Как вышло, что «русского блэкберри» до сих пор не существует?

Развитие событий: Создатели YotaPhone обиделись на россиян (30 марта 2016)

YotaPhone, который позиционировался как отечественная альтернатива топовым смартфонам Apple и Samsung так и не смог стать массовым продуктом. Различные источники называют цифры продаж, начинающиеся всего от нескольких сотен устройств в месяц, но большинство экспертов в последнее время сходятся во мнении, что эксперимент по созданию первого российского смартфона пора признать неудавшимся.  Рустэм Хайретдинов, предприниматель-маркетолог корпоративных решений в области безопасности описывает, каким могло бы быть будущее "русского айфона" если бы он позиционировал себя как "русский блэкберри".

***

В корпоративной мобильности в России царит сплошной BYOD [bring your own device - концепция, при которой сотрудник использует решения для корпоративных задач свои личные гаджеты], но в нынешней политической обстановке полагаться, что полностью контролируемый американской компанией (одной, другой или третьей – не так уж важно) гаджет для домохозяек можно обезопасить в корпоративной среде с помощью навесных приложений – это из разряда «совы и глобуса».

Ниша "русского блекберри", то есть около-государственного корпоративного защищённого смартфона до сих пор свободна. Начавшаяся как «наш ответ Apple» Yota Devices с единственной моделью ушла в ритейл, который потребовал колоссальных вливаний, и в результате нескольких раундов инвестиций компания стала китайской со штаб-квартирой в Канаде. Последователей что-то пока не видно, хотя на волне патриотизма и здоровой паранойи «русский блекберри» мог бы стать лидером на рынке в десятки миллионов штук, то есть в миллиарды долларов.

Вспомним, с чего начинала BlackBerry, – мобильный защищённый доступ к корпоративным ресурсам. Когда компания выдаёт вам мобильный терминал, как некрасивый, большой и громоздкий, но единственный способ работать удалённо, то вас не беспокоит отсутствие вау-фактора и нищий ассортимент: изначально у BlackBerry было всего две модели – дешёвая и дорогая. Почему бы не повторить это в России?

Чтобы выпустить такой такой телефон, помимо воли и административного ресурса, нужны: специальная сертифицированна сборка операционной системы, ГОСТ-шифрование, централизованное управление, DLP модуль, закрытый магазин корпоративных приложений: – почтовый клиент, защищённый браузер, мессенджер, мобильный клиент 1С, погода и т.д. Достаточно запретить доступ к внутриведомственным ресурсам, включая электронную почту, с любого устройства, кроме сертифицированного – как спрос на этот гаджет подпрыгнет до небес – чиновники уже привыкли к мобильности.

А как же Angry Birds и Instagram? Как это было в нулевых в США – чиновники будут ходить с двумя телефонами - один корпоративный, с доступом во внутренние информационные ресурсы, и один свой, без доступа к корпоративным ресурсам вообще.

Что ожидает победителя? По моим оценкам от миллиона до трёх миллионов пользователей (госкомпании плюс оборонка), то есть несколько миллиардов долларов гарантированного сбыта сразу, в первый же год.

Если ограничиться одной моделью, то на таком количестве устройств можно и добиться очень хорошей цены, и отладить продукт настолько, что за следующей версией потянутся и крупные около-госы - банки, нефтяники, машиностроение, энергетика. Это ещё несколько миллионов пользователей, для которых уже можно расширять ассортимент, а чехлы, гравировку, защиту и ремонт обеспечит малый бизнес, создав ещё рынок в миллионы долларов. Можно ещё, копируя ноу-хау Apple, сделать коннектор зарядки проприетарным и быстро ломающимся, что создаст рынок ещё и для миллионов проводков (шутка).

Разработать такое устройство на стандартной элементной базе недорого – половина операторов увлекается выпуском собственных моделей телефонов и планшетов. Гораздо дороже выбрать для него правильную операционную систему. Если брать за основу специальную сборку Андроид, то могут возникнуть юридические проблемы – это только в рекламе от Гугл её называют бесплатной, нюансов там довольно много. Можно делать свою ОС на базе клонов Linux (для одного конкретного устройства это сделать проще), но важно не упустить время – сегодняшнее окно возможностей долго не будет открытым.

Оговорюсь, что речь не идёт о создании мегазащищённого устройства для доступа к гостайне, а лишь о прямом запрещении удалённого доступа к ведомственным системам через несертифицированные (читай – контролируемые американскими компаниями и их разведслужбами) устройства.

