Вслед за российским бенефисом Asos русскоязычные сайты появились этим летом у популярных интернет-магазинов одежды ShopBop (принадлежит Amazon) и StylePit (датская SmartGuy Group), активным маркетингом занимается и российский eBay (хотя проблема доставкой у него пока висит в воздухе).
Все эти компании торгуют с Россией как иностранцы, в России у них может быть партнер или собственное юрлицо, отвечающее за доставку и маркетинг (например, пользовательское соглашение на сайте StylePit.ru заключается между покупателем и "СПСР-Экспресс"). Сам продавец остается за границей (причем для тамошней бухгалтерии сделка выглядит как экспортная и НДС не облагается - часть продавцов закладывает эту разницу в цену для иностранцев, а некоторые - оставляют себе) - поэтому оплата пошлин перекладывается на российского покупателя. В России товары личного пользования из-за рубежа в коридоре до 1000 евро в месяц, как мы помним, пошлинами не облагаются.
С недавних пор из иностранных продавцов, использующих такую схему работы с Россией, пытаются сделать этакий жупел для российской ecommerce-индустрии - и громко призывают с этим покончить. Из-за импортных пошлин и инфраструктурных расходов конечная цена у местных продавцов оказывается значительно выше, чем цена у зарубежных конкурентов, а покупатели выбирают более дешевое - лишая российские компании рабочих мест и будущего.
Проигрывают не только российские ритейлеры, торгующие зарубежными брендами, но и сами бренды: прямые продажи в России обходятся дорого, конечные цены не могут конкурировать с ценами в их собственных - зарубежных - интернет-магазинах. Многие вводят запретительные меры на своем, локальном, уровне: ограничивая обслуживание покупателей из стран "третьего (в плане продаж) мира" в своих доткомовских магазинах. Подстегнув таким образом оффлайн-продажи и наладив товарооборот в России, представительства наконец могут позволить себе открыть интернет-магазины с доставкой "со склада в России" - сегодня в Рунете впервые открылся интернет-магазин Zara испанской Inditex, в сентябре анонсирован интернет-магазин Motivi итальянской Miroglio Group.
Построение инфраструктуры в России дело хлопотное и не очень выгодное из-за разной плотности населения с интересным западным продавцам уровнем доходов. Например, Apple открыла свой онлайн-магазин не в России, а только в Москве и в Санкт-Петербурге, причём в Санкт-Петербурге доставка не осуществляется даже по области.
Гиганты вроде "Озона" могут себе позволить вкладывать миллионы в собственную инфраструктуру полного цикла - свои склады, свои курьеры, своя разработка - но одними продажами ее не окупишь, появляется новый бизнес - аутсорсинг тех же услуг для мелких магазинов. Процесс не быстрый, хотя венчурные деньги в последние пару лет придали ему хорошее ускорение.
Но надо заметить, что регулирование в пользу отечественных магазинов, несмотря на все их недостатки, происходит естественным образом: за счет уже упомянутых выше ограничений у иностранных магазинов, чьи бренды пытаются построить прямые продажи в России; за счет многотонных завалов на складах "Почты России" и разбросанных по снегу новогодних посылок с "Амазона"; за счет всё-таки улучшающегося соотношения цена-качество сервиса в российских магазинах. В качестве альтернативы "Почте России" у иностранных продавцов, конечно, появились "СПСР-Экспресс", Mailbox, Shopfans и так далее - но это если допускать, что возможности таких посредников безграничны, и при дальнейшем росте товарных потоков не начнет расти время доставки из-за рубежа и ее стоимость.
Одним словом, беспошлинная торговля с иностранцами - совсем не главная проблема отечественного интернет-ритейла, хотя вокруг нее в последнее время стоит так много шума. Специфика российского e-commerce - большие расстояния, дорогая инфраструктура и экономическая неоднородность от региона к региону - вряд ли позволят рынку быстро вырасти и развиться с помощью шорткатов, вроде запрета на дешевый шопинг с ТаоБао. "Почта России", как бы ее ни ругали поставщики и получатели, пока единственный сервис, который обслуживает - за государственный счет - нишу "деревенских мажоров", малочисленных онлайн-покупателей из небольших и удаленных населенных пунктов, где коммерческая логистика не дотягивается и/или не окупается.
Сейчас российский ecommerce может выбирать между долгосрочной перспективой построения собственной коммерческой инфраструктуры (наличие которой в будущем превратило бы иностранные магазины из конкурентов в клиентов) или краткосрочной, но упирающейся в потолок "Почты России" и лимита в 1000 евро, моделью посредника-реселлера-мейлфорвардера.
Маша Форманюк
«А уж как доставить — пускай почта и EMS разруливают» Не всегда так. Есть, условно, несколько этапов выхода иностранного магазина на сложный зарубежный рынок (низкое знание иностранных языков, алфавит состоящий из странных знаков, отсутствие вменяемой логистики, etc): 0. Этап, когда магазин не выходит сам и даже немного вредит (Zappos, GAP). Нет локализации, нет доставки в Россию, ограничения по стране-эмитенту банковской карты 1. Магазин перестает вредить, формально начинает торговать, но ничего специального не делает (Amazon, DPAM). Сайт не локализуется, все отправляется почтой, предоплата картами или Paypal. Если есть проблемы с оплатой из России, никого это не волнует. 2. Магазин начинает обращать внимание на рынок и как-то шевелится. Локализует сайт, покупает рекламу, начинает отвечать на вопросы в саппорт, дает выбор между доставкой Почтой России и EMS (dx.com, yoox). Дальше обычно случается бурный рост заказов и магазин бегом бежит к стадии №3 3. Магазин понимает, что Россия — непаханное поле, в котором живут миллионы потенциальных клиентов. Магазин хорошо локализует сервис, формирует специальный ассортимент товаров по сезонам, закупает много рекламы на российских площадках, делает бесплатную или очень дешевую стандартную доставку. Заключает прямые договоры с СПСР, DPD и аналогами на быструю доставку, растаможку по всей стране с зарубежных складов. Дает опции по оплате (подключает ЯД, Киви, некоторые даже пробуют cash on delivery), делает удобный возврат и так далее (asos.com). Это вот последняя ступень, на которой они напрямую конкурируют с российскими магазинами, потому что внезапно оказывается, что они ничем не хуже и никаких преимуществ у локальных игроков нет. Потому что локальные игроки тоже используют логистику Почты России, EMS, СПСР, DPD. Локальные игроки тоже торгуют со складов поставщиков. Локальные игроки тоже не всегда хорошо работают с платежными системами, странно обеспечивают возврат в регионах и так далее. Поэтому, появляется четвертая ступень. Магазины, которые пытаются добавить к этому какой-то уникальный сервис. Например, строят собственную логистику в регионах, предлагают сроки в 1-3 дня по всей стране и так далее. У этих магазинов все будет хорошо, а у витрин, которые торгуют с чужих складов — не будет. Ну и ладно.