Отток клиентов «Сбербанка» остановит Big Data «Ростелекома», а не «Яндекса»?

Развитие событий: "Сбербанк" вслед за "Яндексом" и сотовыми операторами занялся big data (23 ноября)

Принадлежащая с 2015 года «Ростелекому» «Айкумен ИБС» обсуждает со «Сбербанком» внедрение аналитических Big Data технологий «Айкумен». Соучредитель «Айкумен ИБС» Сергей Шумский в кулуарах «Открытых инноваций» рассказал RNS: «То, что их интересует больше всего, — это максимально четко понимать особенности и потребности своих клиентов и, следовательно, предоставлять им действительно персонализированные услуги». «Айкумен ИБС» уже показывает «Сбербанк» в списке своих клиентов, но когда может быть заключено новое соглашение о Big Data механизме персонализации Шумский не сказал.

Летом 2015 года «Сбербанк» заключил контракт с Yandex Data Factory (YDF), «дочкой» «Яндекса», специализирующейся на Big Data. Суть услуг купленных «Сбербанком» не раскрывалась и тогда, и сейчас. Пресс-служба YDF объяснила редакции «Роем!», что их соглашение со «Сбербанком» запрещает рассказывать, что именно YDF сделала для банка и продолжает делать.

В июле 2015 года первый зампред «Сбербанка» Лев Хасис раскрыл РБК формат договорённостей с YDF:

Тема big data весьма обширна и многогранна. Сейчас речь идет об одной конкретной работе, в которой «Яндекс» имеет уникальную компетенцию, но в целом эксклюзив по данной теме мы никому не давали и работаем с разными компаниями.

9 декабря 2014 года, в день открытия YDF, «Яндекс» рассказывал, какие компетенции у него уже есть: «Для крупного банка проанализировали сведения о клиентах и их действиях, что позволило составить персонализированные предложения и повысить продажи банковских продуктов». За 7 месяцев до лета 2015 года YDF успела рассказать также о том, что её технологии анализа помогли Wargaming избегать оттока игроков (позднее аналогичную услугу купил «Билайн»), а «Росавтодор» получил систему прогнозирования пробок и ДТП. Пакет технологий YDF использовался внутри «Яндекса» для поиска, таргетинга, рекомендаций.

«Айкумен ИБС» на базе единой поисково-аналитической платформы создаёт и продаёт автоматизированные решения для госведомств, кредитно-финансовой сферы, промышленности и ТЭК. Согласно официальному сайту «Айкумен ИБС» среди клиентов уже есть «Сбербанк» (суть проданных услуг не раскрыта) и ещё два банка, вышеупомянутый контролирующий акционер «Ростелеком», «Роскосмос», «Вертолёты России».

Комментировать возможное подключение «Айкумен ИБС» в Big Data проекты «Сбербанка» в Yandex Data Factory отказались.

В декабре 2015 управляющий портфелем ФРИИ Сергей Негодяев назвал продажу «Айкумен ИБС» «Ростелекому» — экзитом года. История про большие данные и машинное обучение хорошо ложится в технологический стек «Ростелекома» → Roem.ru


К настоящему моменту технологии YDF применялись в медицине, системах модерации фотографии. Немецкая SAP вывела Yandex Data Factory на потенциально «бесконечный» международный B2B-рынок Big Data — по мнению компаний, их сервис можно использовать в ритейле, e-commerce, банках и телекоммуникациях. Среди российских клиентов YDF появились ЦУМ, «Пятёрочка», «Магнитогорский металлургический комбинат».

Глава «Сбербанка» Герман Греф является членом совета директоров «Яндекса» — банк и поисковик владеют платёжной системой Яндекс.Деньги, где «Сбербанк» контролирует «75 процентов минус 1 рубль».