Как запустить инженерный стартап в России

Максим Зябкин, CEO и основатель кросс-платформы для перемещения грузов по трубопроводам Maxitube, об особенностях построения инженерных стартапов и о том, как привлечь инвестиции для создания технически сложного прототипа или MVP (minimum viable product).

Максим Зябкин, CEO и основатель кросс-платформы для перемещения грузов по трубопроводам Maxitube


Не бывает простых и лёгких запусков стартапов, от возникновения идеи до реализации проходит много времени, тратится много сил и человекочасов. Особенность инженерных проектов в том, что помимо построения самой технической системы перед создателями стоит задача разработки и внедрения it-решений. Без них проект не получит развития. Например, в нашем случае (доставка грузов и товаров до холодильника клиента) важно не просто переместить объект из пункта, А в пункт Б, но и управлять этим перемещением, предоставить возможности управления пользователю. Поэтому мы выделили два самостоятельных направления:

  • инженерное решение — трубопроводная автоматизированная система, по которой перемещаются механизированные локомотивы с грузовыми контейнерами;
  • софтверная сервисная платформа — клиентское решение для автоматизированного приема и обработки заказов через интерфейс (мобильное приложение, web-версия).

MVP — индустриальный прототип, который работает в лаборатории, — в Maxitube уже запущен. Сейчас готовимся к сбору средств на ICO и запуску пилота. Расскажем о том, как реализовать технически сложный инженерный стартап даже в российских реалиях.

Будьте готовы постоянно учиться

Стартап — это творчество. Чтобы творить, образование не нужно, нужны идеи и вера в них. Но, чтобы задумки реализовывать, необходимо опираться на существующие технологии, понимать их и даже чувствовать. В любом случае вы будете тесно контактировать с ними и изучать. Я не берусь утверждать, что инженерное образование must have. Но мне без него было бы на порядок сложнее. Не все умеют от природы мыслить пространственно, чувствовать и формировать в голове конструкции и структуры.

Однако, даже имея профильное образование, приходится постоянно улучшать свои навыки, расширять области знаний. По мере работы над проектом всё время нужно искать новое видение процессов, решать задачу «как это улучшить». Благодаря этому постоянно открываются новые сферы, с которыми ранее не сталкивался. Поэтому учиться во время реализации проекта придется очень и очень много.

Делитесь своей идеей

Общение с коллегами, соратниками и просто людьми из сферы даёт вам огромный бонус в виде взгляда со стороны. Всё просто: рассказываете о своём проекте и получаете реакцию на него. «А как будет реализовываться этот момент?», «Какое решение будет в этом случае?» и так далее. Эти вопросы дают вам пищу для размышлений, вы обкатываете свою идею на профессионалах. Они задают вопросы, отвечая на которые, видишь слабые места проекта, структурируешь его. Например, почти год у нас ушёл на попытки создать прототип с использованием магнитных подушек. Консультировались со специалистами, изучали проблему управления магнитным полем. И только глубоко погрузившись в тему, поняли, что для реализации проекта на такой основе необходимы огромные ресурсы. На деле даже крупным новым микрорайонам не нужны такие мощности: на магнитных подушках небольшой подземный локомотив в трубе может разогнаться до 800 км/ч. Реализовать проект на механике оказалось эффективнее и быстрее.

Не бойтесь, что идею украдут, — украсть могут только готовую технологию

Иногда основатели проекта не раскрывают его подробностей с целью сохранности своей идеи. И это неправильно. Не нужно бояться за идею. Если её легко скопировать, возможно быстро реализовать в других условиях без глубокого погружения, то это причина задуматься, действительно ли ваша идея такая крутая? стоит ли тратить на неё время и силы? Боюсь, что нет. Достойную идею невозможно скопировать с полпинка.

«Пьянство, руки не из того места, катастрофическое нежелание работать». Почему производство в России — это ад

Жизненно необходимо рассказывать свои задумки профессионалам. «Инженерность» проявляется не только в самой сути проекта, но и в способах его реализации. Возможно, задачу, которую вы не могли решить несколько месяцев, разобрали в другом проекте и более элегантным способом, чем вы. Узнать об этом, можете только от коллег.

Я задумал проект в 2012 году и тогда даже не слышал ни о задумках Илона Маска (он рассказал о Hyperloop позже), ни о немецкой разработке туннельной перевозки CargoCap. Но узнав о них, я не расстроился. Потому что говорить об идее на стадии задумки — лучший способ проверить её на жизнестойкость и реализуемость. Заботиться нужно о готовой технологии — о результате вашей долгой работы. До запуска пилота никто со стороны не должен на 100% понимать, как это работает технологически. Главный вопрос не в именах и названиях, а в том, чтобы сделать проект реальностью. По прогнозам DHL (.pdf), проекты tube logistics будут реализованы в ближайшие пять лет или немногим позже.

