«Рокетбанк»: Мы сожалеем только о том, что рекомендовали выводить деньги так поздно

«Рокетбанк» в своем блоге рассказал по шагам, как развивалась история вокруг «Интеркоммерца»:

— Вечером 27 января мы прочитали в Ведомостях о проблемах с ликвидностью у КБ «Интеркоммерц». После полуночи нам независимо друг от друга позвонили несколько коллег из банковской индустрии и предупредили о том, что у КБ «Интеркоммерц» «серьезные проблемы, и счет идет на часы».

Проблемы в Интеркоммерц найдены после статьи Ведомостей

— Ночью мы провели экстренное совещание команды — нужно было понять, что мы можем сделать в сложившейся ситуации. Технически перенести всех клиентов за несколько часов из КБ «Интеркоммерц» в наш другой банк‑партнер было невозможно, поэтому мы приняли решение как можно быстрее предупредить всех клиентов, которые могут пострадать из‑за состояния КБ «Интеркоммерц».

— Утром мы составили текст письма клиентам с прямой рекомендацией переводить средства с карт Рокетбанка, выпущенных КБ «Интеркоммерц». На тот момент системы переводов и обслуживания карт работали в нормальном режиме, банк выполнял поручения. Мы понимали, что доля средств наших клиентов в общем балансе банка совсем не велика и поэтому был шанс, что все клиенты Рокетбанка смогут вывести и обезопасить свои средства.

— Перед отправкой письма мы уведомили коллег из КБ «Интеркоммерц» о том, что в ближайшее время оповестим клиентов. В ответ мы получили совет сделать коммуникацию в «положительном тоне» с призывом успокоить клиентов и не дать им устроить панику, просто ссылаясь на тот факт, что все счета застрахованы АСВ. После быстрого обсуждения мы все‑таки решили отправить письмо с советом выводить деньги, причем независимо в какой банк. В 13‑10 мы отправили первое из двух наших писем:

— В 14‑00 мы получили эмоциональное письмо с обвинениями в недобросовестном поведении от сотрудника Интеркоммерца.

— В 14‑25 Интеркоммерц отключил шлюз, через который происходило взаимодействие между Рокетбанком и КБ «Интеркоммерц». Сервер банка перестал отвечать на запросы. Прекратили работу все банковские услуги (переводы между картами, переводы по реквизитам и т д). Еще через полчаса перестали работать карты (не работала оплата в магазине, карты не принимались в банкомате).

— На наш вопрос коллеги из «Интеркоммерца» ответили, что это было неслучайное отключение по указу руководства. Без уточнения здесь всех юридических и моральных аргументов скажем, что мы предложили коллегам из Интеркоммерца как можно скорее восстановить работу шлюза, хотя бы исходя из интересов клиентов. В ответ мы получили условие включения шлюза: «письмо с извинениями» и «опровержение в РБК».

— Так как при выключенном шлюзе перевод средств клиентов стал невозможным технически, мы приняли условия коллег из «Интеркоммерца» без попыток торга. К 15:27 мы подготовили первую версию текста письма «с извинениями» и отправили ее в «Интеркоммерц» для согласования. В ответ получили существенно переделанный вариант, но приняли решение отправить его без изменений. В 15‑50 мы отправили второе письмо:

8ed40852-7333-439c-bd48-45076f86097d

— После отправки письма мы предложили «Интеркоммерцу» включить шлюз, но получили требование «теперь сделать опровержение на РБК» с пояснением, что высокое руководство банка отказывается включать шлюз без этого опровержения. Так как мы не делали заявлений или пресс‑релизов на РБК и не общались с журналистами издания, мы пояснили коллегам из «Интеркоммерца», что не можем опровергать на РБК никаких заявлений, так как не делали их. В качестве реализуемой альтернативы мы срочно написали в РБК с просьбой дополнить их утреннюю статью фактом отправки второго письма всем клиентам с разъяснениями и извинениями.

— Сразу после мы снова предложили включить шлюз, но получили ответ, что по техническим причинам это сделать невозможно и до следующего дня шлюз точно не включат. Комментариев по срокам включения получить не удалось.

