Интернет и коррупция

Статья была написана для Ridus.ru. Все расходы по вычислению связи между участниками конкурсов - 1350 рублей за получение справки из "Спарк-Интерфакса" 

Аукцион – конкурентная закупочная процедура, 

являющаяся торгами, победителем которой 

 признается лицо, предложившее

наиболее  низкую цену договора.

Московская программа развития транспортной системы на 2012-2016 годы предусматривает сокращение средней длительности поездки от дома до места работы на 15-20%. То есть, если сейчас вы добираетесь до офиса ровно час, в 2017 г. время поездки должно сократиться до 48-51 минуты. Только в 2012 году на эту благую цель будут потрачены 400 миллиардов рублей. Запомните эту цифру.

Интересно, что власти впервые назвали скорость перемещения наземного транспорта показателем качества. До этого считалось, что широкая маршрутная сеть, например, куда важнее скорости. И тут, конечно, невозможно не упомянуть валидаторы. Пассажиры жалуются, что именно валидаторы существенно увеличивают время поездки из-за больших простоев на остановках во время посадки пассажиров. Раньше власти заявляли, что таким образом уменьшается число безбилетников, а для того, чтобы увеличить скорость – увеличивали количество автобусов и троллейбусов на маршруте. Непонятно, правда, как сто медленных автобусов могут ехать резвее одного быстрого, но лучше об этом не думать.

По мере снижения скорости муниципального транспорта «платные пассажиры» пересаживались на маршрутки и собственные автомобили. В 2011 году выручка "Мосгортранса" на 22 миллиарда рублей состояла из субсидий, выплачиваемых бюджетом за перевозку льготников, и лишь 12,4 (эту цифру тоже стоит запомнить) миллиарда рублей получены предприятием от тех, кто оплатил поездку живыми деньгами. У компании были и другие доходы: всего в 2011 г. удалось выручить 37,5 млрд. рублей. То есть доля льготных денег в доходах перевозчика составила 59%. Данные озвучил директор Петр Иванов, который получил выговор за то, что в 2009 г. доля "социальных денег" в "Мосгортрансе" составила 58%. О выговорах в 2012 году пресса не сообщает.

Давайте посмотрим, что декларирует город и что происходит на самом деле:

Власти хотят ускорить общественный транспорт, чтобы у автомобилистов была нормальная альтернатива личному авто. Это хорошо. Но при этом в общественном транспорте остаются валидаторы, которые значительно уменьшают скорость движения. Это нелогично и плохо для пассажиров.

Власти выделяют 400 миллиардов только в 2012 году на решение транспортных проблем. При этом в общественном транспорте по-прежнему стоят валидаторы, которые приносят максимум по 12 миллиардов рублей в год.

Стоп!

То есть, ради того, чтобы заработать часть от 12 миллиардов рублей (ведь не все же перестанут платить, если валидаторы убрать, правда?), выделяют 400 миллиардов? В русском народном творчестве это называют пролетом на золоте.

Представьте, пожалуйста, картину: идет совещание в московском правительстве по транспортным вопросам. Выступает кто-нибудь трезвомыслящий и говорит: "Скорость общественного транспорта - это его критическая характеристика, ее нельзя разменивать на дополнительные поступления "Мосгортрансу". Давайте будем компенсировать безбилетников предприятию и поднимем штрафы за безбилетный проезд, чтобы безбилетников стало меньше. Мы же можем спрогнозировать, сколько "Мосгортранс" перевезет пассажиров, заключим с ним договор на транспортное обслуживание города"

Тут раздается голос Петра Иванова: "Ну мы же напрямую зарабатываем 12 миллиардов". И общий шепот: "Да-да, 12 миллиардов - это серьезно, непонятно, как считать, сколько мы должны". Следующий выступающий: "А давайте забубеним на транспорт 400 миллиардов в 2012 году, 350 - в 2013-м, 386 - в 2014-м и 250-300 в 2015 и 2016 годах? А "Мосгортранс" трогать не будем?". И тут же это решение принимают единогласно. Бред? Бред.