Продажи такого устройства практически не требует затратных форм продвижения типа телерекламы и выставок – в закрытой нише устройства продают себя сами. Есть многолетний опыт продаж «окологосударственных» средств защиты информации, построенных, кстати, на стандартной элементной базе, есть «рынок» счётчиков ЖКХ, «Платон» и т.п.

Возможно, в недрах Ростеха или Ростелекома уже готовится такое устройство. А если нет? Мне, как любителю маркетинга, безумно жаль видеть как упускается возможность на ровном месте создать рынок.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    anonymous coward

    > Незаметная это ниша, практически несуществующая. Потому что чукчей-писателей намного меньше, чем чукчей-читателей.

    Нет, не потому. На самом деле потому, что это тупо дороже для производителей — как только появляется клавиатура, то бизнес-модель «возьми китайский OEM-телефон, сделай корпус со стразами и продай с 30% наценкой» уже не работает.

Добавить 31 комментарий

  • Ответить
    Альтер Эго

    Рустэм Хайретдинов — заместитель генерального директора ГК InfoWatch. В феврале 2015 года ООО «Тайга систем», на 99% принадлежащее главе группы компаний InfoWatch Наталье Касперской, выпустила телефон на Android c собственным дизайном, инженерией и схемотехникой. Смартфон TaigaPhone имеет защиту от кибершпионажа, функционал аппарата настраивает работодатель. Иными словами — это и есть корпоративный смартфон, класса блекберри.

  • Ответить

    В России никому это не нужно по совсем иной причине. Тотальная необразованность сотрудников тех самых компаний, которым, вроде бы, что-то защищать надо. Нежелание тратить на эту защиты деньги. Нежелание менять инфраструктуру. Отсутствие бюджетов. И рынок, основу которого составляют не технические решения, а пугачи маркетологи-пиарщики. Всем достаточно айфончиков, а руководителям — верту со стразиками. А, ну и сейчас туда еще понатыкан у большинства «надежный и безопасный» Telegram.

  • Ответить

    Я за тайгофоны и Маруси-моторс. «Безумству храбрых поём мы песню!»
    А ё-мобили — это не то.
    Смущает, несколько, что все-равно в Китае-же будет делаться и из тех же «ихних» микросхем. Но лучше так — чем никак. Надеюсь, что проект тайгофона жив (?). Тут другой вопрос — остались ли секреты в стране?!
    Я за тайгофон. «Очень своевременный девайс!». Удачи тайгофону!

  • Ответить

    PALO ALTO, Calif., Jan. 8, 2013

    Symphony Teleca, разработчик программного обеспечения для мобильной индустрии объявил о подготовке ПО для первого в мире телефона с двумя экранами, один из которых сделан по технологии электронных чернил — YotaPhone. Спустя чуть меньше года, в декабре 2013, телефон, первая версия YotaPhone, вышел на рынок.

    Выбор Symphony Teleca, компании со штаб-квартирой в Калифорнии, логичен. С одной стороны это разработчики писавшие ПО для Nokia, Motorola, SonyEricsson (список похож на мартиролог), с другой стороны ещё в 2006 году Teleca полностью выкупила в Нижнем Новгороде местную «Тэлма Софт» и у глобального бизнеса появилось окно для приёма заказов непосредственно в России.

    Ни в какой момент времени YotaPhone не был прообразом «русского блекберри» (упор на «русский»). Телефон с первого дня продаж был разработкой на американских программах. Русские фамилии программистов в проекте есть, но последнее слово всегда было за Калифорнией. С рождения.

    Мне даже кажется, что американское гражданство YotaPhone и привело, в итоге, к лёгкой продаже проекта китайцам. Проект продан сравнительно недорого (хотя рекламная компания с Путиным бесценна). В случае российской разработки Йотафона Москва могла бы наложить вето на сделку. Максимум поменяли бы одних проверенных московских контролирующих владельцев на нескольких других проверенных московских контролирующих владельцев. А так… Путин подарил китайцам аппарат. Через некоторое время китайцы вошли в капитал проекта.

  • Ответить

    Вообще-то блэкбери и на родине уже никому нафиг не нужен. Пытался перезапуститься, не смог, лежит дохлый.

    С такой рожей прирожденного коррупционера сразу ясно, что успех может быть только в смысле суммы освоенных денег.

