«Яндекс» пойдет в суд c NDA?

Дизайн-студия «Баланс белого», в конце 2011-го получившая контракт на создание рекламного ролика в «Яндексе», не сработалась с заказчиком и устроила скандал, похожий то ли на глупую попытку PR, то ли на просто глупость.

Директор студии Василина Верди опубликовала в своем ЖЖ эмоциональный рассказ о том, как ее свежезарегистрированная компания подписалась на выполнение «сложного» проекта за «небольшие» деньги «только ради PR» (на имени «Яндекса»), затем — не получив аванса — последовательно представила заказчику 17 вариантов ролика, а на новую порцию критических замечаний к 17-й версии — хлопнула дверью и «разорвала» контракт.

После описываемых событий Василина Верди опубликовала на YouTube и на сайте студии последнюю версию ролика, в котором изображен еще не запущенный функционал Яндекс.Поиска по картинкам, на сайте студии — снабдив комментарием о том, как заказчик изуродовал первоначальную «зрелищную и эмоциональную часть проекта» внедрением «имиджей с интерфейсами».

В среду, 25 июля, Василина получила претензию от «Яндекса» с требованием прекратить использование торгового знака «Яндекса» и интерфейса «Яндекс.Картинок» в ролике и удалить упоминание о «Яндексе» как заказчике ролика. Директор агентства ответила, что «не принимает их претензии и имеет право публиковать свою работу на своем же ресурсе» — теперь «Яндексу», похоже, придется дать ход юридическому преследованию бывших партнеров.

В «Яндексе» пока ограничиваются следующим комментарием:

Действительно, мы сотрудничали с компанией ООО «Баланс Белого». В апреле текущего года мы расторгли договор с этой компанией, так как результат их работы оказался неудовлетворительным.

Ситуация, описанная в блоге генерального директора этой студии, представлена в искаженном виде. Но мы бы не хотели комментировать её по существу, дабы окончательно не дискредитировать компанию «Баланс Белого».

Наши юристы сейчас изучают ситуацию на предмет дальнейших действий по отношению к этой компании, нарушившей условия конфиденциальности и использующей чужую интеллектуальную собственность в своих материалах"

Скандал этот, между тем, получил соответствующий резонанс в профессиональной тусовке — причем многие коллеги-рекламщики поддержали «пострадавшую» Верди в том духе, что всем, кто имел дело с «Яндексом», ужасно тяжело мириться с «корпоративной бюрократией».

Уровень и аргументы дискуссии годятся для болтовни рядовых менеджеров в курилке, но никак не для публичного конфликта между исполнителем и заказчиком. Едва ли такое могло произойти в студии, работающей с крупными рекламодателями из оффлайнового бизнеса, по сравнению с которыми внутренняя политика «Яндекса» в том, что касается использования бренда партнерами, предельно проста:

1) «По умолчанию во всех договорах, по которым мы платим деньги, мы пишем запрет на пиар партнерства без нашего согласия» [правда, в случае с «Белым балансом» «Яндекс» таки не заплатил — Roem.ru];

2) «Если партнер действительно сделал для нас много полезного, и мы готовы от имени Яндекса рекомендовать его другим компаниям, то мы можем разрешить ему писать пресс-релиз/новость о нашем сотрудничестве или указывать у себя в материалах, что Яндекс является его клиентом».

3) «Мы обычно не разрешаем пиара даже очень хорошему партнеру, если он участвует в разрабатываемом проекте до того, как проект станет публично доступен».

Одним словом, за этим веселым (для незаинтересованных сторон) «срачиком» стоит большая проблема всего российского интернет-бизнеса: безответственное отношение контрагентов к формальным обязательствам и продолжение игры в «междусобойчик» с теми, кто этот междусобойчик уже перерос и стал реальным «большим бизнесом».

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Аскар Туганбаев Независимый медиа-эксперт

    Яндекс сам виноват. Нафига было с кем попало связываться и на детский сад нарываться. Нормальные крупные компании могут по полгода контрагентов мурыжить прежде чем заплатить. И ничего — все терпят как миленькие. Хотя часто и не могут публично заявить, что это их работа. Гордятся втайне. Рунет пока в яслях.