Но кому-то же эти валидаторы нужны? Ну, очевидно, производителю, он их продает, зарабатывает деньги. Давайте посмотрим на этого производителя поближе: группа Смарт Технологии. Телефон 8 (495) 234-03-91. Находятся в Москве, на улице Сущевский вал, дом 18 (это важно, это нам пригодится в дальнейшем).

Звоним поговорить и узнать, сколько стоят валидаторы. При первом звонке в ответ просто кидают трубку, что, мягко говоря, нетипично для коммерческих компаний. При втором объясняют, что работают лишь с организациями и мне валидатор не продадут. На предложение продать его мне как юридическому лицу отвечают молчанием. В ходе третьего разговора (мы упорные, это правда), с просьбой поговорить с кем-нибудь, кто может дать комментарий для прессы, говорят, что такая возможность представится не раньше, чем через две недели.

Ну, две недели так две недели, но мы же в интернете. У нас гласность и информатизация. Заходим на сайт "Мосгортранса" в раздел закупок. Находим семь аукционов, связанных с АСКП (автоматическая система контроля проезда – это ученое название валидатора):

Пройдет 23 апреля: поставка 130 ДОК-станций (описание на 45-й странице) за 4,8 миллиона рублей.

Завершившиеся аукционы: консультационные услуги на 3,2 млн. рублей. Победитель - ООО "Консультационное бюро "Союзинформ". Выиграло в жесткой конкурентной борьбе с ООО "Солярус", предложив цену в 2,88 миллиона.

Поставка программного обеспечения: Победитель - ООО "Консультационное бюро "Союзинформ". Выиграло в жесткой конкурентной борьбе с ООО "Солярус", предложив цену в 4,4 миллиона. Стартовая цена - 4,9 млн.

Еще программное обеспечение. Стартовая цена - 16,8 млн. Победитель - ООО "Консультационное бюро "Союзинформ". Выиграло в жесткой конкурентной борьбе с ООО "Солярус", предложив цену в 15 миллионов рублей.

(У меня складывается впечатление, что в этом ООО "Солярус" какие-то дураки сидят, ей-богу: они ничему не учатся. Сбросьте цену, парни!)

Поставка запчастей для АСКП. Сумма серьезная, 22,3 миллиона рублей, а борются все те же. Побеждает консультационное бюро, с предложением в 20,6 миллиона рублей.

Теперь совсем большие деньги. Четыре лота, суммарно - больше 100 миллионов рублей. В левом углу ринга не теряющий надежды "Солярус", в правом - бодрое и жадное "Консультационное бюро "Союзинформ". Чистая победа консультационного бюро по всем лотам, заказы на 107 миллионов рублей уходят в "Союзинформ".

Тем не менее, у "Соляруса" есть одна очень значимая победа: он получил в 2010 году три процента от стоимости каждой платной перевозки за обслуживание информационной системы "Мосгортранса" (но не более 162 миллионов рублей). Пытавшийся конкурировать с ними НОУ ВПО «Университет Российской Академии Образования», предложивший более низкую цену, ничего не выиграл. Наверное, потому что он называется не "Консультационное бюро "Союзинформ".

Итого на две конторы за услуги, связанные с валидаторами, пришлось около 300 миллионов рублей. Ни одна другая компания ни одного конкурса не выиграла.

Давайте посмотрим, что это за поставщики такие? ООО "Солярус" имеет тот же адрес, что и ГК "Смарт технологии". Наверное, как раз и входит в эту группу компаний.

ООО "Консультационное бюро "Союзинформ" более интересная фирма. Адрес: Москва, Фонвизина, дом 16/9. "Спарк-Интерфакс" в выписке о ней сообщает (PDF), что телефон у нее точно такой же, как у ГК "Смарт Технологии" - +7(495)2340391. Уставный капитал - 10 тысяч рублей. Балансы компания не сдает с 2003 года, хотя обязана была бы сделать это как минимум в 2010-м году: слишком велика сумма контрактов, чтобы эту отчетность не сдавать.

Сколько же стоят сами валидаторы, которые продают только компаниям? Легко узнать - есть еще один конкурс, где их поставляют отдельно от программ, запчастей и троллейбусов: 20 штук валидаторов ООО "Консультационное бюро "Союзинформ" (в непременной жесткой борьбе с "Солярусом") пообещала поставить за 6 миллионов 621 тысячу 723 рубля и 40 копеек. По 330 тысяч рублей за валидатор. Хорошая цена, на эти деньги можно купить машину.

