Добиваться прав на использование зарубежного ПО нужно будут через суд

В законопроекте о принудительном лицензировании объектов авторского и смежного права, куда относится и программное обеспечение от недружественных правообладателей, появятся два механизма – для бывших лицензиатов софта и для новых. Обновленную версию законопроекта планируется внести в Госдуму в начале февраля. Сейчас пользователи, купившие временные лицензии или подписки на зарубежное ПО, столкнулись с невозможностью их продления. Если они продолжают использовать продукты, то автоматически попадают в категорию «пиратов», а за это им может грозить ответственность, вплоть до уголовной.

До ухода иностранных правообладателей из России порядок был такой: российская компания заключала договор с правообладателем и напрямую перечисляла ему деньги, рассказывает один из авторов инициативы – депутат от фракции «Справедливая Россия – за правду» Дмитрий Кузнецов. Но в текущей ситуации в связи с запретом на трансграничные операции и отказом зарубежных поставщиков работать в России возникла необходимость в разработке двух механизмов принудительного лицензирования. Первый – упрощенный – механизм будет предназначен для тех пользователей, которые уже имели лицензию, говорит депутат. В таком случае российская компания должна обратиться в российский суд и сообщить, что правообладатель ушел из страны, а российского аналога его продуктов нет, поясняет Кузнецов. Поэтому компании нужно разрешение на продолжение использования такого ПО без лицензии, отмечает он.

Второй – более сложный – механизм предназначен для объектов авторских и смежных прав, которые не использовались ранее и недоступны на территории России, продолжает Кузнецов. В такой ситуации российская компания должна обратиться в суд с обоснованием необходимости использования иностранного продукта. Депутат уточнил, что если истец выиграет спор, то сможет пользоваться этим продуктом без разрешения правообладателя, а деньги начнет зачислять на спецсчет «О» (рублевые счета в ряде банков, предусмотренные указом президента для расчета с иностранными компаниями в условиях санкционного давления).