Добавить 29 комментариев

  • Ответить

    Работа вполне нормальная, делает фокус внимание на мой взгляд. как я понимаю этот ролик для ящика и вполне могли они за нее получить хотя бы аванс

  • Ответить
    pvp

    Классическая ситуация: хочешь кого-то заткнуть — говори, что он «нарушил твою интеллектуальную собственность».

  • Ответить
    Альтер Эго

    Ролик так себе, я бы поступил так же как и Яндекс — не принял бы такую работу. Не понимаю, в чем претензия? Гендиректор студии, не успевшая зарегистрировать компанию, начала сотрудничество с Яндексом «ради пиара». Работа была плохой. Яндекс её не принял. Но пиар студия все-таки получила, другим, скандальным способом, при этом нарушив права Яндекса и договор. по-моему, она просто д*ра. Надеюсь, Яндекс её научит

  • Ответить

    Ну с товарной маркой, торговым знаком все ясно — требования Яндекса абсолютно законные. А вот второй пункт. Агентство работая с Яндексом узнало секретную информацию (как выглядят интерфейсы). Расторжение договора сторонам позволяет агентству разгласить эту информацию безнаказанно? Что по этому поводу говорит российское законодательство?

  • Ответить
    pvp

    «с товарной маркой, торговым знаком все ясно — требования Яндекса абсолютно законные» С точностью до наоборот: абсолютно незаконные. Поскольку ТЗ «Яндекса» дезигнеры не использовали. Вот вообще ни разу. :)

  • Ответить

    Форум засудили за то, что он использовал слово nokia в названии (что-то вроде nokia-forum). Форум предусмотрительно логотип Нокии из шапки убрал. Не помогло. А в ролике я четко видел логотип Яндекса 1−2 секунды 6 секунда 44 секунда и до конца Разве нет?

  • Ответить
    stuv RDS

    в студии один опытный сотрудник и того не послушали («Арни, наш главный продюсер и менеджер на все руки, сразу же засомневался в заказе, поскольку речь шла об очень небольшом бюджете на достаточно сложный проект. Ему не хотелось делать ролик для такой крупной и известной компании за такие скромные деньги. Ну и, естественно, он сказал нет.») жаль после факапа про него снова не вспомнили и не проконсультировались по теме пиара через жж — ролик бы не выложили и пропиарились бы на 5+

  • Ответить
    Альтер Эго

    нарушив права Яндекса и договор А вы его читали? Кому запрещено поработать просто так? Надеюсь, Яндекс её научит Он пока взвешивает: соответствующий резонанс в профессиональной тусовке — причем многие коллеги-рекламщики поддержали «пострадавшую» Верди в том духе, что всем, кто имел дело с «Яндексом», ужасно тяжело мириться с «корпоративной бюрократией»

  • Ответить
    Альтер Эго

    > Более дурацкого поступка директора студии придумать сложно. Ещё можно подождать такого же дурацкого поступка мегаконторы, и Синодов на это очень надеется, и не только он.

  • Ответить
    Альтер Эго

    заинтересован вовсе не в том, чтобы получить хороший продукт, а доказать нам, что он лучше разбирается в мэппинге Похоже на правду, в Яндексе очень любят всем громко доказывать, что они не дураки и разбираются во всем лучше всех.

  • Ответить
    Альтер Эго

    ну понятно, что гендиректор студии сама ввязала свою компанию в эту историю. Яндекс работал стандартно, как со всеми подрядчиками. студия не смогла сделать работу, нарушила договоры, пиарится на этом факте, подставляя себя еще больше. по-моему, она поступила очень глупо. на месте других клиентов я бы сильно задумался, работать ли с этой студией. очень хочется, чтобы Яндекс засудил их, чтобы в будущем работали, как профессионалы, а не как студия из долгожипнска

  • Ответить

    Че-то тут слишком много аффилированных с Яндексом альтерэг. Но это факт: в Яндексе любят чтобы играли по их правилам и других правил не признают. И в NDA пишут страшные вещи, как-то «мы можем без доказательств вашей вины спустить на вас своих собак» Это попахивает церковью Сайентологии.

