YouTube сменил Flash на HTML5

Развитие событий: Среди трупов закрытой в 2011 Google Labs выжил конвертор Flash → HTML5. Google обновил его вплоть до свежей iOS 8 (28 января 2015)

Google сменил технологию по умолчанию YouTube-плеера — теперь это HTML5, а не Flash. Уходит технология, сделавшая 10 лет назад возможным запуск самого YouTube.

Google потребовалось 5 лет для того чтобы перейти с Flash-плагина на интегрированный в браузеры HTML5. Первые опыты YouTube начал в 2010. Сегодня владелец видеохостинга сообщил, что новая платформа на основе HTML5 позволяет ему ускорить доставку материалов на 50−80% (за счёт адаптивного подбора потока). Google предполагает, что на базе технологий WebRTC (тоже встроены в современные браузеры, плагины не требуются) и с использованием HTML5 будет проще организовать Live-вещание. На YouTube оно уже есть — но до сих пор это сравнительно редкое явление.

Любопытно, что сами производители Flash-технологий и браузерного плагина практически «похоронили» своё детище ещё в 2011 году, намного раньше YouTube. Четыре года назад, в ноябре, корпорация Adobe закрыла офисы разработки в Оттаве и в Техасе и уволила 750 разработчиков Flash платформы.

Flash не пускал и не пустил на свою мобильную платформу Стив Джобс. Затем сами Adobe отказались развивать Flash для браузеров конкурирующей мобильной платформы Android.

К слову первый iPad вышел ровно 5 лет назад, 27 января 2010 года — юбилей!

Джобс критиковал Flash-технологию за низкие надёжность, безопасность, производительность. Flash требовал повышенного расхода аккумулятора. Связанное с Flash ПО традиционно доступно только Adobe, и сам же Adobe владеет монополией на развитие технологии и её ценообразование. Flash не был придуман для управления пальцами, соответственно неприменим в «тач» интерфейсах.

HTML5 работает на мобильных платформах, игровых консолях, Smart TV, в случае YouTube-видео он оперирует потоками вплоть до 4K или HD с 60 кадрами в секунду. Формат рождался так же неторопливо, как сворачивается Flash — первая версия HTML5 появилась в 2004 и лишь в прошлом 2014 стандарт был завершен.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Алексей Ровдо Softkey

    Проблемы с безопасностью и их «особенность» придуманы для того, чтобы публично обосновать отказ от Flash в продуктах Apple и Google. Сам отказ потребовался совсем по другой причине.

    Программы на Flash позволяют обходить проприетарные магазины приложений Google и Apple. В какой-то момент стало очевидно, что разработчиков не получится загнать в фирменные Store, если у них будет хоть какой-то выбор, а выбор был именно в виде Flash. Поэтому Flash был буквально запрещен на платформах iOS и Android. В силу специфики платформы на Android это удалось сделать лишь частично.

    Что-то похожее сейчас происходит в противостоянии Flash с фирменными технологиями коммуникаций. Идет реальная война платформ в части продвижения своих проприетарных решений для аудио-видео коммуникаций. В части односторонней передачи удалось найти компромисс в виде HTML5, а вот решения для двусторонней связи универсального нет. Создаются разные альянсы и продавливаются разные проприетарные технологии. По сегодняшний день Flash остается самой популярной средой, которая позволяет организовать двустороннюю связь через браузер. При этом flash является в общем кросс-платформенной технологией и продолжает мешать тому же Google продвигать свой WebRTC. Логично, что Google пытается отказаться от Flash где только можно и снизить его распространенность.

Добавить 27 комментариев

  • Ответить

    И это при том, что качество VP9 в HTML5-плэйере до сих пор хуже H.264 во флэше, что заметно даже невооружённым глазом. Бизнес снова победил здравый смысл.

  • Ответить

    автора видать забанили в забугорном интернете.
    флеш есть на мобилках последние несколько лет точно, в т. ч. на 64 бит,
    также он есть в Стиме, ну и все порталы это флеш.
    Можете почитать роадмап на флеш кстати на сайте адоби если вас там тоже не забанили))

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Не поделитесь ссылкой на flash-плеер для iOS и в Google Play? Для Symbian тоже интересно. Покажите, заодно, флэш-баннер на каком-нибудь портале?

  • Ответить

    Юрий Синодов, «flash-плеер для iOS и в Google Play» —
    https://play.google.com/store/apps/details?id=com.adobe.air
    «Для Symbian тоже интересно» — а мне нет, поддержка этой ос давно остановлена.
    «флэш-баннер на каком-нибудь портале?» — порталы игр имелось в виду с флеш играми. В принципе баннеров тоже хватает.
    В мобильных браузерах флеш действительно почти нигде не работает.

