Деньги будущего: Life.SREDA о мировом рынке финтех-сервисов для малого и среднего бизнеса

Что в мире понимают под финтех-сервисами для малого и среднего бизнеса? Какие игроки здесь есть и какие сделки совершаются? Об этом — в очередной главе отчета фонда Life.SREDA «Деньги будущего».

***

Войдет ли ZenPayroll в большую четверку зарплатных сервисов

В феврале этого года ZenPayroll привлёк $20 млн. от Kleiner Perkins Caufield & Byers и General Catalyst Partners при оценке всего проекта в $100 млн. Сейчас компания проводит порядка $130 млн. зарплатных платежей в месяц для тысяч компаний и фирм, хотя ещё в феврале ZenPayroll проводил лишь $33 млн. зарплатных платежей в месяц.

Как мы уже писали, платформа полностью автоматизирует зарплатные схемы, стоит меньше, чем предложения конкурентов, и учитывает все особенности законодательства каждого из штатов, в которых она работает, предлагая, кроме того, персонализированный подход в каждом случае, возможность индивидуальных схем начисления бонусов и больничных, учёта налоговых отчислений и даже софинансирования благотворительных пожертвований сотрудников — неудивительно, что ZenPayroll вырос в 4 раза меньше, чем за год.

ZenPayroll также ставит перед собой цель создания полноценного бэк-офиса и заключает партнёрские соглашения с другими сервисами (Intuit, Xero, Freshbooks, TSheets, When I Work, Deputy, NimbleSchedule, BambooHR, Kin HR и многими другими). В 2014 году рынок зарплатных платежей США оценивается в $16 млрд. (в 2010 — в $13,9 млрд.), рынок внешних кадровых услуг и программ компенсации оценивается в $11 млрд., рынок управления трудовыми ресурсами — в $6 млрд.

При этом необходимо понимать, что ADP — лидер рынка зарплатных проектов — фокусируется в первую очередь на крупных компаниях, в то время как ZenPayroll работает с малым и средним бизнесом, у которого совершенно другие требования, запросы и бюджеты. Доля рынка крупнейших четырёх игроков в целом в последние годы не менялась и составляла около 50%.

Как уже упоминалось, ZenPayroll стоит дешевле своих конкурентов и фокусируется исключительно на зарплатном проекте. Например, зарплатный проект для компании из 10 человек будет стоить работодателю $780 в год — немного по сравнению с $3823 от ADP и $1428 от Paychex и $1188 от Intuit (за полный пакет автоматизации).

Согласно оценке IDC, индустрия зарплатных проектов будет расти на 3%-4% ежегодно, а рынок внешних HR-сервисов в целом — на 7%-8%. Основными факторами роста рынка являются как необходимость и одновременно возможность замещения человеческого труда машинным по рутинным операциям, так и увеличение взаимодействия отдельных IT-продуктов, используемых в компаниях, усложнение регуляции в сфере трудового законодательства и повышение штрафов за его несоблюдение (сейчас штрафы за несоблюдение трудового законодательства
малым и средним бизнесом составляют объём в $5-$6 млрд. в год).

Основными требованиями со стороны заказчиков являются возможность решения всех задач HR-отдела в рамках одной платформы и расширение пакета функций с захватом систем управления компенсациями, начисления отпускных, управления обучением, баз знаний и других опций.

Статистика рынка e-invoicing, экспансия Tradeshift, новый раунд Invoice2Go

Датская Tradeshift, о которой мы так много писали в квартальных исследованиях, привлекла в 2014 году по оценке в $300 млн $75 млн. от Scentan Ventures, сингапурского фонда с сильными японскими корнями, вскоре после этого открыла офис в Китае, а в сентябре анонсировала открытие офисов во Франции, Германии и Японии. Запущенный в 2010 году, Tradeshift объединяет 500 000 компаний в 190 странах. При этом 95% датских компаний работают с Tradeshift.

В конце весны в компании заявили, что подключили министерство здравоохранения Великобритании и его поставщиков и контрагентов к своей системе. Министерство будет использовать платформу как замену традиционному бумажному документообороту (среднем производилось до 30000 счетов в день). Конкурентами Tradeshift на мировом рынке являются Taulia, Ariba, Basware, Coupa Software, OB10 и Senddr.

Согласно исследованию Billentis, в мире по каналам business-to-business и business-to-government ежегодно выставляется по крайней мере 170 млрд. счетов, из них уже более 8% — в электронном виде, за 2014 год рынок e-Invoicing вырос на 20%.

В случае Латинской Америки развитие таких систем связано, в первую очередь, с борьбой правительства против ухода бизнеса от налогов — в частности, ожидается, что к концу 2015 года по этой причине Уругвай войдёт в группу лидеров с проникновением e-Invoicing, превышающим 70% бизнесов). В Северной Америке в 2013 году рынокe-Invoicing оценивался в $280 млн., а в 2014, как ожидается, он вырос до $317 млн.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе многие страны идут по пути латиноамериканской модели, сфокусированной на борьбе с уходом от налогов, а не по либеральному пути скандинавской модели, в России e-Invoicing растёт рекордными темпами, хотя проникновение пока остаётся в значительной степени невысоким.

