«Несмотря на хайп, блокчейн может улучшить далеко не всё». Что нужно знать при запуске блокчейн-стартапа

Развитие событий: Врождённый порок ICO. Как токены угрожают будущему проектов (5 октября)

В последнее время ни дня не обходится без новостей о блокчейне, ICO и стартапах, которые их используют. Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать всем, кто хочет запустить свой стартап на блокчейне и привлечь для него финансирование с помощью ICO.

Поймите, как на самом деле работает блокчейн

В последний год хайп вокруг криптовалют и блокчейна привел к тому, что их стали использовать, кажется, уже во всех возможных стартапах. При этом, часто бывает, что даже основатели проектов не до конца понимают, с чем же они имеют дело.

К примеру, создатель платежного сервиса Due Джон Рэмптон признавался, что был в числе именно таких основателей: «Мне казалось, что по ходу дела разобраться будет проще, так что я надеялся, что разберусь с блокчейном со временем». Однако, оказалось, что сделать это не так просто, а недостаток знаний привел ко многим ошибкам. К примеру, Рэмптон только после попытки внедрить новый подход в свой проект понял, что некоторые системы «могут успешно работать без операционной избыточности и без блокчейна».

Недостаток знаний по теме не позволил и выбрать оптимальный стек технологий — например, предприниматель решил использовать биткоин блокчейн, потому что «о нем я хотя бы слышал, и он работает дольше всех». Позднее выяснилось, что существует множество «кастомных» блокчейнов, которые больше подходили для нужд его проекта.

Почему электронный документооборот на блокчейне не имеет смысла?

Поэтому, прежде, чем пытаться внедрить блокчейн в уже существующий стартап или создать новый, нужно уделить больше времени теоретической подготовке. Рэпмтон советует изучить тематические форумы, погуглить известные компании из сферы блокчейна и попытаться поискать блокчейн-проекты в близких нишах. Если их не окажется — возможно, это не просто так.

Разберитесь, что блокчейн улучшит в конкретном бизнесе

На самом деле, несмотря на свою текущую «распиаренность» блокчейн может улучшить далеко не все аспекты и функции бизнеса. К примеру, в случае приложений с большим количеством информации из различных источников, размер самого блокчейна может очень быстро расти. Так происходит из-за особенностей реализации технологии — поскольку блокчейн реплицирует себя на каждом новом узле. В таких случаях, для ускорения работы системы может потребоваться поиск внешних источников данных.

Поэтому, вторым шагом после изучения работы самой технологии должен стать анализ ее применимости к бизнес-процессам конкретной сферы бизнеса. К примеру, в нашем случае блокчейн оказался эффективным инструментом — мы создали платформу лидогенерации на блокчейне SNOVio, и она работает эффективнее существующих централизованных сервисов (вроде Hunter.io). Децентрализация и внедрение смарт-контрактов помогли повысить качество данных в системе — ее участники получают вознаграждение за поставку актуальной информации. В итоге бизнес получает более качественные лиды, чем при работе с традиционными системами лидогенерации, а детали всех транзакций хранятся в отдельном регистре.

Однако нам далеко не сразу удалось найти столь эффективное применение блокчейна в сфере маркетинга, и велик шанс, что если бы мы поторопились, то совершили здесь ошибку.

Важно продумать монетизацию

Для создания успешного блокчейн-стартапа необходимо не только разобраться с технологией и ее применением для решения бизнес-задач, но и понять, как должна быть выстроена монетизация проекта. Основатель инфраструктурного блокчейн-стартапа Tierion Уэйн Воан (Wayne Vaughan) в ходе одного из обсуждений на Quora выделил существующие популярные схемы монетизации таких проектов:

  • SaaS (Software as a Service) — блокчейн-компании могут взимать плату за использование своей инфраструктуры и API (примеры, Tierion and Blockcypher);
  • Профессиональные услуги — существуют стартапы, которые разрабатывают кастомтизированные проекты для крупных клиентов, вроде IBM, Deloitte и Gem;
  • Комиссии и подписка — еще один тип блокчейн-компаний строит собственные сети и экосистемы, включающие различных партнеров, а затем берет комиссию за совершенные транзакции или вводит платную подписку (примеры: SNOVio, Chain, R3Cev);
  • Соглашения об уровне сервиса — в сфере блокчейна есть и компании, создающие инфраструктуру для своих заказчиков, которые затем платят за поддержания определенного аптайма и сервисное обслуживание. Так, к примеру, поступают Bloq и Microsoft;
  • Спекуляции криптовалютами — часто компании в ходе ICO выпускают собственные токены, их часть может доставаться и менеджменту. Затем такие компании могут целенаправленно заниматься увеличением рыночной стоимости своих токенов — добиться этого помогает их продажа спекулянтам. Примеры: Factom, ConsenSys, Lisk.

Запуск ICO вовсе не гарантирует успех

Криптовалюты и блокчейн — новая сфера, правила в которой не до конца устоялись. Это проявляется, и в неоднозначном отношении регулирующих органов некоторых стран. К примеру, власти Китая недавно вообще запретили проведение ICO, а американская комиссия по акциям и ценным бумагам летом 2017 года заявила, что рассматривает выпущенные в ходе ICO токены как акции компании — а значит, на компании, чьи «акции» купили американские граждане могут распространяться финансовые законы этой страны (не самые мягкие и простые). В результате многие стартапы просто запрещают участие в своих ICO американским гражданам.

«ICO сейчас на вершине волны, за которой неизбежно последует резкий спад». ICO против IPO, ITO против ICO

Партнер организации Digital Currency Group Трэвис Шер (Travis Scher) отметил четыре фактора, затрудняющих использование ICO в качестве инструмента привлечения капитала:

  • правовая неопределенность;
  • переоцененность многих стартапов;
  • недостаток контроля;
  • недостаточное количество историй успеха создания реального бизнеса.

Кроме того, сам процесс организации ICO требует определенных затрат — главным образом на маркетинг. Предприниматель и создатель проекта FireChat Миха Бенолиль (Micha Benoliel) подсчитал, что на рекламную кампанию для продвижения успешного ICO придется потратить от $50 до $100 тысяч. Именно для того, чтобы собрать эти деньги, многие компании проводят так называемые pre-ICO, а когда им удается собрать бюджет на маркетинг уже переходят непосредственно к выпуску токенов.

Заключение: блокчейн — не гарантия, а шанс

Несмотря на повышенное внимание общественности и бизнеса, блокчейн пока еще не закрепился в жизни людей. Прямо сейчас это всего лишь инструмент, который имеет свои плюсы и минусы, о которых нужно помнить тем, кто хочет создать стартап с его использованием.

Однако перспективы этого инструмента огромны — тому свидетельством статистика, согласно которой к началу лета 2017 года блокчейн-проекты привлекли с помощью ICO $327 млн — что больше, чем было вложено венчурными инвесторами ($295 млн за тот же период). Техностартапы в сфере блокчейн не только могут успешно привлекать капитал, но и создавать продукты, которые решают проблемы людей и позволяют вывести услуги на новый уровень, что удалось, например, нашей команде.

Мессенджер Kik установил новый рекорд ICO — он привлек $100 млн

Все это значит, что использование блокчейна не гарантирует успех, но для действительно полезных проектов и хороших идей использование новых технологий дает дополнительные шансы на успех.

Добавить 1 комментарий

  • Ответить

    ICO немного утомили. Никто из них не хочет показать уже «вторичную» ликвидность? В духе — «купил весной токен, а осенью даже смог есть продать!»