Жизнь после «Робокассы»: кто выиграет от проблем некогда крупнейшего решения для e-commerce

Развитие событий: Татьяна Глазачева, «Робокасса»: Фактически, у нас остановился бизнес (13 мая)

Агрегатор платежных решений «Робокасса» за последние две недели пережил два серьезных удара по своему бизнесу. 13 апреля ЦБ отозвал лицензию у дружественного «Робокассе» «Океан Банка», через который система проводила большую часть платежей, а потом запретил проводить операции с ИП и физлицами РНКО «РИБ», к которому переехала «Робокасса» для того, чтобы не останавливать бизнес. В результате 21 апреля «Робокасса» приостановила приём платежей в пользу ИП и физлиц, заблокировав их магазины.

После этого компания начала искать нового партнера, который помог бы ей возобновить операции с «физиками» и ИП и такой партнер был найден в лице «КИВИ Банка», подконтрольного группе компаний Qiwi, в которую также входит одноименная платежная система и эквайринг. В результате 28 апреля «Робокасса» объявила, что возобновляет проведение платежей ИП, про физлиц в сообщении ничего не говорится.

Робокасса

Ближайшие конкуренты «Робокассы» официально не комментируют проблемы оператора. Один из участников рынка электронных платежей сказал, что «Робокасса» весь 2015 год теряла клиентов, в первую очередь из-за перебоев в обслуживании и проблем с выводом средств. Это отчасти подтверждают данные исследования центра MARC, по данным которого «Робокасса» уступила первое место среди платежных решений на рынке e-commerce Яндекс.Деньгам. По данным MARC, в 4 квартале 2015 года у «Яндекса» было 24% рынка, у «Робокассы» — 20%. Годом ранее доли распределялись как 18% и 22% в пользу «Робокассы».

Другой источник на рыке считает, что ЦБ ополчился против малопрозрачных платежей в принципе, и проблемы у «Океан Банка» и «РИБ» — это только начало массовой «зачистки». В такой ситуации следующим может быть уже «КИВИ Банк», опасается источник.

Аналитик DataInsight Борис Овичинников также считает, что развитие ситуации будет определяться дальнейшими действиями ЦБ:

Пока непонятно, идет ли речь о претензиях только к РНКО «РИБ», или новые требования ЦБ затронут и другие платежные системы, или наоборот ЦБ пересмотрит свое решение, или «Робокасса» сможет оперативно реализовать альтернативную схему работы с ИП. Но проблема действительно весьма существенна — среди интернет-магазинов и онлайн-сервисов многие работают в формате ИП. Даже в топ-2000 интернет-магазинов Рунета более 20% - это ИП. Среди более мелких мерчантов (а большинство клиентов Робокассы — это небольшие онлайн-продавцы) доля ИП еще выше. Другое дело, что основной объем онлайн-платежей — и в масштабах всего рынка, им в клиентской базе «Робокассы» — обеспечивают крупные продавцы, большинство из которых все-таки работают как полноценные юрлица (ООО и т. п.).

Вице-президент компании «Деньги Online» Александр Воскобойнков считает, что партнерство между «Робокассой» и Qiwi может быть первым шагом к покупке «Робокассы»:

Ранее «Робокасса» работала с банками, у которых не было собственных интересов в сегменте онлайн-платежей. Решение выбрать в качестве партнера «КИВИ Банк», материнская компания которого является конкурентом «Робокассы» [Qiwi по данным центра MARC в 2015 году принимало в качестве средства оплаты 45% игроков российского e-commerce] выглядит как минимум странно. Если только Qiwi не планирует купить «Робокассу» и это партнерство является первым шагом в даном направлении.

Проблемы РНКО «РИБ» с ЦБ на этом не закончились, по данным Roem.ru, сейчас аналогичные проблемы испытывает сервис p2p-кредитования «Вдолг.ру», у которого из-за «РИБ» также оказалась заморожена часть операций.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Дмитрий Добровольский Квартиры-домики.рф

    Про физлиц в сообщении очень даже говорится:

    «После завершения подключения работоспособность сервиса ROBOKASSA восстановится как для Индивидуальных предпринимателей, так и для Физических лиц»

    Это цитата из рассылки Робокассы полученной 27 апреля.

Добавить 8 комментариев