— Сегодня утром ЦБ назначил временную администрацию в КБ «Интеркоммерц».

Теперь вы сами можете сформировать мнение о событиях вчерашнего дня. Из этой ситуации мы вынесли свой урок и сожалеем только о том, что сами не узнали о проблемах «Интеркоммерца» ранее и поэтому отправили письмо клиентам с рекомендацией выводить деньги только вчера.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Махинов Виталий 2Товарища

    2 dubik01
    Они не партнёры, Рокет — это апи до ИК. Они им не партнёры и всегда смотрели на них свысока.

    Когда Рокет написал, что нужно выводить средства, я подумал, что они гонят. Подставлять так свою «сиську» это бред. Убедился, что на корпоративном рокете не много денег и забил, выедем если что. Когда написали опровержение, я понял, что это п*здец, но было поздно) хорошо хоть сумма не большая и оформлено на физлицо.

    Рокету хочется пожелать удачи и дальнейших отношений, например, с Альфой.

  • Контекст комментария

    Artem Tabunin

    В России не может быть финтеха без участия банка, такие законы.
    А чтобы твоим партнером был госбанк, то это не стартап, а кумовство, и технически они не готовы.

Добавить 26 комментариев

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Хипстер в роли гадюки, банкир в роли жабы, второй сезон.

    «Интеркоммерц» вместо того, чтобы закидать bank run деньгами и резко повысить статус спикеров, чтоб всех успокоить, что (сделала «Альфа» после коммерсовской статьи мохнатого года), крепко и плотно загнал себя в бутылку. А уж «требование опровержений в РБК» выдаёт уровень антикризисного пиара с головой.

    То что Рокет молодец и весь финтех российский рубанул под корень — не написал только ленивый.

  • Ответить

    Странно только, что компания всецело зависит от единственного ключевого партнера, а о его проблемах узнаёт из СМИ.
    Я вот насколько далёкий человек от конкретного КБ «Интеркоммерц», но еще в ноябре-декабре 15 года от своих товарищей из банковской отрасли слышал, что дело там отчетливо попахивает внешним управлением в самые ближайшие месяцы.

  • Ответить
    ilyak организация, способная на многое

    Вообще как-то это по-идиотски: тебе выдвигают ультиматум, ты его выполняешь наполовину. Бесплатно поел коровьей лепёшки в итоге.

    Знаете анекдот про украинца, людоедов и пуд соли?

  • Ответить
    Махинов Виталий 2Товарища

    2 dubik01
    Они не партнёры, Рокет — это апи до ИК. Они им не партнёры и всегда смотрели на них свысока.

    Когда Рокет написал, что нужно выводить средства, я подумал, что они гонят. Подставлять так свою «сиську» это бред. Убедился, что на корпоративном рокете не много денег и забил, выедем если что. Когда написали опровержение, я понял, что это п*здец, но было поздно) хорошо хоть сумма не большая и оформлено на физлицо.

    Рокету хочется пожелать удачи и дальнейших отношений, например, с Альфой.

  • Ответить

    > В ответ мы получили совет сделать коммуникацию в «положительном тоне» с призывом успокоить клиентов и не дать им устроить панику, просто ссылаясь на тот факт, что все счета застрахованы АСВ.

    Так и надо было написать. Предупредили бы о проблеме, кто понял — вывел деньги, кто не понял — в АСВ. Это же элементарно.

    Впрочем, этот пересказ событий напоминает анекдот про поручика Ржевского и Д’Артаньяна. Кто-то может подтвердить, что дело было именно так?

  • Ответить

    Я вывел все как только получил письмо. Так что Рокет добился, чего хотел я как клиент им благодарен и останусь с ними в Открытии.

  • Ответить

    В России не может быть финтеха без участия банка, такие законы.
    А чтобы твоим партнером был госбанк, то это не стартап, а кумовство, и технически они не готовы.

  • Ответить

    Проблема с тем, что слухов вокруг любого банка «что там попахивает» в наших условиях, когда у каждого первого банка офис-дворец на Тверской, на который банк непонятно как заработал (точнее наоборот — слишком понятно) — очень много.