Вам это все не кажется подозрительным?

P.S. Это все оказались мелочи: В 2008-2010 годах расходы ГУП «Мосгортранс» на услуги ООО «Солярус», как держателя патента (на технологию и программное обеспечение для АСКП), составили 910432,5 тыс. рублей (PDF). Ради таких лицензионных платежей москвичи могут потерпеть валидаторы еще годик-другой.

Юрий Синодов, sinodov@roem.ru

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Валентин Домбровский Travelabs

    Продолжение: Значит, так, то, что бросается в глаза спецам навскидку по поводу этой статьи: ГУП «Мосгортранс» не является государственным заказчиком в понимании 94-ФЗ, то есть он по нему не закупает для себя товары, работы, услуги, не использует его для этого. Там, даже если пройти по ссылке в статье на закупки Мосгортранса, можно попасть на страницу этой организации, а не на общероссийский портал для госзаказчиков zakupki.gov.ru. Для сведения: До вступления в силу 223-ФЗ такие заказчики, как ГУП, радовались жизни и делали закупки абсолютно по своим правилам. Сейчас, после вступления в силу 223-ФЗ, ГУП и другие должны были до 1 апреля разработать свои положения о закупках в соответствии с правилами, установленными этим законом. Если они этого не сделали, то закупают по процедурам 94-ФЗ.

Добавить 37 комментариев

  • Ответить
    Глеб Суворов https://t.me/itsocial

    жжжошь ) бесплатный проезд для всех пассажиров дешевле валидаторов, так что ли получается? а чего про отношения собствеников и лпр из правительства москвы ни одного слова нет? они никак не связаны?

  • Ответить

    валидаторы — зло, полностью поддерживаю эту мысль. Но разве 400 млр это только на наземный транспот? Там, наверное, существенная доля на метро пойдет, нет?

  • Ответить

    Знаменитый в узких кругах Влад В. Головач ещё в ветхозаветном 2002-м году делал расчёт убытков от турникетов в транспорте Москвы. Путинизм тогда ещё не набрал градуса и убытки удалось посчитать ни разу не употребив российское государственное слово “распил”. Но убытки были уже тогда. Даже без коррупции.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Проблема таких расчетов в том, что там константы берутся с потолка. То ли 3 секунды на человека (без турникета), то ли 7 ( с турникетом). А если взять 1 и 200, то вообще труба. Практика автобуса в спальном районе такова, что он около метро действительно заполняется минут 5 если накопилась толпа, а потом едет по маршруту полчаса в одну сторону. Но именно 5, а не 10 и не 15 и не 30. А на промежуточных остановках, где входят 2-3 человека — лишнего не стоит. Т.е. вместо 30 минут стало 35. Это минус (16% к эффективности). Зато зайцев стало вместо ~90% скорее 10%. Это плюс (800% к финансовой эффективности).

  • Ответить

    С чего вообще вы взяли что «зайцев» стало меньше? Их как-то «железка» и один вход останавливает? Почему 800% фин. эффективности, если к тратам на зарплаты (!) оставшихся на маршрутах контролеров прибавились турникеты по явно завышенным ценам? Почему вы не учитываете время продажи билетов водителем? Это ведь тоже задерживает рейс. И сколько кладут себе в карманы контролеры, водители и кассиры в будках с продажи билетов?

  • Ответить
    Альтер Эго

    Есть же официальные данные из постановления мэрии «- более чем в 2 раза увеличен ежемесячный сбор выручки на маршрутах, оборудованных системой»

  • Ответить

    Еще неплохо бы посчитать производство билетиков для этих валидаторов. Там кажется 9 рублей себестоимость самой карточки которые гребет Ситроникс… ну и наверняка есть отчисления за использование RFID и пр.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Льготников в автобусах — какое-то невероятное количество. И одна из задач турникетов — это их учет, чтобы за перевоз пенсионеров мосгортранс свою денющку таки получил.