Как собрать команду

Инженерный стартап состоит из большого количества сфер: нужны специалисты по аэродинамике, электронике, диспетчеризации, создатели софта и те, кто будет делать механические детали на станках. Собрать всех этих людей сразу нереально. Ещё очень важно, чтобы эти специалисты горели вашей идеей, чтобы им было интересно и они выкладывались. В общем, будьте готовы к долгим поискам и частым сменам в коллективе в первое время. Чтобы скорее найти «своих» людей, организовывайте встречи с коллегами, дайте потенциальным сотрудникам присмотреться, проникнуться проектом, позволяйте генерить идеи и активно участвовать в процессах. Так у вас точно сформируется костяк. Какие-то задачи придётся отдавать сторонним исполнителям и потом встраивать в ваш продукт. Это потребует некоторых вложений.

Создаём прототип

Здесь всё зависит от технической сложности проекта. Какие-то простые прототипы легко просчитать и отдать на 3D-производство. Сейчас это доступно. Но если проект на стыке многих технологий, будет гораздо сложнее.

Продумайте, что вы делаете сами, что отдаёте на сторону, какое оборудование планируете использовать, проконсультируйтесь с теми, кто уже работал с на этой аппаратуре. Распишите себе задачи, которые нужно решить во всех сферах, и приступайте. У нас ушёл год на проведение испытаний, проверку технологий, подбор оборудования. И я ещё раз повторюсь, очень полезен опыт других людей. Правильно поставленный вопрос зачастую определяет время, которое будет потрачено на решение какой-то задачи.

Не забывайте, что проект имеет не только hardware, но и software. Уделите время разработке пользовательского интерфейса: ваш стартап должен быть понятен не только инженеру, но и бизнесу, и простому пользователю. Изучите технологию блокчейна. Она должна использоваться в первую очередь для безопасности транзакций и обработки заказов. Представьте, вы хотите купить у фермера мясо молодого бычка. Блокчейн обезопасит вас — фермер не сможет кормить животное антибиотиками или, например, перепродать. Все его действия — всё, что происходит с продукцией, — будут занесены в протокол, который регулируется блокчейном. Заменить, удалить или переписать записи будет невозможно.

Сколько стоит прототип

Предсказать окончательную цифру достаточно сложно. Меняются решения, которые ты изначально планировал использовать. Меняются люди в проекте. В нашем случае команда — энтузиасты, верящие в идею Maxitube. Платим мы за оборудование, материалы, железо и подрядчикам. Но и среди них встречаются люди, которые готовые работать с нами за идею. В общей сложности прототип обошёлся нам порядка $200 — 250 тысяч.

Как найти инвестиции

Совет № 1: презентация важнее всего.

Первое и самое главное, что нужно сделать проекту при выходе на рынок, это презентация. Важно очень качественно, красиво, подробно и интересно показать инвестору, что именно представляет собой проект. Необязательно раскрывать все его технологические секреты. Но презентация должна объяснить суть и доказать, что проект реализуем и реалистичен. В этом заложено практически 90% успеха.

Совет № 2: будьте готовы к большому количеству переговоров.

Каждый раз нужно подробно и уверенно рассказывать о своём проекте, разъяснять. Продумайте все возможные вопросы, которые могут возникнуть у потенциального партнёра.

Совет № 3: подходите к переговорам как инженер.

Встречи — это технические возможности. Если вы провели переговоры и не получили желаемого — вы не реализовали техническую возможность. Нужно условно сделать протокол переговоров, разобрать позитивные и негативные моменты. В итоге можно выявить изменения, которые нужно привнести, дополнительные решения. И касаться они могут не только подачи проекта, но и его сути.

Совет № 4: изучайте иностранные рынки.

Если ваш продукт ориентирован исключительно на российский рынок, то, скорее всего, он довольно слабый и не готов к масштабированию. Это плохо, рано или поздно вопрос расширения коснётся любого успешного проекта. Поэтому сразу примеряйте идею на других странах.

Как российская компания может интегрироваться с международным производителем оборудования

Совет № 5: выходите на ICO.

