Недомобильность: Как мобильные платежи пытаются побороть пластик

Развитие событий: Adobe скрестил бигдату и мобильные кошельки для B2B (11 марта 2015)

Автор текста — Сергей Азатян — сооснователь, управляющий партнер и председатель совета директоров фонда InVenture Partners.
Фонд был основан в 2012 году и специализируется на финансировании технологических компаний потребительского сектора. Инвестиционный портфель InVenture Partners на сегодня включает такие проекты, как сервис заказа такси GetTaxi, глобальный сервис безлимитного мобильного интернета Fogg, туристическое онлайн-агентство OnlineTours, сервис мобильного эквайринга 2Can, платформу для продажи автобусных билетов GillBus и еще ряд проектов.

Пять-семь лет назад эксперты рынка прогнозировали взрывной рост мобильных платежей. По наиболее оптимистичным прогнозам, сейчас на развитых рынках свыше 50 процентов транзакций в ритейле должно было осуществляться с мобильных. Однако они ошибались.

Мобильные платежи развиваются крайне неравномерно как в разных географиях, так и в разных индустриях. Критическую массу транзакций удалось набрать лишь крупнейшим игрокам, уже зарекомендовавшим себя в онлайне — к примеру, PayPal.

Но я по-прежнему считаю, что наступит тот момент, когда пользователю для совершения платежа не потребуется банковская карта или наличные. Хотя путь к массовой популярности платежей через смартфон или планшет еще очень долог, на нем уже проявились несколько промежуточных тенденций.

1. Мобильные платежные терминалы

Мобильные платежные терминалы — явно переходный продукт, призванный приучить пользователей к удобству мобильных платежей. Лидером рынка mPOS-терминалов остается американский стартап Square, пока не получивший широкого распространения в России. Хотя компания сообщила об убытке в 100 миллионов долларов за 2013 год, будущие прибыли на этом рынке привлекают конкурентов. Платежная система PayPal активно занимается внедрением своего решения PayPal Here, а в августе этого года Amazon представил свой терминал, который позволит компании больше узнать о поведении офлайн-покупателей.

На российском рынке крупнейшим игроком пока является стартап 2can. Основными потребителями продукта являются малый и средний бизнес. С банками 2can работает по модели white label. На основе решения 2can своим клиентам предоставляют услуги mPOS ведущие российские банки, такие как Сбербанк России, Банк Русский Стандарт, Райффайзен, Промсвязьбанк, Открытие и другие. Подобные устройства крайне актуальны для России, где проникновение терминалов для приема банковских карт в 5 раз ниже, чем в Европе и в 7 раз ниже, чем в США. При условии серьезного масштабирования бизнеса 2can может захватить инициативу на рынке России, которым пока мало интересуются глобальные конкуренты.

2. NFC

Технология NFC (Near Field Communication) позволяет осуществлять платежи в розничных точках путем простого поднесения карточки или смартфона с чипом NFC к считывающему терминалу. В сентябре Apple запустил сервис Apple Pay, работающий на этой технологии, после того как чип NFC был добавлен в последнюю модель от Apple – iPhone 6. Это означает, что 800 миллионов человек, которые имеют аккаунт в Apple с привязанной банковской картой, потенциально cмогут совершать покупки в офлайновых магазинах при помощи Apple Pay. Сервис работает пока только в США в партнерстве с несколькими банками. Для того, чтобы он появился в других странах мира, необходимы партнеры, которые будут интегрироваться с местными банками. Что касается смартфонов на платформе Android, которых на данный момент большинство в мире, чип NFC во многих моделях есть уже давно.

3. Beacons

Beacon-маячки, которые подключаются к смартфону пользователя и платежному терминалу, являются одной из горячих тем рынка мобильных платежей. На практике это выглядит так — пользователь в магазине или кафе просто выбирает нужный товар, а терминал сам списывает деньги за покупку — пользователю остается лишь подтвердить платеж. Подобные технологии разрабатывают PayPal и Apple, а массовую популярность они могут приобрести за счет развития сегмента носимых устройств.

4. Интеграция скидочных карт в мобильные кошельки

Мобильные кошельки, несмотря на разнообразие провайдеров подобных услуг, пока не завоевали массовый рынок. Одна из причин — отсутствие единого решения, позволяющего максимально просто интегрировать скидочные карты и программы лояльности.

Ряд компаний уже предпринимают шаги в этой области — от Apple с приложением PassBook до сети кофеен Starbucks и стартапа Loop. Возможность забыть о необходимости носить скидочные карты вряд ли сразу заставит миллионы пользователей активно использовать мобильные кошельки, но может стать приятным бонусом.

5. Мобильные переводы

Как банки, так и крупнейшие платежные системы начали активнее задумываться о внедрении функциональности небольших переводов между пользователями. Так, возможность разделить счет в ресторане или баре или быстро перевести другу необходимую сумму повышает шансы PayPal на популярность среди пользователей с активной социальной жизнью.

Что может реально повлиять на рост сегмента, так это реализация подобной функции в социальных сетях, мессенджерах и электронной почте. Поэтому как «Яндекс», так и Google внедрили в свои почтовые сервисы возможность совершать денежные отправления, над получением лицензии также активно работает Facebook.

6. Новые методы идентификации платежей

Важным шагом на пути повышения безопасности мобильных платежей стала реализация в смартфонах возможности идентификации через сканеры отпечатков пальцев. В феврале эту функцию при поддержке PayPal представил Samsung в новых смартфонах Galaxy S5. В будущем следует ожидать платежных приложений с идентификацией через Touch ID на платформе iOS, поскольку Apple в июне открыла API сенсора для разработчиков.

По прогнозу Gartner, к 2017 году объем мирового рынка мобильных платежей увеличится втрое относительно 2013 года до 721 миллиарда долларов. Хотя банковские карты останутся актуальными еще не менее 10 лет, а привычки пользователей изменить сложно, шансы разработчиков технологий мобильных платежей на успех велики.