  • Ответить

    На айос тоже, при желании, можно поставить браузер, который будет воспроизводить флеш (puffin), но количество «нуждающихся» в этих расширения стремится к нулю. Флеш уже давно решил переориентировать ресурсы на разработку более перспективных продуктов, тч тяжелый, кривой, дырявый и сжирающий батарею флеш — теперь удел маргиналов.

  • Ответить

    Мы тут о ютубе говорим. Так вот, H.264 ускоряется аппаратно всеми современными чипсетами, в отличие от VP8/9. Поэтому, сжирание батареи и высокое тепловыделение в данном случае это не про флэш, а про HTML5.

  • Ответить

    «Флеш уже давно решил переориентировать ресурсы на разработку более перспективных продуктов, тч тяжелый, кривой, дырявый и сжирающий батарею флеш — теперь удел маргиналов.» — Пруфы есть или это всего лишь ваше личное мнение?

  • Ответить

    Ещё на рекомендуемое видео после окончания текущего ролика автоматом стало переходить — по тому и заметили дома + лаги наконец-то пропали. Надеюсь, крэши плеера тоже уменьшатся.

  • Ответить
    assmirnov AT Consulting

    Жаль, что флеш умирает. Для несложной анимации в вебе он по-прежнему лучше видео. А ведь в самом начале это было не что иное, как Small Web Format. Не представляю, как в html5 и js добиться анимации, такой же простой в разработке и не тормозящей.
    М.б. когда флеш в своем нынешнем виде (чудовище-монстр, неповоротливое и жрущее ресурсы, требующее обновления плеера через день, сам плеер весит едва ли не 100 мб) вымрет, ему на смену придет что-то более простое, открытое и удобное?

  • Ответить

    То, что Youtube сменил Flash на HTML5 — не новость. У меня постоянно включался html5 года полтора железно. Приходилось ломать голову, чтоб его отключить, ведь на топовой машине все безбожно тормозит.

    Но поговорить хочу о другом. А именно о бестолковых заявлениях некоторых из вас.

    1) Когда все говорят, что флеш имеет много уязвимостей — меня это веселит. Покажите такой же мощный плагин, где их меньше? Когда покойный Стив Джобс мотивировал отсутствие флеша на iOS тем, что он несет угрозу из-за вирусов, он почему-то забыл сказать, что на одну уязвимость флеш плеера приходится примерно 7 уязвимостей в QuickTime. Но про это он тихо забыл, ведь признавать свои ошибки сложнее, чем указывать на чужие.

    2) Флеш не жрет батарею просто так. Если автор игры или баннера имеет руки не из плечей, а из заднего места — причем тут флеш? Вы еще обвините автомобили BMW в том, что у них колеса отваливаются, когда на них по разбитой дороге ездят.

    3) Flash в iOS/Android работает через специальные браузеры. Кому надо — ставит.

    4) На Flash сегодня созданно очень много различных игр и приложений для iOS и Android. Только это не игра «в браузере», а скачиваемая из AppStore и Google Play. Вы можете играть в свою любимую игру, ругать флеш и не подозревать, что она как раз и сделана в том самом флеше. Только Adobe AIR он там называется. Довольно часто Apple фичерит на главной странице игры, которые на флеше работают. Что же вы донатите в них тогда?

    5) Кто-то тут выступает своеобразным гением по информационной безопасности… А ну, гений. Расскажи нам, не гениям. С каких таких делов многие enterprise приложения, включая банковский сектор — работают на Java? Они уже точно лучше шарят в безопасности. Тем не менее — дыры в безопасности Java/Flash еще не стали причиной воровства денег со счетов.

    Может просто Flash/Java надо качать с официальных сайтов, а не с разных торрент-трекеров?

    6) Баратею сжирает не Flash, а интенсинвая работа процессора. На сегодня вместо флеша этим «сжираетелем» стал html5 canvas, которые жрет её еще больше.

    7) Все, кому не нравится флеш — просто не найдите для себя ту технологию, которая лично вас будет устраивать и прекратите истерии на этот счет.

    Если меня волнует что-то, то я про это говорю. Если мне пофигу — я игнорирую. По заверениям хейтеров флеша — их он не волнует, давно удалили плагины и т. д. Тогда объясните мне такой момент. А с чего же вы уже лет 5 никак не успокоитесь в таком случае?

