ЦБ разрешит обрабатывать платежи нефинансовым организациям:  в этом заинтересованы «поисковики и супермаркеты»

Центробанк показал планы по реформированию платёжного рынка и лицензирования организаций. Они предполагают расширение возможностей нефинансовых организаций по работе с платежами граждан, а также расширение возможностей финансовых организаций по оказанию услуг.

Регулятор представил доклад, где «предлагает обсудить расширение возможностей по совмещению видов деятельности на финансовом рынке». Это повысит на рынке конкуренцию и увеличит доступность финансовых услуг.

Расширение возможностей по совмещению видов деятельности позволит начать на финансовом рынке переход к регулированию по видам деятельности. Финансовые организации
смогут осуществлять новые виды деятельности без необходимости создавать для этого отдельные юридические лица. При этом регулирование сходных по экономической природе видов деятельности будет единым и риск-ориентированным.

Банк России предлагает приоритетно реализовать инициативы, связанные с совмещением комплементарных видов деятельности и видов деятельности со схожими базовыми рисками. Такие инициативы позволят в наибольшей степени улучшить качество и доступность финансовых услуг для российских граждан и бизнеса.

Эксперты Ведомостей увязали инициативу Центробанка с недавней акцией Wildberries по снижению издержек бизнеса богатейшей женщины России на банковские комиссии:

В России проводить платежи и переводы могут банки или небанковские кредитные организации. Центробанк предлагает дать нефинансовым и небанковским финансовым организациям право инициировать переводы от имени клиентов — составлять с их согласия распоряжения и направлять их в банки, где открыты счета. А также эти переводы осуществлять — агрегировать безналичные платежи, обеспечивать функцию эквайринга (прием платежей по карте), открывать электронные кошельки и проводить перечисления между ними.

К предоставлению платежных услуг уже проявили интерес микрофинансовые компании, брокеры, интернет-поисковики, розничные магазины и супермаркеты, рассказал журналистам зампред Банка России Владимир Чистюхин. По его словам, нефинансовые игроки хотят, чтобы клиенты у них не только что-то приобретали, но и проводили через них платежи — это снизит издержки.

Высокие издержки компаний на прием банковских карт — давняя проблема, которую своей реформой надеется решить ЦБ. Когда клиент платит картой, банк берет за это эквайринговую комиссию. Основная ее часть — межбанковская комиссия, или интерчейндж, — устанавливается платежной системой. Ее банк, обслуживающий торговую точку (эквайер), перечисляет банку-эмитенту, картой которого расплатились. Средний размер комиссии за эквайринг составляет 0,3−3,2% в зависимости от типа карты или категории товара. Чем выше интерчейндж, тем дороже для торговой точки стоит прием карты.

Российские ритейлеры несколько лет борются за снижение стоимости приема карт, а платежные системы — за доходы банков, чтобы те могли больше вкладывать в карточный бизнес. В 2019 г. спор дошел до президента: продавцы пожаловались, что за прием карт с них берут слишком много, и Владимир Путин назвал это «квазиналогом» на бизнес. 16 августа крупнейший российский маркетплейс Wildberries и вовсе предложил покупателям доплачивать 2% за прием карт Visa и Mastercard либо расплатиться картой российской платежной системы «Мир», провести платеж через Систему быстрых платежей (СБП) или Sberpay (сервис Сбербанка). В компании уточняли, что не вводили дополнительные комиссии, а предоставили скидки при оплате российскими платежными системами.

ЦБ заведёт «институт небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ)» и оформит его законодательно, организации должны будут войти в соответствующий реестр, но им не надо будет получать банковскую лицензию. К организациям будут требования по размеру активов (пока неизвестно, какие), по противодействию отмыванию денег, по квалификации руководства, по финансовой устойчивости. Будут похожие на требования к банкам и финансовым сервисам критерии управления рисками, информационной безопасностью, технологической устойчивостью, раздением на счетах средств клиентов и других денег. Все эти меры должны подорвать монополию Сбербанка на платёжном рынке: 66% используемых для платежей карт в стране выпущены им. ВТБ, Альфа-банк, «Тинькофф банк» и Газпромбанк собрали вместе около 23% от общей эмиссии и объема эквайринга.

В Яндексе потенциальными нововведениями довольны, хотя компания в прошлом году купила банк (как Wildberries и Ozon).

Совмещение видов деятельности позволит финансовым сервисам превращаться в «экосистемы» и оказывать, например, одновременно услуги страхования, управления пенсионными накоплениями, ритуальные и медицинские услуги. Правда, тут в Центробанке видят риски:

Расширение возможностей по совмещению видов деятельности может упростить формирование новых системно значимых финансовых организаций и выход на финансовый рынок системно значимых технологических компаний, потенциальная потеря финансовой устойчивости которых способна привести к риску потери финансовой стабильности (эффект «too big to fail»).

Добавить 1 комментарий

  • Ответить

    Про безопасность платежей никто даже не думает. На рынке давно есть платежные сервисы, не являющиеся банками (НКО). Зачем изобретать еще один велосипед? Давайте лучше отменим бесполезные онлайн кассы, которые нужны только налоговикам.