  • Ответить

    Дорогой учет получается. Вообще, установка валидаторов в общественном транспорте это самая эффективная и дорогая промо-акция автопроизводителей (она совпала по времени, кстати, с расцветом автокредитования) и частных перевозчиков. Про расходы на транспорт верное соображение — на метро выделят что-то типа 100 лярдов. Про собираемость выросшую в два раза можете забыть — это был временный тактическией выигрыш, который привел к стратегическому поражению муниципального транспорта на всех фронтах. Кстати, выросшая в два раза собираемость показывает, что мы потеряем лишь 6 миллиардов Есть еще меры (перевод всех остановок в разряд по требованию) и т.п., но пусть начнут с валидаторов. Что касается скорости передвижения — прокатитесь на 23-м трамвае. Или 24-м от Новогиреево до Бауманки (я ездил изрядно в свое время). Сейчас это час минимум, на 10 километров пути

  • Ответить

    Юр, помнишь недавно была история о закрытии уголовного дела против экс-начальника московского метро Гаева? Смарт Технологии (ЗАО) там фигурировали как компания, поставлявшая магнитные билеты метрополитену, а Гаев подал патент на эту технологию и получал отчисления как изобретатель. Вот весь пассаж: Московским метрополитеном Дмитрий Гаев руководил с 1995 г. В 1997 г. метрополитен заключил договор на сумму более $23 млн на поставку оборудования и программного обеспечения британской разработки для системы оплаты проезда магнитными билетами, рассказывал «Ведомостям» год назад источник в МВД. Поставщиком было ЗАО «Анкей/Смарт технологии», в договоре было указано, что заказчик получает право использования оборудования и программного обеспечения, права на которые принадлежат его разработчику. После этого свою заявку на патент на систему оплаты проезда магнитными билетами подал Гаев. В 1998 г. он получил патент на изобретение «Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте» вместе с рядом соавторов. В дальнейшем с Московским метрополитеном был заключен лицензионный договор на ее использование, и Гаев получил 112 млн руб. вознаграждения — 12 млн руб. единовременно и 10 млн руб. ежегодно.

  • Ответить

    Да, конечно. Смарт Технологии хапнули все — соцкарты москвича, транспорт, турникеты, Солярус сейчас автоматы по продаже билетов в метро делать будет. По тем же конским ценам.

  • Ответить

    О, обсуждают общественный транспорт. Я вот — как регулярный пользователь — имею сказать, что в нашем юго-западном углу меня тенденция очень радует (за исключением, пожалуй, переезда через Ленинский в 8 утра): — автобусов, в сравнении с ситуацией ~5-7 лет назад стало просто в разы больше. Они просто чаще ходят. — народу там, соответственно, сильно меньше — практически гарантированное время «от дома до школы» — не полчаса, как было, а скорее 20 минут. И утром и днем. При том, что из этих 20 минут — минут 7-8 пешком. — траблов вида «снегопад, сегодня ничего не приедет» — не было уже года два. Но я всем говорю, что в той Москве, в которой я живу — вообще неплохо. Турникеты, да, проблема. Около Лумумбариевской общаги бывает и на 2 минуты встанет автобус. И даже на три.

  • Ответить

    Psycho, какой ФАС? Это экономическое преступление, в МВД надо. Уже отправил заяву, разумеется. Леха, так и в северо-западном углу неплохо. Например, от Крылатского до Сергея Макеева стало можно на автобусе без пересадки доехать за полчасика. А то и минут за 20, если маршрутка подвернется. С автобусами реальный прогресс. Но может хватит гвозди микроскопом заколачивать и весь остальной транспорт гнобить? Троллейбусы, несчастные, на цыпочках мимо второго ряда авто пробираются держась пальцами за оголенные провода, жалко их до слез. Трамваи, чьи маршруты, естественно, около всех станций метро, стоят каждую вторую остановку по пять минут (вот уж где можно было бы внедрить павильончики а-ля Киритиба). Это ж ад — выделенная полоса убивается на корню ради какого-то ярда в год. Сколько времени эти турникеты уничтожили — не представляю. Если по часу в год на жителя Москвы — 11 тысяч человеко-лет за 10 лет эксперимента набежало.

