Мобильный интернет растет в четыре раза лучше обычного

«Яндекс» выпустил свежее исследование доступа к сети в России. Самые большие (в процентах) изменения фиксируются в секторе мобильного интернета. Его месячная аудитория за последние 3 года выросла в 2 раза, при общем росте всех подключений лишь на 50%. Темп развития мобильного доступа практически одинаков и в столицах и в других крупных городах страны. Различаются только устройства для доступа. В Москве и Санкт-Петербурге вдвое популярнее планшеты. Однако их доля сравнительно невелика: 6−10%. В подавляющем числе случаев для мобильного доступа используется телефон. При этом только в Москве смартфонами пользуются больше половины подключающихся. В регионах более популярны простые модели телефонов.

С учётом всех разновидностей видов доступа в 2011-м году Россия заняла первое место по числу интернет пользователей в Европе. Их 54,5 млн. человек или 47% совершеннолетнего населения РФ. 93% новых пользователей сети живут в провинции. Аудитория Интернета растёт быстрее всего в сёлах — на 33% за год. И практически не меняется в столицах. Рост аудитории в городах от 500 тысяч человек и выше находится в пределах 4−6%. У 92% жителей городов от 100 тыс. человек и выше есть домашнее подключение, у 70% оно широкополосное. В регионах скорость подключения в среднем составляет 6,4 Мбит/c, а в столицах 16,5 Мбит/c. В сумме по всей России подключений стало больше на 17%. Скорость роста общероссийской аудитории сети снизилась на 1 процент по сравнению с годом ранее. В сёлах и городах с менее чем 100 тыс. жителями проникновение до сих пор не достигло 50%, но маленькие города очень близки к этой цифре. Среди интернет-пользователей 75% бывают в сети ежедневно.

Наиболее развит интернет в двух столицах. Лидирующая и в процентах и в абсолютных цифрах Москва оказывает примечательное действие на близкие к себе территории. Исследование выявило в Центральном Федеральном Округе (без учёта Москвы) снижение проникновения и отставание от других округов по активности интернет-СМИ и по охвату социальных сетей. Санкт-Петербург «оказывает» ровно обратное действие. И Северо-Западный Федеральный Округ лидирует по проникновению интернета. Однако занимает последнее место по присутствию в интернете организаций и бизнеса. Среди прочих регионов по представленности организаций в сети лидирует Поволжье. А бизнес-сайты, и заметные местные СМИ характерны для Уральского Федерального Округа. Самые активные сетевые средства массовой информации находятся в Дальневосточном Федеральном Округе. Этот же регион имел в 2011-м году самые высокие темпы роста интернет-аудитории. Примечательно, что цена на доступ в ДФО в 3,5 раз выше средней по стране (и в 10 раз выше чем в ЦФО). В среднем в России за 2011 стоимость интернет доступа упала вдвое. За рамками исследования осталась отмена исключительно дорогой WAP-тарификации мобильного доступа у «большой тройки», тоже произошедшая в 2011-м.

Не очень большое, но заметное отставание провинций от столиц, а так же прекращение роста интернета в крупнейших городах приковывает к ситуации специфические интересы отечественного бизнеса. Начиная с 2011-го года в Торгово-промышленной палате РФ рассматривается план переложить развитие Интернета в провинции на плечи государства. Речь идёт об идее государственной поддержки ШПД, инвестициях 10−20 млрд. рублей и налоговых льготах провайдерам.

В исследовании использованы сведения Яндекс.Метрики, Новостей, Справочника, Каталога; а также Фонда «Общественное мнение», компании comScore, исследовательской группы TNS и Технического Центра Интернет (ТЦИ).