    И когда бежать при крике «волки» на самом деле — не очень понятно.

    Консервативная стратегия это идти клиентом в госбанк, разумеется. Но это, мягко говоря, выбор не для всех, даже не из-за денег, по большому счёту, а из-за их неповоротливости.

  • Ответить

    > И когда бежать при крике «волки» на самом деле — не очень понятно.

    Слышали в метро рекламу Интеркоммерца «Досрочно вклад забрал — проценты не потерял»? После такой рекламы надо бежать из банка.

  • Ответить
    ilyak организация, способная на многое

    «когда у каждого первого банка офис-дворец на Тверской, на который банк непонятно как заработал"
    А зачем банку зарабатывать на дворец? Можно же его купить и поставить в качестве актива себе, и заложить ЦБ. Мнение дилетанта, если что.

    А вот к не дилетантам вопрос. Почему так выходит, что банки без лицензии так долго сохраняются в оффлайне? До сих пор в Москве встречаются вывески Мастер-банка, Огней Москвы и других. Дверь заперта, но вывеска цела, не демонтирована, никто новый не вселяется в пустующее помещение.

    В подмосковье целая улица дохлых банков в городке, где я бываю. Штуки три.

  • Ответить

    На таких вот кейсах и начинаешь отчетливо понимать всю суть выражения о благих намерениях и вымощенных дорогах… Красавцы, ей богу!
    Что-то мне подсказывает, что после всех этих «откровений» клиенты Рокета начнут деньги выводить даже со счетов Открытия, опасаясь быть отрезанным от своих средств не по причине кончина банка, а просто из-за проблем в «коммуникации"…
    И большой вопрос сохранит ли Открытие хоть какой-либо интерес к проекту со столь подмоченной репутацией.

  • Ответить

    > Почему так выходит, что банки без лицензии так долго сохраняются в оффлайне? До сих пор в Москве встречаются вывески Мастер-банка, Огней Москвы и других. Дверь заперта, но вывеска цела, не демонтирована, никто новый не вселяется в пустующее помещение.

    Как раз потому, что никто новый не вселяется и вывески не снимают-никто дополнительно зря денег тратить не хочет, новый жилец все равно свою вешать будет тогда и снимет. Вселяться никто не хочет, потому что навес и кризис, в самое ликвидное и дешевое заехали, все остальное будет ждать своего дисконта… Еще помещение может быть в собственности банка, тогда АСВ его может продавать и оформлять долго, на их сайте можете посмотреть список помещений, что они продают и по какой цене, если что приглянется можете купить.

  • Ответить

    «А вот к не дилетантам вопрос. Почему так выходит, что банки без лицензии так долго сохраняются в оффлайне? До сих пор в Москве встречаются вывески Мастер-банка, Огней Москвы и других. Дверь заперта, но вывеска цела, не демонтирована, никто новый не вселяется в пустующее помещение.

    В подмосковье целая улица дохлых банков в городке, где я бываю. Штуки три.»

    Почему мохнатый мальчик не хочет признать, что все просто разъехались, а кто не разъехался, тому даром не надо? А у мохнатого мальчика просто нет денег на покупку улицы дохлых банков.

  • Ответить

    Судя по описанию как велись переговоры с Интеркоммерц — велись они плохо.
    Книжка «Договориться можно обо всем» Рокету в помощь

  • Ответить

    Это была наглядная иллюстрация, почему рокетбанк это не банк.
    Чтобы стать больше чем аутсорсером интернет-банкинга — им нужно иметь портфель из банков-партнеров.
    Предпосылок для появления портфеля сейчас нет никаких, после истории с интеркоммерцем.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Интеркоммерц показал рокетбанковцам кто они и где их место. Договориться и понять, не говоря уже о том, чтобы выстроить устойчивую бизнес-модель, это посложнее игры в Каунтер-страйк 1.6.

  • Ответить

    Все правильно. Если единственный смысл — тех прокладка — тогда действительно возникают вопросы. Я просто не настолько знаком с кейсом чтоб судить о смысле их сотрудничества. Неужели только неготовность банка потратить бюджет на развитие своего продукта? Какой бы ни был банчишка, это в любом случае недорого.