  • Ответить
    Глеб Кудрявцев Мегаплан

    Кто не верит что можно обойтись без турникетов обычными кондукторами — смотайтесь в Питер. Зайцев сто лет как не ездит, льготников учитывают, автобусы дольше 30 секунд не стоят никогда.

  • Ответить

    Я верю. И в то что низкопольные Scania лучше ЛиАЗов тоже верю. Осталось объяснить это Мосгортрансу. А из Москвы людей до Хельсинки ездит все же меньше чем из Питера, мозги пудрить проще.

  • Ответить

    Синодову не дают покоя лавры Навального :) Что ж, похвально. P.S.: На что уж ко всему привычны, но масштаб цифр шокирует. особенно впечатляют «отчисления изобретателям» — принимая во внимание, что «оборудование и программное обеспечение британской разработки». Это ж какое ноу-хау: на западе регистрируют идиотские патенты для сутяжничества, а у нас — для того, чтобы отчислить себе денежек из госкармана. Помнится, у Лужкова были патенты на кулебяку и еще что-то такое; сколько он получил за их использование от московского общепита?

  • Ответить

    Поддерживаю идею бить по лапе, завышающей цены на валидаторы, но вот контроллеров, будьте любезны, не возвращать. Доберитесь хотя бы до подмосковного трамвая и напомните себе, как цветет социальная интеракция без валидаторов; антропологический интерес гарантирую.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >но вот контроллеров, будьте любезны, не возвращать. речь не о контроллерах, а о кондукторах. первые проверяют, вторые продают.

  • Ответить

    1. Юрий, ваш сайт говорит, что комментарий запомнился, и после авторизации будет запощен. Это верно только в случае, если авторизоваться удалось с первой попытки. В противном случае — комментарий, say good bye to ladies. 2. В Москве муниципальный транспорт пару лет назад, когда я часто к вам ездил, был гораздо лучше питерского. У нас рулят маршрутки. Они форм-фактора ПАЗиков многие, но коммерческие, и льготами там не пахнет.

  • Ответить

    Eli, а подмосковный трамвай это что? Коломенский? Можно вкратце объяснить антропологический интерес к нему, а то ехать далековато. yakovis, сейчас пну прогеров. Простите Там еще и пароль должен подставляться, чтобы не приходилось напрягаться.

  • Ответить

    > а подмосковный трамвай это что? Я про любой общественный транспорт. Хотя коломенский сойдет — только что оттуда. Частотность скандалов и пререканий на тему оплаты: по одному на каждый километр пути. Чуть-чуть чаще, чем было в Москве до валидаторов. Правда, статистика на средину дня, когда нормальные люди сидят на работе. Но все же.

  • Ответить

    1. валидаторы (не знал что это они) — еще к тому же замедляют движение транспорта и сильно 2. информация про то что их снимут, после прихода Собянина проходила, но видимо у них есть защитник

  • Ответить

    Чиновники правительства Москвы говорят примерно следующие: «Да, турникеты страшно осложняют жизнь пассажиров. Зато мы знаем сколько реально перевез Мосгорстранс. А то требует этот Мосгортранс дотаций исходя из расчета X млн пассажиров в месяц, а на деле их оказалось несколько меньше». То есть якобы дотации стали платиться строго правильно! Вот весь вопрос в том насколько сопоставимы выгоды от правильных дотаций с расходами на «точный замер», расходами на патенты, аренду программного обеспечения, ну и сами чудные аппараты. А то господин Гаев (бывший руководитель московского метро) будучи наемным работником, находясь на рабочем месте, запатентовал на своё имя технологии связанные с билетиками на метро и получал роялити много лет. Я думаю, что многие программисты которые попробовали бы провернуть подобный фокус, запатентовать на своё имя продукт который они писали для работодателя закончили бы плохо. То есть суд на их сторону не встал бы.

  • Ответить

    ivan, у чиновников одна простая задача — сохранить статус кво и не снимать турникеты, от которых всем перепадает. Иначе нафига нужны такие помойки с Фонвизина — непонятно. Поэтому никакой логики в их ответах искать не надо. Диалог должен строиться приблизительно следующим образом: — Почему автобус стал ездеть в два раза дольше? И только он рот откроет, чтобы сказать «зато мы их выпускаем в два раза больше», ему, ни слова не говоря, раз по морде. — Беги, снимай свои валидаторы, дебил! Разговаривать с ними никак нельзя, честно.

