говорится.

  • Ответить

    Что мешало ушедшим и потягивающимся давно вернуться в высшую лигу? Обещание всех порвать сразу характеризует человека не с лучшей стороны, извините.

  • Ответить

    >>>>«Ты хочешь всю оставшуюся жизнь продавать сладкую газировку!? Или хочешь пойти со мной и изменить мир?» — сказал, сами помните кто. Неужели Волож — Шульгину??? :-p

  • Ответить

    По-моему, основную угрозу для «Яндекса» представляет вовсе даже и не Google. И этот ход Воложа это как раз и подтверждает: тут символично не куда он уходит, а откуда.

  • Ответить

    Судя по всему, давление со стороны государства на Я усилилось настолько, что рынок России — это теперь хороший старт (как у стартапа), но если не выйти и не закрепиться на иностранных рынках (хоть с каким-то продуктом, хоть с SaaS для гео. изысканий) — Яндекса не будет вообще. Поэтому, главный рынок и отдается на откуп тех людей, которые «будет натягивать маржу, сколько будет можно». А все главные силы — на решение главной проблемы.

  • Ответить

    > куда он уходит На пенсию, видимо? Давление или не давление государства, главное в том, что рост интернета уже закончился, а весь бизнес контор типа Яндекса заточен сугубо на экстенсивный рост.

  • Ответить

    Всё гораздо проще. На маркетинг онлайн рынком направляется где-то в среднем 4.5%. Выручка Яндекса по 2013 году — 39.5 млрд рублей. По Q1’2014 — 10’885 млн рублей; по Q2’2014 — 12’158 млн рублей. Значит, по году пусть будет рост Y/Y 30% и выход на 51-52 млрд рублей. Посчитаем объём обслуживаемого рынка, если нам известен «рычаг» в 4.5%: 51*10^9/4.5% = 1.133 трлн рублей. Это сколько один «Яндекс» отдаёт рынку. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить — эта корова нужна в хозяйстве самому. И эти мощности рынку (не особенно эффективному, в 2/3 своём) вроде как не особенно нужно и интересно. Лучше — проверенным бизнесам. А е-коммерс бизнеса у нас идут с мульти-пульти «оборот к капитализации» пусть 1х. С точки зрения государства 32 млрд долларов оборота по году (габарит всего Сбербанка или АФК Система) на дороге не валяются. … Дальше смотрите в отчётность Яндекса за Q2’2014 (и особенно к прилагаемым слайдам) и соображаете: на содержание самого Яндекса as is достаточно 8-10 млрд рублей. 40 млрд рублей пригодится кому-то более правильному. Например, на Крым пустить (Крым лишился где-то 1100 долларов на каждого человека за этот год, от грудного ребёнка до глубокого старика — это при расчёте среднего чека 600 долларов и недоборе в 4 млн «выпавших» туристов — итого 80-90 млрд рублей). Ну как-то так.

  • Ответить
    BigBrother (Скоро смогу сказать)

    Насколько я знаю Аркадия — очень хороший ход. Снять с себя оперативное управление, и уйти на следующий уровень. Желаю удачи.

  • Ответить

    Как же мы привыкли и любим искать в большинстве заметных событий «масонский заговор», «мохнатую руку Кремля» или на худой конец «происки спецслужб», читать между строк и вообще искать «черную кошку в тёмной комнате». И тому виной вечное подозрение на «мозговые вирусы», о которых писал недавно г-н Ашманов. Исходя из сущности А. Воложа как человека и бизнесмена, описанного в «Яндекс.Книге», очень легко понять, что его данный шаг — это всамделишное и действительное желание уйти от оперативных вопросов в более стратегические сферы. Желание посмотреть в завтра и даже в послезавтра. О чем он и говорит в интервью Forbes. Тем более, что ключевой компетенцией А. Воложа всегда было не управление как таковое, а поиск релевантных задач/ проблем и чутьё на подходящих людей для их решения.