Сама идея ICO — отличная возможность испытать свой продукт не только на инвест-фондах, но и на широком кругу частных инвесторов и просто заинтересованных людей во всём мире. Благодаря ICO появляется возможность получить первую поддержку, за которой подтянуться и остальные инвесторы. Это глобальная история продвижения. В процессе ICO инвесторы получают токены проекта. Покажите, что проект действительно способен выполнить свои обещания — достичь поставленных целей. Дальше с точки зрения финансового менеджмента все очень просто: проект привлекает деньги, команда выполняет свои обязательства, а деньги возвращаются путём обратного выкупа токенов. Maxitube запустил закрытое pre-ICO 3 октября и сейчас готовится к основному предварительному токенсейлу. Инвесторы зарабатывают на росте токенов в цене, а он, как правило, достаточно сильный у успешных проектов. Это делает ICO привлекательным и для стартапа, и для инвестора.

Добавить 15 комментариев

  • Ответить

    > В общей сложности прототип обошёлся нам порядка $200 — 250 тысяч.

    А недорого, в принципе, пару десятков может позволить себе каждый. Пффф… да со средней зарплатой инженера в 12000р. это же всего надо покопить. О, ровно, 1000 месяцев, какое красивое совпадение, прямо сказка.

  • Ответить

    заинтересовался и зашол посмотреть. Темболее — прототип аж на 300 тыщ баксов. Какойто мутный сайт, контора не имеет даже фактического адреса. Никаких прототипов не обнаружил, даже фото или просто технических характеристик. При этом о каких то инвесторах рассуждения. «Ящики» у них расположены на лестничных клетках прямо. А груз доставляется после заказа «через несколько минут». Пневмопочта 2.0.
    Полнейший бред в нулевой стадии реализации. Наверно нынче уже можно вообще не делать даже видимости проекта, чтобы начать рассуждать о нем.

  • Ответить

    При наличии работающего прототипа, полное отсутствие упоминаний о нем на сайте — это подозрительно, не то слово.
    Ну и ICO не добавляет энтузиазма.

  • Ответить
    Владимир Мяу и компания

    Даже если вдруг они и шарлатаны, пускай пилят. Водопровод централизованный давно придумали, канализацию и отопление — тоже, почему же до сих пор не сделали хлебопровод, молокопровод, ну или хотя бы пивопровод (там вообще калибр идеальный). Одни попилят, другие попилят, авось че и выгорит. Будет настоящий «интернет вещей».

  • Ответить

    Какой нибудь новый вич передаваемый воздушно-капельным путем сильно ускорит такие проекты, примерно до 90% необходимых людям товаров вполне можно перемещать в трубе до 150 мм диаметра.

  • Ответить

    >> ну или хотя бы пивопровод (там вообще калибр идеальный)

    пивопроводы уже несколько лет строят в Европе. В Брюгге, в частности, наверно запустили уже:
    http://rossaprimavera.ru/v-bryugge-v-avguste-zarabotaet-pivoprovod-predveshchaya-potrebitelskiy-ray

    >> примерно до 90% необходимых людям товаров вполне можно перемещать в трубе до 150 мм диаметра.

    это чегож за 90% необходимых товаров можно пропихнуть в трубу диаметром в 15 см. Да еще и с учотом, что капсула тоже имеет хоть 1 мм стенки (+ зазор еще, темболее на механике ездит).

    А вообще — это начать и кончить только чисто на концепцию. Какой там прототип, когда там вопросов больше чем ответов. Например теже капсулы и вообще логика — индивидуальные или просто сборный груз по адресу. А если не забрал заказчик товар? И чиво делать? Ехать назад? Двухпутная магистраль? (т.е. 2 трубы). Или туда-сюда? Но туда-сюда — тогда малейший затык и досвидос. А застрянет? Пробка? Беги всю трубу разбирай? А как быть со стрелками и разветвлениями? А в капсуле протухнет или прольется еда? Пока будут мыть — надо иметь запас новых? Пищевые\непищевые?
    Поэтому какправило только бумагу пневмопочтой шлют или мелочевку в рамках одного здания.
    Это все давно бы было придумано, но оно просто пока нереализуемо.

  • Ответить

    >это чегож за 90% необходимых товаров можно пропихнуть в трубу диаметром в 15 см.

    В количественном выражении большая часть ваших товаров это продукты, какой из продуктов что вы покупаете не поместится в трубу диаметром 150 мм?
    Вероятно арбуз, но удобство от такого трубопровода будет таково что вероятно вы выберете арбуз упакованный и порезанный на дольки.

    Но если диаметр сделать например 200 мм то поместится все до 95−98% ваших покупок.