  • Ответить

    Вообще, механизм расчета дотаций может быть совершенно тривиален. «Мосгортранс» делают некоммерческим предприятием, государство покрывает его убытки и контролирует качество оказываемых услуг. Все Параллельно развивает нормальную службу сбора доходов, а не эти железные дуры, которые все кто хочет обходит.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >Я думаю, что многие программисты которые попробовали бы провернуть подобный фокус, запатентовать на >своё имя продукт который они писали для работодателя закончили бы плохо. То есть суд на их сторону >не встал бы. Патентуется не продукт, а идеи/технологии. Именно программисты, разрабатывающие какую-то систему для работадателя, часто уходят от него, создают свою компанию и развивают идею дальше. Примеры, когда программисты оказывают услуги своему же работодателю за отдельные деньги мне известны, но это локальный российский опыт — из паблика я не вспомнию с ходу ничего, возможно это местная специфика. Что же касается работников, которые патентуют что-то на своё имя, а патент используется в рабочих процессах предприятия, то в СССР это было сильно распротранено. Денег, только давали не так много, относительно нынешних времен. Гаев работал в метро с 1990 года. Т.е. я не к тому, что это является доказательством невиновности Гаева, но вот именно ситуация с патентованием технологии работником, который трудится на предприятии, где эта технология используется — это не нонсенс, это вполне реальная ситуация.

  • Ответить

    Продолжение: Значит, так, то, что бросается в глаза спецам навскидку по поводу этой статьи: ГУП «Мосгортранс» не является государственным заказчиком в понимании 94-ФЗ, то есть он по нему не закупает для себя товары, работы, услуги, не использует его для этого. Там, даже если пройти по ссылке в статье на закупки Мосгортранса, можно попасть на страницу этой организации, а не на общероссийский портал для госзаказчиков zakupki.gov.ru. Для сведения: До вступления в силу 223-ФЗ такие заказчики, как ГУП, радовались жизни и делали закупки абсолютно по своим правилам. Сейчас, после вступления в силу 223-ФЗ, ГУП и другие должны были до 1 апреля разработать свои положения о закупках в соответствии с правилами, установленными этим законом. Если они этого не сделали, то закупают по процедурам 94-ФЗ.

  • Ответить

    > но вот именно ситуация с патентованием технологии работником, который трудится на предприятии, > где эта технология используется — это не нонсенс, это вполне реальная ситуация. Вы немножко перепутали. В описанном вами случае, работник будет являться автором изобретения/рацпредложения/полезной модели, но владельцев патента на изобретение/рацпредложение/полезную модель будет предприятие. По крайней мере, такова общепринятая практика с советских времен. Работник получает премию, иногда весьма существенную, но лицензионных отчислений за использование патента не будет. С другой стороны, я знаю примеры, когда владелец фирмы чего-то там патентует (или регистрирует торговую марку), а потом его фирма выплачивает ему деньги за использование патента — для оптимизации налогов/структуры владения. Но это с частными фирмами. Впрочем, все эти (Ф)ГУПы с точки зрения их директоров не очень далеко ушли от частной лавочки.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >Впрочем, все эти (Ф)ГУПы с точки зрения их директоров не очень далеко ушли от частной лавочки. А на самом деле? Предприятие это коммерческое, государству не принадлежит. Государству принадлежит только имущество. или как?

  • Ответить

    А на самом деле? Предприятие это коммерческое, государству не принадлежит. Государству принадлежит только имущество. или как? Я не специалист, но насколько я понимаю, это коммерческое предприятие, полностью принадлежащее государству. От ОАО со 100% госсобственностью отличается тем, что имущество ГУП принадлежит государству напрямую, а не самой фирме (по-разному решаются вопросы долгов при банкротстве). Вся прибыль (минус средства на развитие) должна идти собственнику, т.е. государству. На практике, большая доля оседает у топ-менеджеров.