  • Ответить

    Одним словом, за этим веселым (для незаинтересованных сторон) «срачиком» стоит большая проблема всего российского интернет-бизнеса: безответственное отношение контрагентов к формальным обязательствам и продолжение игры в «междусобойчик» с теми, кто этот междусобойчик уже перерос и стал реальным «большим бизнесом». Чьё высказывание? Вообще, если в новостях представляете оценочные высказывания, то подписывайтесь как-то, что ли. Нет, я понимаю, что можно к вам обращаться просто «уважаемая редакция», но всё-таки интересно, кто написал Синодов или иной сотрудник. :) Налицо использование Яндексом своего «большого имени» для того, чтобы работать без обязанности платить деньги, но зато с NDA, чтобы в случае чего засудить кого попало. Конечно, формально Яндекс прав, а «Баланс белого» совершил большую ошибку, не учтя того, что работа с крупным заказчиком — это не возможность пиара нахаляву (как это любят подавать сами крупные заказчики, кстати), а большой геморрой, которым не стоит начинать заниматься, на взяв сперва бо-ольшую предоплату в счёт будущих головняков. А насчёт того, что «ролик говно — я бы не взял» — учтите, что это 17-я итерация в соответствии с пожеланиями менеджеров Яндекса. Это во-первых. Менеджеры Яндекса сами предложили компании сделать эту работу, а значит, хотели ролика в подобном стиле. Это во-вторых.

  • Ответить
    Альтер Эго

    про 17-ую итерацию рассказала сама гендиректор этой студии. Яндекс же говорит: «Ситуация, описанная в блоге генерального директора этой студии, представлена в искаженном виде. Но мы бы не хотели комментировать её по существу, дабы окончательно не дискредитировать компанию «Баланс Белого». «

  • Ответить

    Раз «не хотели бы комментировать», то я оставлю за собой право считать правдой ту версию, которая была высказана представителем «Баланса белого». Пока что. Тем более, что звучит она правдоподобно.

  • Ответить

    Нормальная практика в этом бизнесе когда заказчик первично выплачивает деньги подрядчику не за результат, а за предоставление первичных вариантов в виде обрисованных идей, сценария и тем более готовых роликов. В случае, если результат оказывается неудовлетворительным подрядчик так и остается с первичными выплатами (и это не аванс, а полноценный договор на выполнение выше перечисленных работ с актами и прочей лабудой). Поэтому здесь Дизайн-Студия дураки и Яндекс отжег поведясь на халяву.

  • Ответить

    Поэтому здесь Дизайн-Студия дураки и Яндекс отжег поведясь на халяву. Считаете, Яндекс «повёлся на халяву»? Вроде не так всё плохо у них, чтобы на рекламных роликах экономить.

  • Ответить
    Аскар Туганбаев Независимый медиа-эксперт

    Яндекс сам виноват. Нафига было с кем попало связываться и на детский сад нарываться. Нормальные крупные компании могут по полгода контрагентов мурыжить прежде чем заплатить. И ничего — все терпят как миленькие. Хотя часто и не могут публично заявить, что это их работа. Гордятся втайне. Рунет пока в яслях.

  • Ответить

    У меня такая же ситуация с одним аудитором возникла. Подписались на свою голову без ТЗ как бы, в упрощенно виде. Но затевать войну с крупняком просто бессмысленная затея :) У них ресурсов всё равно больше, проиграла дизайн студия

  • Ответить
    Альтер Эго

    И сколько она проиграла? А может и не только она, ибо «мы бы не хотели комментировать её по существу, дабы окончательно не дискредитировать компанию «Баланс Белого»» и себя любимых. Нафига было с кем попало связываться и на детский сад нарываться. Бабло экономить надо было.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Че-то тут слишком много аффилированных с Яндексом альтерэг. Но это факт: в Яндексе любят чтобы играли по их правилам и других правил не признают. А если появятся подлые гуглоиды и напомнят — чей логотип надо было использовать? Гугл — прекрасная компания, она нам всем очень нравится, и когда они делают что-то новое, мы хватаемся за голову: как мы до этого сами не додумались! © Е. Колмановская, январь 2007

  • Ответить
    Альтер Эго

    >Че-то тут слишком много аффилированных с Яндексом альтерэг. Всяк кулик своё болото хвалит, а в Яндексе любят Роем!

  • Ответить
    Альтер Эго

    И особенно любят обещать то, чего не собираются выполнять, вот и сейчас аффиляты Яндекса играются в патриархальные черты массового сознания.

  • Ответить
    Альтер Эго

    > в Яндексе любят чтобы играли по их правилам И SEO-индустрия соблюдает эти правила трепетнее всех остальных! Реальные правила, а не объявленные.