  • Ответить

    Но конечно эти трубопроводы дело отдаленного будущего, которое может и не наступить, более перспективная технология доставки это почтаматы, в которые что то можно и по трубе кстати доставлять, экономически это может быть даже где то оправдано уже сейчас.

  • Ответить

    Кстати дроны доставляющие грузы в почтаматы могут на нет свети все эти трубопроводы даже в теории, так как будут и быстрее и дешевле и главное более практичны.

  • Ответить

    ну это опять пошло по Грефу. Ну, а упадет этот дрон кудато в кусты или в чужой огород? Наряд высылать на поиски? А ктото его утащит или просто дети раздербанят? Закон принимать о неприкасаемости упавших дронов? Это какое по уровню развития должно быть общество, чтобы на дронах чтото отправлять. Автомобили тем и хороши, что при разной грузоподъемности закрыли все ниши, по сути.
    И никаких труб или дронов не будет. Будут электромобильчики на автопилоте ездить (их уже тестят в европе, в том числе и дойче пост). И этого вполне достаточно. На нем куча шкафчиков будет как на постамате. Подъехал, чел вышел и забрал. Тоже самое что и вживую, но просто без курьера.
    Никакую инфраструктуру менять не надо, а электромоблиьчики по маршруту уже прекрасно придуманы.

  • Ответить
    peranov low-tech

    в америку уже придумана технология! «бросить на крыльцо называется». а у нас по спальному «микрорайону» незачем на 800 км в час разьезжать! А вместо технологии «бросить на крыльцо» можно сделать вот что — посреди района поставить высокую башню, и применить технологию «кинуть в окно». Вот заказал ты лук-порей из гастронома или сырку, а с этой башни тебе каким-нибудь лазером пыщь-пыщь прямо в форточку этот сырок кинут! В общем, идея ясна, всё остальное — детали, проект очевидно viable, пора идти на ICO

  • Ответить

    >А ктото его утащит или просто дети раздербанят?

    Страховка, я вот даже предоплатные посылки отправленные Почтой России сам страхую, много выгоднее чем штатная страховка от почты, они 4% берут, у меня уходит не более 0.2−0.3% от стоимости посылки.

    >Автомобили тем и хороши, что при разной грузоподъемности закрыли все ниши, по сути.

    Автомобили плохи тем что для них дорогущую инфраструктуру надо делать — дороги, которую к тому же часто и негде делать, затраты мягко говоря не рентабельны, метро строить и то пользы больше, как только стоимость доставки 1 кг дронами будет хотя бы равна 10 кг автомобилей, будет лавинный рост перевозками по средствам дронов.

    >На нем куча шкафчиков будет как на постамате. Подъехал, чел вышел и забрал.

    Время ожидания человека сведут на нет всю эффективность решения, доставка беспилотными автомобилями в постаматы скорее всего будет работать без проблем, загрузил кассету с посылками на автомате и уехал ваш автомобильчик, а человек заберет тогда когда ему нужно будет, без суеты.

    Но за дронами все равно будущее, просто потому что это быстрее, без пробок, цена доставки скоро будет сравнимая, если брать затраты на инфраструктуру для автомобилей.

  • Ответить


    > Барыган
    > какой из продуктов что вы покупаете не поместится в трубу диаметром 150 мм?

    Да ничего и не поместится, ни греча, ни кочан капусты, даже, мешок картошки, сроее всего не особо влезет, про поребрик я вообще молчу.

    > Какой нибудь новый вич передаваемый воздушно-капельным путем сильно ускорит такие проекты,

    Логика барыгана шикарна. Сидеть в центре пандемии, ждать заражения.


    > peranov
    > а с этой башни тебе каким-нибудь лазером пыщь-пыщь прямо в форточку этот сырок кинут!

    Или кушаешь борщ, никого не трогаешь, тут мысль, а сметанки бы. Тут оно по телеграму мысль считало, тут же из башни уже пневматом в форточку летит баночка кисломолочкии прямо в тарелку. Всё в борще — стены, потолок, пол и в мессенджер извиняющаяся смс — «Извините за обои, это пока прототип. С вашего счета списано 500р. Спасибо за выбор сервиса «БыстроХавка Ментал Деливери».

  • Ответить

    Меня кстати всегда прикалывали деятели, что в нашей стране называют свои конторы чем нибудь иностранным, что созвучны характерным русским словам. Скажем БыстроХавка Ментам Диарея. Или там, Диарея, Клав!

Для добавления комментария войдите или зарегистрируйтесь.