Яндекс.Маркет ответит таможенникам за продажу Apple Watch раньше и дешевле членов АКИТ

Развитие событий: Половина учредителей АКИТ вышла из проекта (11 декабря 2015)

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) пожаловалась Федеральной таможенной службе на «Яндекс.Маркет», что тот размещает интернет-магазины, торгующие Apple Watch, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо руководителю ФТС Андрею Бельянинову от АКИТ. Официально часы в России ещё не продаются и появятся только 31 июля всего в 20 магазинах на всю Россию. В отношении магазинов с «Маркета» ведётся проверка.

Авторы письма недовольны, что часы можно заказать прямо с сайта «Маркета» без перехода на сайт продавца: «Это означает, что Яндекс получает доход от реализации товаров, ввезенных с нарушением Таможенного законодательства РФ» (цитата из письма). Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов объяснил «Коммерсанту», в чём виноват поисковик:

В России действует национальный принцип исчерпания прав на товарный знак. Без согласия правообладателя ввоз и продажа товаров на территории страны запрещены статьей 1487 Гражданского кодекса РФ. Товарный знак Apple внесен в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Соколов добавил, что аналогичные письма были отправлены в Apple и «Яндекс» (АКИТ пояснила Roem.ru, что письма были отправлены ещё в апреле) — первые выразили обеспокоенность, вторые не отреагировали. Для «Коммерсанта» представитель «Яндекса» Ася Мелкумова прокомментировала ситуацию, выразив удивление происшедшим:

Ассоциация не учитывает, что товарные агрегаторы не ведут самостоятельных продаж, а только рекламируют предложения интернет-магазинов. Некоторые агрегаторы дают покупателям возможность оформить заказ на товар без перехода на сайт магазина, но это не делает агрегатор участником купли-продажи. […]

Мелкумова прокомментировала Roem.ru, что компания не получала претензий от госорганов или Apple, кроме того, по её словам, рекламодатели «предоставили данные о том, что компания Apple Inc. в марте 2015 года оформила все необходимые документы для продажи устройства Apple Watch на территории РФ — в реестре сертификатов соответствия Таможенного Союза имеются данные о сертификате № ТС RU С-US.МЕ61.В.00777 на Apple Watch .

Apple Watch Яндекс.Маркет

Сам «Яндекс» не против бороться с нелегальным товаром: совместно с другими товарными агрегаторами создал сайт nota-claim.ru, где на поддельный товар можно пожаловаться сразу «Маркету», «Товарам Mail.ru», Wikimart, Price.ru и eBay. В случае с Apple Watch же речь идёт скорее о потерянных деньгах продавцов на «сером» товаре: Россия попала только в четвёртую волну пришествия умных часов, потому предприимчивые магазины торгуют новинкой уже давно.

Судить об этом позволяют слова представителя «Связного» (управляет C-Store, один из 20 магазинов, который начнёт торговать часам) Марии Заикиной, которая говорит, что серые продавцы не могут обеспечить должный уровень обслуживания покупателя и гарантию качества, а также указывает, что официальные цены на часы начинаются от 23 999 рублей, в то время как на «Маркете» самая дешёвая модель торгуется за 21 700.

У претензий АКИТ нет правовых оснований, пояснила Мелкумова Roem.ru. Размещение информации об Apple Watch на «Маркете» (в том числе предложения приобрести часы) не нарушает российского законодательства:

При отсутствии претензий со стороны Apple, исходя из презумпции добросовестности действий участников гражданских правоотношений, закрепленной Гражданским кодексом РФ, у Яндекс.Маркета нет оснований полагать, что товар, реализуемый тем или иным магазином, был введен в оборот на территории РФ с нарушением прав правообладателя. В Яндексе существует процедура, которая дает возможность пожаловаться на нарушение прав владельца торговой марки. Если официальные претензии поступают — сервис оперативно принимает необходимые меры.