Facebook улучшил WhatsApp и обогатит его рекламой

Развитие событий: В WhatsApp появились видеозвонки через два года после Viber (15 ноября 2016)

Обезличенные данные о пользователях WhatsApp ушли в распоряжение его владельцев, соцсети Facebook. Теперь мессенджер попробует присылать абонентам сообщения от «интересующих» его организаций. Иначе говоря — рекламу или сервисные сообщения от бизнеса. Как допускает WhatsApp, рассылаемые сообщения будут соответствовать интересам конкретного человека или даже приходить к нему из организаций, чьими услугами уже пользуется этот абонент WhatsApp. Мессенджер пообещал не отдавать пользовательского телефонного номера даже тем, кого он назначил «интересными» организациями. И одновременно мессенджер надеется присылать абонентам, например, «уведомления от вашего банка о потенциально мошеннической транзакции», или «оповещения от авиакомпании о задержке рейса». «Номер WhatsApp», хотя и не отдаётся рекламодателям, никакого значения для рекламодателя в этом сценарии и не имеет — раз продаётся возможность обращаться даже к конкретному клиенту банка, с именем и фамилией.

В июле 2015 года глава Facebook Марк Цукерберг заявил, что настала пора монетизировать WhatsApp (и Messenger):

Основная идея — дать бизнесу бесплатную площадку для ненавязчивого взаимодействия с пользователями и уже затем постепенно вводить плату за спонсорские материалы.

Год назад Цукерберг отметил, важность потребительских привычек. На примере своей соцсети основатель объяснил, что сначала Facebook открыл платную возможность для бизнеса обращаться к друзьям конкретного пользователя. Затем, постепенно, сеть и пользователи доросли до ситуации, когда привычными стали самовоспроизводящиеся рекламные видеоролики. Похожая постепенная эволюция была намечена и для WhatsApp.

В феврале 2014 года основатель WhatsApp Ян Кум дал карт-бланш Марку Цукербергу: «Мы решили войти в партнёрство с Facebook, потому что у нас одни и те же цели и видение того, что мы хотим делать». В этот момент, он совпал с продажей WhatsApp Facebook (за 4 миллиарда наличными, 12 миллиардами — акциями Facebook и 3 миллиардами в специальных нотах для команды WhatsApp), в единство целей было ещё сложно поверить. WhatsApp не продавал рекламу и связанные с ней скандалы о некорректном использовании персональных данных. Facebook рекламу продавал и демонстративно использовал имена друзей для привлечения дополнительного внимания к объявлениям. WhatsApp мешал сотовым операторам продавать SMS, а Facebook наоборот заключал партнёрства с сотовиками.

Новая система, где WhatsApp забирает от сотовых операторов «сервисные SMS» (вышеупомянутые сообщения вашего банка и авиперевозчика, например), обозначает, что сотовые операторы рискуют лишиться продаж SMS-пакетов бизнесу. Таким образом и Facebook из друга становится конкурентом. Вопреки многим легендам, SMS ещё не умерли. Операторы продолжают зарабатывать на них. Просто вместо частной SMS-переписки в сообщениях сейчас часто пересылают те самые «сервисные статусы из банка», SMS, направленные от бизнеса к абонентам. В ситуации, где банк работает через WhatsApp — сотовый оператор это просто транспорт, чья стоимость услуг стремится к нулю.

Добавить 2 комментария

  • Ответить

    Автор врет, по ссылке ничего про рекламные сообщения не говорится и приводится пример уведомлений от авиакомпании о задержанном рейсе и от банка о мошеннической транзакции.