    Все эти воры так трогательно любят государство. Нет бы по принципу Егора Летова поступить.

  • Ответить

    > Что ожидает победителя? По моим оценкам от миллиона до трёх миллионов
    > пользователей (госкомпании плюс оборонка), то есть несколько миллиардов
    > долларов гарантированного сбыта сразу, в первый же год.

    Т.е. предполагаемая продажная цена — пара тысяч долларов за устройство. Нормальный бизнес, да.

  • Ответить

    Чет какая то поздняя попытка влезть своими ручонками в госбюджет, там и так дырка от бублика, уже будущих пенсов грабят.

  • Ответить

    Любите вы сразу выручку считать.

    Посчитайте и расходы тоже — сколько стоит спроектировать, сделать и обслуживать такие устройства. И софт написать.

    Иван, тут как раз прикольно то, что Йотафон стал жертвой «мы хотим быть русским айфоном»

    Сказали бы «мы хотим быть русским блэкберри», сделали бы два варианта — гражданский и государственный — и вперед.

  • Ответить

    Дело не в выручке, дело в конкурентоспособности. Людей, которым действительно необходимы «сертифицированна сборка операционной системы, ГОСТ-шифрование», вот это все, за любые деньги, гораздо меньше одного-трех миллионов. Если бы наценка была умеренной, ну хотя бы 50% к рынку, можно было бы рассчитывать на окологосстурктуры. А с переплатой вчетверо — нет, все, кто сможет, откажутся. К тому же это цена на старте, а мы все знаем, что происходит с ценой во время разработки.

    А сделать — да, дорого. Примерно столько и стоит, видимо, особенно если не рвать жопу на сокращении костов.

  • Ответить

    Тут есть две разные точки зрения.

    Точка зрения Рустэма: рынок в таком объёме существует
    Ваша точка зрения: рынка в таком объёме не существует

    Я думаю, что истина где-то посередине.

    По моим скромным прикидкам, запрос на защищённую хорошую коммуникацию — огромен.

    Пример буквально вчерашний: http://www.bbc.com/russian/news/2016/03/160328_moscow_police_messengers

    В полиции работает 800К человек.

    Допустим, для них сделают «дешёвый» смартфон (который, кстати, нет смысла забирать себе или уносить с работы — его тут же от всего отключают) тысяч за 40 рублей.
    Вот и рынок в 16 млрд рублей

    Только на полиции. При вполне нормальной цене трубки.

  • Ответить

    это вы АТС 1 и 2 предлагаете забацать только на мобильной платоформе?
    Тогда надоть делать его весом 18 кг ( чтобы непросто было унести с работы ) можно чугунный, можно каменный. И главное — это вместо кнопок — герб прилепить. Кнопки тоже убрать — лучше девочек из спецколлцентра тыщи три рассадить. Рабочие места, опятьже..

  • Ответить
    Владимир Мяу и компания

    Ну да. Только вот на днях проскакивала новость, что в Бельгии, или где там были теракты, полицейские переключались на Телеграм из-за того, что внутренняя полицейская сеть вышла из строя. Можно списать это на рекламу Телеграма, а лично я ставлю на то, что как и положено в любом государстве, сеть у них сделана через пень колоду. Что мешает нам сделать так же? Чтобы какой-нибудь условный «чемезов» покрутил перед всеми на экране крутой сверхзащиненный девайс за миллион денег, который на деле окажется очередной китайской перелицовкой с фуфлыжным софтом на виндовс экс пи. Но мы-то это никогда не узнаем, т.к. гостайна.

    Я вот все-таки не понимаю, почему Блекберри провалилась? Ведь она же целилась именно в корпоративный рынок, требующий конфиденциальности, надежности и тп. И что, всё это оказалось невостребованно?

  • Ответить

    > В полиции работает 800К человек.

    У полиции для местной служебной связи есть радио — защищенное, на выделенных частотах, все такое. Это лучше, чем мобильники по очевидным причинам. Есть какое-то количество полицейских, кому требуется именно мобильная защищенная связь, но их будет далеко не 800 000.

    Ну и ваши (разумные) 40к рублей это совсем не две штуки баксов, на которые рассчитывает Рустэм — реализовать все перечисленное за такую цену и получить прибыль будет очень сложно.

    С чего я и начал — цена имеет значение.

  • Ответить

    > Я вот все-таки не понимаю, почему Блекберри провалилась?