    Тут вижу 2 варианта:

    1) идите лечите голову
    2) не лукавьте

  • Ответить

    5. Во первых, энтерпрайз приложений в вебе реализованных в виде java applet исчезающе мало, потому что они неюзабельны. Была такая мода в середине нулевых (у росбанка был такой, например), но быстро прошла, как появились нормальные серверные решения от крупных компаний.

    Во вторых, сравнивать серверное приложение, особенно банка, реализованное на java, которое во вне светит только html и локальную java machine обрабатывающую java applet в браузере пользователя, как минимум не корректно, как максимум — расписка в собственной некомпетентности. Хотя бы потому, что при мало мальски здоровом проектировании сервера на java, сама java machine будет иметь дело только с string и int пришедшими из внешнего мира. То есть, никакого активного контента (в данном случае java applet) она обрабатывать не будет априори, в отличии от ВМ java на компьютере пользователя, которая, как раз таки, являясь плагином браузера, обрабатывает исключительно нативный бинарный код.

    В третьих, с начала автоматического обновления chrome и впоследствии firefox, троянское ПО ставилось и продолжает ставится исключительно через плагины, ну и еще дыры в ie. Конкретно, плагины flash player и обработчик java applet. В старые добрые, был еще плагин adobe reader для чтения pdf в браузере — тоже очень хорошо эксплуатировался. Факультативно можешь погуглить flashback — ботнет в 500 т. osx ботов, который для установки эксплуатировал свежую дыру в явамашине.

    Последнее, троянами, точнее их расширенным функционалом, как раз таки воруют деньги с банков. Сейчас меньше — из-за мер ff и chrome — плохой процент установок, а ie мало в потоках трафика, но году в 2012 был настоящий бум этого направления преступности. И ставят их, как раз, через remote code execution дыры в указанном софте.

    С уважением, Гений.

  • Ответить

    Для начала пишите, что вы исключительно о браузере. А потом тратьте время на очевидные объяснения.

    И ко всему остальному — проблемы в безопасности лежат в первую очередь в руках самих пользователей, которые качают всё подряд без разбора.

    Что касается вирусов и вредоносного ПО. Сейчас стали все чаще фиксироваться случаи, когда пользователям устанавливаются вместе с ПО различные расширения вроде Greasemonkey и они, в свою очередь, уже с помощью JavaScript меняют загружаемый контент и поведение браузера в целом.

    Из последнего, что я видел сам — в момент оплаты голосов в вконтакте, пополнение мобильника через online интерфейс от банка и другие операции — срабатывает JavaScript код, который подменяет кошельки оплаты, номера телефонов, id страниц и т. д. Ворует кукисы, перенаправляет сессии авторизации и т. д.

    И это все при выключенном Flash / Java на машине. Так, что не надо пугать людей теми вещами, которыми не надо.

    Что касается безопасности Flash Player. Чтоб вы понимали — уязвимость 0day во флеш плеере была пофикшена моментально. А вот Microsoft и Apple до сих пор не устранили данный косяк у себя в операционной системе. И кто тут более опасен? О каком вреде плагина можно говорить, если в плагине устраняется все быстрее, чем в самой операционной системе?

  • Ответить

    В свою очередь предлагаю вам вначале думать, а потом писать.

    Цифры установок расширений для браузера и цифры установок флеша не приведете, так, чисто поржать?

    Чтобы вы понимали, толку от скорости закрытия бага нет, если у подавляющего числа пользователей это обновление не установлено.

    Ну и после последнего абзаца, я пожалуй исключусь из дискуссии, а то там слишком много феерии. И неконкретизированный 0day во флеш устранен моментально (с какого момента, с момента его нахождения сторонней компанией или с момента установления эксплуатации?), и тут же его (косяк флеша) не устраняют у себя (где!?) apple и microsoft, этого пожалуй более чем достаточно, даже не обращая внимания на установленый вами знак равенства между разработкой плагина и оси. Ну и бонусом, оказывается у нас есть публичные 0day в OSX и Windows, которые ни Apple, ни Microsoft не устраняют. Ох, лол.

  • Ответить

    На счет цифр установок Flash Player — их давно никто не считает, т.к. Chrome и IE уже имеют встроенный FP и он обновляется либо вместе с браузером, либо в качестве системного обновления.

    Но вы уводите тему в сторону ;)

  • Ответить

    Проблемы с безопасностью и их «особенность» придуманы для того, чтобы публично обосновать отказ от Flash в продуктах Apple и Google. Сам отказ потребовался совсем по другой причине.

