Руководитель разработки поиска Mail.Ru Андрей Калинин побеседовал с руководителем отдела безопасности поиска «Яндекса» Сергеем Певцовым о методах продвижения Mail.Ru через файлопомойки, wrapper-ы, downloader-ы и тому подобную нечисть, об отмороженности некоторых антивирусных компаний. «Яндекс» же был обвинен в доминировании на рынке и в каналах дистрибуции.
Началось всё с традиционного вопроса анонимного пользователя к Mail.ru:
Извините за оффтоп, но давно хотел спросить у представителей Поиска mail.ru, как вы относитесь к тому что ваш Браузер и Спутник распространяется с помощью вирусов, подписанных вашей цифровой подписью, это Ваша политика дистрибуции?
Калинин (Mail.Ru):
Это наша большая головная боль.
Дело в том, что этот файл, на котором срабатывают некоторые антивирусы — это наш загрузчик, он и подписан нашей цифровой подписью. И вирусов там нет. [..]
Некоторые пишут что это Downloader — это, в общем, справедливо; он действительно дальше скачивает тот файл, который нужно загрузить. Но это не вирус, не троянский конь.С антивирусными компаниями мы общаемся, с некоторыми всё удачно проходит, а некоторые демонстрируют тут какую-то отмороженность, заявляя просто что они нас не любят и поэтому будут срабатывать и дальше. В некотором смысле, это всё те же элементы браузерных войн.
К разговору подключается Сергей Певцов («Яндекс»):
Андрей, получается так, что вы, как бы, ни при делах, это все партнеры гадят, но ведь неправда, что вы никак не способствуете распространению этого треша.
Создается партнерская программа, которая оказывается порою выгоднее, чем распространение всяких вирусов:
forum.searchengines.ru/showthread.php?t=709778
forum.searchengines.ru/showthread.php?t=709778&page=28
forum.searchengines.ru/showthread.php?t=709778&page=61
И какие-то люди обсуждают, почему антивирусы на ваш софт ругаются. Да правильно ругаются — там куча PUA, нарушаются все правила и лицензии. Еще отчетливо видно, что эти люди — спамеры, манимейкеры… «Палево, конверт, траф»… это все очень дурно пахнет. И Вы-то понимаете, что это такое.Кроме того, есть куча «софт-порталов», где ссылки на скачивание файла ведут не на сам дистрибутив непосредственно, а на некий «download manager». Сперва пользователю устанавливается download manager, по сути дублирующий функционал закачки браузера, который затем скачивает запрошенный файл (а файл не всегда именно то, что вы хотели).
Как только вы скачиваете и запускаете download manager, в вашем ПК появятся Спутник и Защитник от мейл.ру, при этом никаких галочек — соглашений про установку дополнительного софта, у пользователя не спрашивают.
Т.о. download manager от Mail.ru не предоставляет пользователю никакого дополнительного полезного функционала, единственная цель его существования — поставить Спутник и Защитник от мейл.ру. На софт, который распространяется с помощью этого де-факто никаких ограничений не накладывается, т.е. это могут быть крякнутые официальные программы, ключи для анлока Win7 и т.п.
Очевидно, что вы потворствуете созданию огромного количества псевдосайтов, которые предлагают что-то такое скачать. Они низкого качества, с ними рядом ходит всякое мошенничество типа платных смс-архивов и т.п. И если вам кажется, что вы делаете что-то хорошее (типа, школота не вирусы распространяет, а безобидный mail.ru), то вы ошибаетесь. Те же люди, которые участвуют в ваших партнерках, набравшись опыта и заработав денег, через некоторое время все засрут. Экология нарушается, мошенничества становится все больше. Вам это надо? Или плевать на все, лишь бы сейчас бабок срубить, а что после нас хоть потоп? Зачем же так гадить, Андрей?
Калинин (Mail.Ru):
О, Яндекс.
Понимаю.Сергей, привет!
[..]
Ну что мне сказать тебе, что за партнёрами следят, их отстреливают, и что нам тоже это не надо, боремся с этим?
Или что каналы дистрибуции не резиновые, и если что-то занял Яндекс или Гугл, то никому туда больше не попасть?
[..]
Сергей, в общем, не хочу я устраивать тут срач между двумя компаниями. Вам всё мешает: Гугл мешает (см. интервью, которое я процитировал выше), Mail.Ru мешает, вы этими двумя компаниями недовольны. Ну и хорошо, лично я бы очень сильно бы напрягся, если бы ты нас похвалил.
Сергей Певцов («Яндекс»):
В этом смысле вас хвалить не за что.
Кстати, я вообще из антиспама, я дистрибуцией не занимаюсь (ловко отмазался! - Roem). Просто вижу, что плодится большое количество говносайтов специально под ваши партнерки. И если вам от этого польза, то — это временно.
Что касается каналов дистрибуции… Это как идти расклеивать объявления на столбах, остановках, в метро, электричках и в других неподходящих местах, засирая все вокруг, оправдываясь тем, что на более приличную работу ты не устроился.
Калинин (Mail.Ru):
Смотри, устроить этическую истерику можно по любому поводу. Например.
Вот вы ставите тулбар с uTorrent'ом. Для чего используется uTorrent? Что через него качают? Вы, значит, поддерживаете пиратов, крекеров и далее по списку того, что там лежит?
И какой дополнительный функционал несёт с собой тулбар, который ставится пользователю?Ну это я так, без надрыва — просто наметил, прошёлся по твоему списку.
Но факт остаётся фактом, лидер занимает самые лучшие места, потому что пришёл первым. В России лучшие места заняты Яндексом, а в мире, между прочим, Гуглом. И Волож, к примеру, утверждает, что это недобросовестная конкуренция со стороны Гугла, не пускать туда никого, кроме себя.
Тема «дистрибуции» давно и горячо любима Mail.ru и «Яндексом» и также давно раздражает пользователей. Выйти сухим из воды или выехать на белом коне ни той, ни другой компаниям не суждено по объективным причинам. Но это не помешало представителям компаний уровня руководителя разработки продукта и руководителя отдела дополнить картину новыми штрихами.
Итак, мы НЕ работаем напрямую ни с платными архивами, ни с веб-мастерами, ссылки на сайты которых были указаны в коментах на Хабре. Но мы работаем с довольно крупными агрегаторами даунлоад-трафика, к которым уже, в свою очередь, подключаются веб-мастера. Понятно, что мы не можем контролировать каждого веб-мастера, но базовые требования к агрегаторам у нас есть. Установка тулбара только с галочкой — это одно из таких требований. Если кто-то нарушает, или приходит жалоба, мы принимаем меры и заставляем агрегатора решить проблему. Это работает очень похожим на РСЯ способом. Тоже есть веб-мастера, тоже есть авторизованные компании, которые платят веб-мастерам. Часто можно встретить веб-мастеров, которые игнорирут гайдлайны Яндекса и маскирут директовую рекламу под контент сайта, вводя пользователей в заблуждение. Получается, что Яндекс платит веб-мастерам за нарушение юзер-экспириенса? Конечно же, если Яндекс видит таких веб-мастеров, то их наказывают. Но нарушители все равно появляются. И нет ничего странного в том, что в массовой партнерке есть нарушения, и что проходит сколько-то времени между обнаружением нарушения и его устранением. Мы планируем решить проблемы по найденным ссылкам в течение рабочей недели.