    Насколько вижу я — в период бурного роста рынка они провалились по фичам. У них у первых был (удобный) доступ к электронной почты с мобильного устройства и это было круто. Но потом на открытом рынке начался бурный рост приложений и их закрытая экосистема проиграла — в том числе, из-за отсутствия злых птичек и инстаграмма. Люди начали носить два устройства, а потом решили, что не так уж они и дорожат мегазащищенностью — электронную почту-то поди по сей день незашифрованную используют 9 из 10 (и то оптимистично). А компании, со своей стороны, решили, что проще обеспечить какую-никакую защиту на BYOD, чем стоять с палкой над всеми, заставляя использовать по рабочим нуждам только рабочие устройства.
    Тут-то и настал конец BlackBerry.

  • Ответить

    Почитайте статью, узнаете, как там чатами пользовались полицейские, что им начали запрещать это.
    Ну, например, расписание выхода дежурств, телефоны дежурных и так далее.
    При этом в телефон легко зашивается логгер звонков (в том числе и с их записью и передачей на сервер с централизованным хранением), GPS (чтобы сотрудники были там где должны, а не левачили где-то) и так далее.

    16 млрд это при 400к сотрудников c телефонами

    Цена тут особого значения для заказчика не имеет, на самом деле. У МВД бюджет — триллион рублей в год

    2 штуки баксов за аппарат — это ваша оценка, на базе нескольких «несколько» в тексте. Она не очень верна.

  • Ответить

    какето странные работники полиции у вас… левачат гдето ( в такси? продавцами в палатках?) что им необходим джипэс.
    Да и сложновато его отследить если он «левачит» в соседнем здании. Другое дело, если в соседнем населенном пункте — тогда сразу видно.
    Кстати, такие функции ( отслеживание по мобиле) давным дано предлагают все операторы ( Мегафон точно). Удобно для определения местонахождения детей, близких, сотрудников и т.д.
    А чатиться он ( сотрудник) может и по своему смартфону.

    Короче, я как налогоплательщик, возражаю против потратить 16 000 000 000 руб. чтоб ктото там не чатился. Лучше на нужное дело их потратить а они пусть чатятся.

  • Ответить

    Я уже порядка 15 лет с Блекберри. И что? Секретные чаты Телеграмм с удаляемыми сообщениями в ВВМ есть давно! Телеграмм почти дорос до внутреннего мессенджера Блекберри, но ВВМ все равно лучше. Не знаю, пользуется ли г-н Хайретдинов Блекберри, но там кроме ИБ есть супер удобный клиент почты. И это НЕ приложение. Это основа Блекберри и с помощью него я реально делаю дела по работе. Так что дело не только в защищенности, но и в юзабилити. Которое просто так не воспроизвести, сколько бы модулей DLP не установи.

  • Ответить

    О, вот кстати — у меня есть ощущение, что может быть заметная ниша для BB с русской нормальной клавиатурой.
    Может я чего-то не знаю, конечно и есть уже подходящие для русского языка физические клавиатуры на смартфонах, но не встречал.

  • Ответить

    > но там кроме ИБ есть супер удобный клиент почты. И это НЕ приложение

    Ну вот пока почта была основным бизнес-инструментом, BB и были на коне. Но это время, увы, прошло довольно давно.

  • Ответить

    Физическая клавиатура для русского языка — одна красная большая кнопка.
    В женском варианте обязательно со стразами.

    В РФ не прокатит такой проект, так как заставить пошевелить мозгом совковых руководителей невозможно, если даже с элементарным софтом, который необходим сотрудникам огромные проблемы.
    Я уже молчу про что-то специфическое нужное для работы компании и в компании, даже находясь на одной большой территории.

  • Ответить

    > Незаметная это ниша, практически несуществующая. Потому что чукчей-писателей намного меньше, чем чукчей-читателей.

    Нет, не потому. На самом деле потому, что это тупо дороже для производителей — как только появляется клавиатура, то бизнес-модель «возьми китайский OEM-телефон, сделай корпус со стразами и продай с 30% наценкой» уже не работает.

  • Ответить

    Вы плохо думаете о китайских ОЕМ производителях. Если бы эта ниша существовала, в ней было бы десять моделей, на которые можно налепить лейбл. Им тоже надо чем-то друг от друга отличаться.

  • Ответить

    Не было бы. Маржа маленькая, затраты большие. (Учитывайте, что приходится делать еще и локализацию — отдельно кириллическая российская, немецкая, американская и т.п. клавиатуры.)