    Программы на Flash позволяют обходить проприетарные магазины приложений Google и Apple. В какой-то момент стало очевидно, что разработчиков не получится загнать в фирменные Store, если у них будет хоть какой-то выбор, а выбор был именно в виде Flash. Поэтому Flash был буквально запрещен на платформах iOS и Android. В силу специфики платформы на Android это удалось сделать лишь частично.

    Что-то похожее сейчас происходит в противостоянии Flash с фирменными технологиями коммуникаций. Идет реальная война платформ в части продвижения своих проприетарных решений для аудио-видео коммуникаций. В части односторонней передачи удалось найти компромисс в виде HTML5, а вот решения для двусторонней связи универсального нет. Создаются разные альянсы и продавливаются разные проприетарные технологии. По сегодняшний день Flash остается самой популярной средой, которая позволяет организовать двустороннюю связь через браузер. При этом flash является в общем кросс-платформенной технологией и продолжает мешать тому же Google продвигать свой WebRTC. Логично, что Google пытается отказаться от Flash где только можно и снизить его распространенность.

  • Ответить

    Отличный каммент. Плюсую, за грамотное и адекватное описание ситуации.

    Хочу на счет Apple рассказать то, что мало кто знает или вообще не догадывается.

    Компания Adobe сделали продукт Adobe AIR, который является в буквальном смысле потомком Flash Player Projector с расширенными возможностями. Они первые на планете, кто сделали возможным компилирование приложений под iOS прямо из Windows. Т.е. достаточно владеть iOS устройством и любой Windows пользователь смог писать приложения на ActionScript 3.0.

    Когда AIR начал набирать популярность — Apple сделали как обычно свои лживые и грязные заявления, что эта среда доставки контента опасная и т. д. В общем, все то, что они врали про флеш плеер. Но лишь с той разницей, что AIR приложение скачивается с AppStore в виде упакованного приложения, а не плеера для флешек. Итогом таких стараний стал запрет на загрузку и создание приложений для iOS средствами, отличными от фирменных средств разработки Apple (Objective-C и Xcode).

    Apple на границе 2009−2010 чуть не поставили крест на развитии Adobe AIR, но все получилось по справедливости. Adobe совместно с рядом известных владельцев бизнеса подали жалобу на Apple в антимонопольный комитет и последние так нагнули Apple, что они пождали хвост и перестали рыпаться на с счет Adobe AIR и внесли изменения в условия загрузки контента в AppStore.

    Apple лживо написали, что они слушают людей и идут к ним на встречу. А на деле они просто получили два варианта — либо суд, который они проиграют, либо разрешить Adobe AIR публиковаться в AppStore. Там после уже и другие подтянулись.

    Что мы имеем на выходе из всего этого:
    Adobe AIR и Flash Player написаны на С++ и используют единое ядро. Практически 1 в 1 по тем пунктам, которые якобы опасны и жрут батарею.

    Что видим:
    Флеш плеер запрещен в iOS и частично на Android. В первом случае можно ставить стримнговые браузеры и смотреть флеш, второй случай ограничен полноценным флеш плеером без возможности крутить 3D и видео с ускорением на видеокарте.

    Adobe AIR разрешен везде. Но в качестве приложения, на котором маркеты зарабатыват 30%, например с продажи игры.

    И даже не зазорно тем же Apple, кто так врет про вредность Flash — ставят на нем же игры в «Выбор Редакции» на главную страницу. Вы главное платите деньги, а там правила работы поменяются.

    Примеры известный Adobe AIR игр долго искать не приходится:
    Banner Saga — https://itunes.apple.com/app/id911006986
    Frontier Heroes — https://itunes.apple.com/app/frontier-heroes-planet-h-game/id893673936
    King’s Color - https://itunes.apple.com/app/kings-color/id917522242
    BBC CBeebies Storytime — https://play.google.com/store/apps/details?id=air.uk.co.bbc.cbeebiesstorytime

    Это так, лишь пару примером того, что попадало в Featured Games, что считается «круто».

    Вот вам типичный пример, когда Flash «плохо» (если бесплатно в браузере) и когда «хорошо», если на нем могут Apple и Google заработать денег.

  • Ответить

    Заходим в Google Chrome на http://youtube.com/live/ в любую трансляцию. И что мы видим? О нет, да это же Flash!!! А всё почему? Потому что HTML5 в 2015-м году всё ещё настолько кривая технология, что даже Google с его армией программистов и собственным браузером не удаётся за последние пять лет разработать видеоплеер… и в ближайшие несколько лет похоже не удастся!

