Пока CEO Facebook Марк Цукерберг отбивается от обвинений в том, что социальная сеть стала причиной столь неожиданного исхода, а некоторые из лидеров Кремниевой Долины планируют выход Калифорнии из состава США, самое время понять, что именно означает победа Трампа для индустрии финансовых технологий.
Начнем с того, чего можно ожидать в самих Штатах. «Эффект Трампа» в стране можно разложить на две составляющие:
- Влияние на финтех, как на одну из множества отраслей, зависящих от общих изменений в настроениях инвесторов и бизнеса – как внутри США, так и глобально.
- Влияние на финтех конкретных действий и реформ будущего президента.
Развитие финансовых технологий тесно связано с инвестициями. Инвесторы, в свою очередь, всегда чувствительно реагируют на события, вызывающие неопределенность. Инвесторы не имеют точного представления о том, как мир будет выглядеть при Трампе. В этом плане переезд Трампа в Белый Дом многие сравнивают с недавним решением Великобритании о выходе из ЕС. По результатам lll квартала 2016 года инвестиции в финтех в Британии упали на 26% (по сравнению с lll кв. 2015) в то время как в мире выросли на 27%. Аналогичного эффекта, хотя и с заметно меньшей магнитудой, стоит ожидать и в США – как минимум, в краткосрочном периоде.
Деньги будущего: Life.SREDA о мировом рынке p2p платежей и переводов
Что касается инициатив Трампа, то ни в течение предвыборной кампании, ни после нее он не высказывал напрямую своих планов относительно отрасли финансовых технологий. Однако, значительное влияние на нее будет оказываться косвенным путем. «Эффекту Трампа» на финтех уже посвящено немало статей в мировых новостных изданиях. Все они, так или иначе, сводятся к обсуждению влияния конкретных трех инициатив будущего президента:
- Ужесточение миграционной политики. 51% юникорнов (стартапов с оценкой более $1 млрд.) в США созданы иммигрантами. Зарубежные таланты составляют большую долю рабочей силы технологических компаний.
- Намерение отменить закон Додда-Франка и упразднить/ограничить CFPB (Consumer Finance Protection Bureau). С одной стороны, отмена закона, который считается излишне отягчающим для финансового сектора, облегчит жизнь и компаниям, работающим с финансовыми технологиями. С другой стороны, финтех может не только потерять относительно дружелюбно настроенный регуляторный орган, но и не увидеть в ближайшее время прогресса в разработке регуляторной базы для отрасли. Отсутствие четких регуляторных правил уже оказывает негативное влияние на финтех.
- «Борьба» с открытым интернетом. В основе большой доли финансовых технологий лежит принцип открытых разработок. Финтех-стартапам нужен доступ к мировым рынкам и мировому тех-сообществу. Вероятность того, что вокруг страны будет построена так называемая «электронная стена», является негативным фактором для развития отрасли. Однако, подобные инициативы не указаны напрямую в президентской программе Трампа и на данный момент являются, скорее, прогнозами и страхами участников дискуссии.
Не все представители финтех-индустрии огорчены происходящим. Например, Питер Тиль, со-основатель и СЕО PayPal и один из ранних инвесторов в Facebook, не только активно поддерживает Трампа, но и, по слухам, может попасть в администрацию нового президента. Учитывая его заинтересованность в финтехе как ангел-инвестора, некоторые вполне оправданно прогнозируют его положительное влияние на развитие индустрии при Трампе и считают, что многим противникам 45-го президента США еще предстоит пересмотреть свои мрачные взгляды на будущее.
Что касается глобального обзора, то основное внимание приковано к изменениям в отношениях США и Китая. Перестройка системы международной торговли является одной из главных политических программ Трампа. Китаю в этой программе уделено особое внимание, причем не с позитивной стороны. Финтех не фигурирует среди первых отраслей – жертв потенциальной торговой «войны». Но, как уже говорилось выше, неопределенность растет и будет накладывать, хоть и не критичный, негативный отпечаток на динамику инвестиций в Китае, как минимум, в краткосрочном периоде.
В результате Брекзита и победы Трампа участники финтех-отрасли начинают обращать свое внимание на другие страны, предлагающие благоприятную среду для инноваций и имеющие свои инновационные центры. Первыми претендентами являются Германия, Швеция и другие страны Евросоюза, Израиль, Сингапур, а также Китай, Гонконг и ряд стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия и др.).
Россия, учитывая достаточно активную деятельность в вопросах регулирования и инициатив развития финансовых технологий, может привлечь внимание как стартапов, которые смотрят на новые регионы для релокации HQ, так и недовольных VC-инвесторов из Долины – тех, кто планирует диверсифицировать свои инвестиции по географическому признаку.
Стоит помнить, что до вступления Трампа на пост президента остается еще два месяца, и на данный момент просто рано делать уверенные выводы. Все сказанное выше лишь описывает текущий статус дискуссии и некоторый консенсус по поводу того, чего стоит ожидать.