Законопроект, принятый Госдумой в первом чтении 26 февраля, вводит НДС для 12 типов электронных услуг: продажи цифрового контента, программного обеспечения в цифровом виде, хостинг, регистрация доменов, голосовые услуги через интернет, хранение и обработка информации, трансляция теле- и радиоканалов, услуги по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, системы поиска, рекламные и другие услуги для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями, — сообщил РБК.
Сейчас НДС не платят магазины приложений Apple Store, Google Play. А так же те, кто продаёт лицензии на ПО, например Parallels, «Лаборатория Касперского» и другие, объясняет РБК. Власть ожидает поступления в бюджет РФ приблизительно 50 дополнительных миллиардов рублей в год (660 млн долларов), в случае если закон будет принят, а перечисленные, и другие игроки, подпадающие под определения законопроекта, начнут платить НДС.
РАЭК выступил против «налога на Google», потом подумал и смягчил позицию
Обсуждаемый законопроект в декабре 2015 года внесли в Госдуму депутаты Андрей Луговой и Владимир Парахин.
«Ведомости» ещё в марте 2015 узнали, что заставить Google и Apple платить больше налогов в России хочет Администрация президента. Год назад чиновников АП смутила ситуация, что тот же «Яндекс», платит в бюджет страны в разы больше, чем Google, хотя значимость компаний в РФ различается вовсе не так сильно. В апреле от введения налога на Google открестился секретарь комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Александр Шепилов, но к обсуждениям ограниченно подключились предприниматели. В частности, заместитель гендиректора Mail.ru Group Дмитрий Сергеев предложил дополнить "налог на Google" льготами для компаний, которые занимаются разработкой в России новых высокотехнологичных продуктов и сервисов. Намного более широкий комплекс взаимосвязанных проблем, чем один налог, предложило взять в рассмотрение и Минкомсвязи.
В июне 2015 Минфин разрешил Google и Apple не платить НДС в России. Замминистра финансов Сергей Шаталов рассказал тогда, что налогообложение электронной коммерции — это международная проблема, и «поэтому необходимо дождаться решения по этому вопросу от международных организаций». Обложение иностранцев российским НДС якобы одобрили в 2013 году на заседании налогового комитета Организации экономического сотрудничества и развития. Эта международная организация унифицирует некоторое законодательство стран участников ОЭСР. Россия подала заявку на вступление в ОЭСР в 1996, некоторое время планировалось, что членство РФ в ОЭСР начнётся в 2015, а рекомендации по НДС ОЭСР выпустит осенью того же года, однако из-за "крымского кризиса" вступление РФ в ОЭСР не состоялось.
Существуют локальные межгосударственные правила взимания НДС. Так в Европейском союзе действующие нормы вступили в действие 1 января 2015 года. Страны ЕС договорились, что налог будет уплачивается не по месту регистрации европейского представительства продавца, как ранее, а по месту нахождения покупателя.
17 февраля Российская ассоциация электронных коммуникаций предупредила, что задуманный формат «налога на Google» может спровоцировать отток производителей приложений за пределы российской юрисдикции. Если российская компания продает мобильную игру, она заключает соглашение с иностранным магазином приложений, следовательно, даже если игру покупает российский пользователь, то компании придется платить два раза — первый раз самостоятельно, второй — через магазин приложений, объяснял РБК аналитик РАЭК Карен Казарян.
Как пишет РБК, со ссылкой на чиновника Госдумы, ко второму чтению в обсуждении "нуждается положение о предоставлении нулевой ставки при экспорте услуг и программного обеспечения", помимо этого "правительство предлагает не принимать дополнительные льготы по налогу на прибыль для услуг по разработке софта для отечественных производителей".
Компании, которые «занимаются разработкой и основной штат — программисты» — это офшрные разработчики, которые традиционно не тиражный софт делают, а предлагают услуги по разработке ПО, которые облагались НДС ВСЕГДА. Данный законопроект для них НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТ.
Типичный разработчик тиражного ПО не может содержать только лишь толпу программистов без маркетологов, бухгалтеров, продакт-менеджеров и т.п. А еще у него много затрат на рекламу, пресейл, аренду офиса, организацию тежподдержки и т.п. И ВСЕ ЭТИ ЗАТРАТЫ включают НДС.
А основными покупателями у типичного российского разработчика ПО (в т.ч. ЛК, Битрикс и др.) являются типичные российские компании из крупного бизнеса — плательщики НДС. Для них цена 100 руб. без НДС и 118 руб. (в т.ч. НДС 18%) — это ОДНО И ТО ЖЕ. Причем на деле им настолько сильно хочется покупать все с НДС, что и сейчас добрая половина оборота в продажах софта проходит с включением НДС в цену поставки (ПО НАСТОЯТЕЛЬНОМУ ЖЕЛАНИЮ ПОКУПАТЕЛЯ).
В итоге же введение НДС позволит, наконец, зачитывать понесенные расходы, а не списывать на убытки, упростит бухгалтерию у покупателей и увеличит финансовые потоки разработчиков софта на размер НДС (да, продукт будет уже стоить 118 руб. в т.ч. НДС 18%, но для покупателя-плательщика НДС это то же самое, что нынешние 100 руб. без НДС).
Те, кто рисует абстрактные денежные потоки для демонстрации «ужасной-ужасной» судьбы российских разработчиков все это обычно не замечают. Зато еще они не пишут о том, что, по-факту, крупные ТНК имеют в России льготы в силу текущего налогообложения.