  • Ответить

    Как 8+ flash/flex/air и 3+ html5 разработчик :) могу сказать следующее — никто нигде не умирает. Умения браузеров растут, роль плагинов снижается. Это естественный процесс.

    0. Никто не говорит, что на сейчас нельзя многое сделать из того что делалось ранее на flash средствами хтмл5, вопрос пока в банальной стоимости такого решения. На флеше для простой игрушки вы обойдетесь 1 разработчиком, на html5-стеке их вам понадобится 3.
    Но сделать можно не все или не все так хорошо как на флеш.

    1. Собачья чушь об инструментах разработки принадлежащих сугубо адоби. Адоби не раскрыла тока что сам плагин. И то кое-кому кое-где раскрыла ;)
    IDE cкуча. СДК — общедоступен и бесплатен. Да адоби делает графический редактор FLASH CC — но спецификация swf формата отрыта — никто никому не мешает сделать свой.
    Flex вообще передан в open-source apache и вообще говоря за это время прошел с 4.6 до 4.13 и на его основе и переданном Адоби кросс-компиляторе уже пилится Flex-js и вышел в бету.

    3. По поводу мобильных — как тут уже говорили, ваши сведения сильно устарели. Работают давно и успешно люди, пишут код под айр и не жужжат.
    Да браузерный плагин не вписывался в модель монетизации, компромисс был найден.

    4. flash это блин platform, а не только браузерный плагин. Это довольно неплохой язык программирования, вобравший лучшее от java и ecma, это рантайм (в плагине он живет или в среде), это инструменты разработки, это выработанные концепции и комьюнити в 2% от вообще программистского общемирового по всем языкам (надо пруфы — будут).

    5. Не понимаю хронического противопоставления Flash VS Html5 — лично я рад тому. что у меня появляются дополнительные инструменты и за пределами плагина. Повышается арсенал. Освоить их совершенно не проблема. Подумайте и скажите кто уютнее себя будет чувствовать в новых api html5 — флешер который лет 5−8 занимался разработкой приложений с насыщенным дисплеем и интерактивом, или js -девелопер, который столько же формочки клепал. Первому надо прочитать доку на API канваса, который будет до боли похож на флешевый BitmapData. найти или соорудить обертку для удобной работы с ним и немного поматериться на пещерный javascript, вспоминая молодость и AS1/AS2. Второму надо кроме освоения собственно API -вколотить в голову немаленький набор концепций о том как вообще писать и разрабатывать новый для себя класс приложений. Поэтому если пристально посмотреть на тех кто сейчас наиболее успешно пилит и на хтмл5 в том числе — вы с удивлением найдете среди них тех же самых флешеров. Никто из них тьфу-тьфу в управдомы не ушел.

    6. Адоби не оставляет этот процесс без контроля. Флеш-платформа обрастает инструментами, позволяющими в принципе не задумываться о том, что там исполняет твой код и рендерит твою графику — инсталлируемая среда, плагин или сам браузер напрямую и если я имею возможность делать свои приложения на привычном мне языке, привычными инструментами и оперируя привычными моделями и концепциями — какая мне нафиг разница в конце концов

  • Ответить

    Подытоживая, в общем — flash своей толстой жопой уже давно влез в этот самый ваш html5, довольно улыбается и машет ручкой. А вы все ему панихиды читаете и убивцев ищете.

  • Ответить

    Простой пример. Назовите один из самых популярных энтерпрайз уровня фреймворков для js? Ну angular-js, да? А кто его отец? Мишко Хэвери, который работает в Goolgle. А раньше?

    Previously he worked at Adobe, Sun Microsystems, Intel, and Xerox (to name a few), where he became an expert in building web applications in web related technologies such as Java, JavaScript, Flex and ActionScript.

    Ну вот так как-то. для общего развития гуглить createjs, openfl, haxe, GAF — это все вокруг flash или растет из него. А вы все хороните какой-то там плагин и видите в этом эпохальное событие :)

  • Ответить

    Весь ваш комментарий сводится к тому, что с флешем все хорошо, а палки ему в колеса ставит меркантильный эппл и проч.

    Но разве за оправданием флеша не стоят деньги и коммерческие интересы? Я вас умоляю.

  • Ответить

    Adobe позволяет бесплатно ипользовать Flash и Adobe AIR. Более того — создавать контент можно совершенно бесплатно без каких-либо ограничений.

    Пусть это баннер, приносящий сотни тысяч посетителей, конвертированных в покупателей или игра, прямо зарабатывающая на донате.

    Если выгода и есть (а она есть) — в первую очередь эта выгода не у Adobe.