В Казахстане, лидере рынка СНГ по проникновению e-Invoicing, Непале и Сингапуре приняты законы, обязывающие бизнес перейти на электронные системы выставление счетов, особое внимание на эту проблему обращают и в Турции.

В Европе рынок eInvoicing оценивается в €1,8 млрд., в 2015—2018 годах, как ожидается рынок будет расти со средним темпом 8%-12% в год. На текущий момент основными тенденциям рынка являются: коммодитизация услуги и падение цен на Invoicing/eBilling и сопутствующие услуги. Также, принятие новых законодательных актов в ряде европейских стран позволит компаниям обмениваться PDF-счетами напрямую, минуя операторов сервисов.

По данным на 2012 год из европейских компаний, занимающихся eInvoicing, около 74% закончили год с прибылью, причём, как правило, весьма незначительной, в среднем же по отрасли маржинальность компаний по прибыли чуть выше нуля.

Даже те компании, которые могли бы при других обстоятельствах получать прибыль, направляют «свободные» средства на увеличение доли рынка и маркетинговое развитие. Уже в ближайшие несколько лет мы можем увидеть значительный передел рынка и укрупнение операторов.

Приложение для управления счетами и расходами для малого и среднего бизнеса Invoice2go в сентябре 2014 года получило $15 млн. от Ribbit Capital на международное распространение. На данный момент компания может похвастаться более чем 100 тысячами клиентов в англоговорящих странах, в первую очередь в США и Австралии. Сервис решает базовые потребности управления счетами и расходами, его основной целевой аудиторией на данный момент являются малые бизнесы и фрилансеры. «Наш основной конкурент — говорит CEO компании Грег Уолдорф (Greg Waldorf) — это люди, пользующиеся для выставления счетов блокнотами и базовымисредствами Microsoft Office».

Новости за четвертый квартал: масштабный раунд Adyen, взлет аналитических платформ, crowd-экономика от Orderwithme

Запустился Bipsync, инструмент управления исследовательским и документационным процессом для хедж-фондов. Стоимость продукта — от $3000 до $10000, в зависимости от количества человек на одной лицензии. На данный момент Bipsync является партнёром пяти крупных хедж-фондов, объём финансирования проекта к текущему моменту — $1,5 млн.

Ayasdi представила свою технологию «топологического» анализа трендов в финансовых данных, нацеленную на решение проблемы фрода, управления риском, анализа рыночных условий и клиентской базы. Клиентская база включает три из пяти крупнейших энергетических компаний мира, семь из десяти крупнейших фармацевтических компаний и несколько крупнейших финансовых и медицинских учреждений.

Согласно сообщениям от Ayasdi, внедрение их технологии fraud detection помогло одному из их клиентов повысить уровень fraud detection от <30% до 99% по одному и тому же объёму данных. Их решение может быть также использовано для того, чтобы измерить воздействие, которое различные изменения в макроэкономике могут оказать на деятельность банка.

Ещё одна функция платформы — автоматическая сегментация клиентов, дающая возможность более чётко нацеливать продукты на конкретную аудиторию.

Radius, компания, предоставляющая базы данных американских бизнесов и аналитику по интересующей вас компании, 23 сентября 2014 привлекла $54,7 млн. Radius — платформа рыночной аналитики, предоставляющая провайдерам B2B-сервисов возможность быстро находить целевую аудиторию и делать точные установки по продаже своих сервисов. Компания отслеживает показатели более 40 миллионов средних и малых бизнесов.

Среди клиентов компании — American Express, Revel Systems, ZenPayroll, PayPal, BBVA Compass, Adobe, MOGL и другие. Среди данных, предоставляемых компанией, не только финансовая отчётность, количество работников и сведения о ключевых лицах компании, но и контакты, присутствие компании в web и социальных сетях, стоимость её товаров и услуг и оценка их качества покупателями.

Host Analytics, веб-платформа для построения внутренней финансовой аналитики, получила $25 млн. инвестиций в раунде E финансирования, а её представители заявили, что следующим шагом станет IPO.

Ближайшие конкуренты компании — Tidemark и Anaplan. Tidemark, между тем, анонсировал новое дополнение для своей платформы финансового планирования, позволяющее привлекать аналитику напрямую для прогнозирования возможных изменений среды, влияющей на бизнес, в будущем.

OrderWithMe привлёк $28 млн. в очередном раунде инвестиций.OrderWithMe — платформа для совместных заказов и управления закупками, в работе которой принимает участие малый и средний бизнес. Небольшие компании получают возможность, объединяя свои инвестиции, делать совместные заказы, проводить большие объёмы платежей со скидкой и даже заказывать научные исследования и разработки, в которых заинтересовано несколько участников.