artamonova.spets.proekt.pic

“Вопрос лишь в том, а кто готов к уберизации прямо сейчас?”

“Убер”-риск для айтишников, как 2015-й стал годом продуктов от больших ИТ-компаний, и почему путеводители закрываются, когда спрос на карты растет, - в обзоре года от вице-президента и руководителя бизнес-подразделения "Почта и портал" Mail.Ru Group Анны Артамоновой

Перестановка года: Google → Alphabet Inc.

Нашумевшая реструктуризация Google обернулась громкой кадровой перестановкой. В августе у Гугла появилась материнская компания Alphabet, где Сергей Брин стал президентом, а Ларри Пейдж – генеральным директором.

Это одна из самых крупных реорганизаций за историю ИТ-отрасли.

Она даст основателям возможность действовать смелее, без боязни нанести ущерб основному бренду своими экспериментами. Теперь за продукты, которые у пользователей ассоциируются с «традиционным» Гуглом, отвечает Сундар Пичаи, а Пейдж с Брином со спокойной душой могут заниматься инновациями: решениями для умного дома, дронами, роботами, технологиями продления жизни и т.д.

Как это повлияет на рынок – скоро увидим.

Успех года: гугломобиль

Среди всех ярких событий, лично мне интересен прорыв в развитии беспилотных авто. Летом Google впервые протестировал свои машинки на дорогах общего пользования, а осенью заявил, что беспилотные автомобили могут перейти из стадии экспериментального проекта к серийному производству уже в 2018 году.

Скандал года: “Дизельгейт”

Громким межотраслевым скандалом стала афера Volkswagen с тестами на выброс вредных газов. От истории пострадал не только имидж немецкого автоконцерна, но миллионы владельцев дизельных машин.

Обман осуществили с помощью ПО, что позволяет записать «Дизельгейт» именно в череду ИТ-скандалов.

Неудача года: Secret

В апреле прекратил существование сервис анонимных сообщений Secret. Его история показала, что можно придумать большую идею (миссия сервиса звучала так: «сделать людей честней и ближе друг к другу»), набрать 15 миллионов пользователей, получить $35 миллионов инвестиций, выйти на международные рынки – и все равно потерпеть неудачу.

Одно время ходило много разговоров, что провал Secret может привести к пересмотру традиционной венчурной модели. И хотя ничего такого пока не произошло, случившееся – это серьезный “звоночек” для предпринимателей и венчурных инвесторов.

Запуск года: Windows 10 и Tele2

В мировом масштабе большой новостью стал выход Windows 10. Новая «ось» ориентирована на все типы цифровых устройств сразу, и предполагается, что у нее будут единая платформа разработки и единый магазин универсальных приложений. И впервые – обновление бесплатно для пользователей предыдущих версий!

Из интересного в России - Tele2 наконец-то прорвался на рынок Москвы. Уверена, что появление в столице четвертого сотового оператора – эдакого возмутителя спокойствия – в будущем положительно скажется на рынке. Конкуренция всегда идет на пользу.

Закрытие года: Mailbox и путеводители “Афиши”

Как для создателей myMail для нас важной стала новость о закрытии одного из конкурентов – MailboxApp. Они очень круто стартовали — во многом за счет хорошего маркетинга и заточки под методологию GTD. Однако после скорой продажи стратегу приложение практически прекратило развиваться, а его аудитория так и осталась небольшой. В итоге Dropbox, купивший Mailbox где-то за $100 млн, в начале декабря объявил, что закроет сервис.

Это хороший урок всем разработчикам приложений – на таком конкурентном рынке нужно бежать со всех ног, чтобы просто остаться на том же месте.

А вот чтобы развиваться, нужно бежать вдвое быстрее. Недостаточно сделать классное приложение, надо постоянно думать, как сделать его еще лучше.

Из личного - грустно, что прекратился выпуск путеводителей «Афиши». Уходит эпоха, но экономика проекта явно подтверждает правильность этого шага.

К счастью, в этом году было и несостоявшееся закрытие – разум восторжествовал, и блокировки «Википедии» в России не случилось.

Человек года: Марк Цукерберг

В честь рождения дочери он пообещал отдать 99% принадлежащих ему и его жене Присцилле Чан акций Facebook на благотворительные цели. Совершая этот шаг, Марк становится примером для целого поколения так называемых «миллениалов».

Благотворительностью занимаются многие, но тут примечательны две вещи. Во-первых, масштаб — Цукерберг обещает отдать на благие цели почти все свое состояние, а оно оценивается примерно в $45 млрд.

Во-вторых, возраст – ему всего 31 год. Для сравнения, Гейтс основал свою благотворительную организацию в 45 лет.

Компания года: Xiaomi

В этом году Xiaomi стала третьей по объему поставок носимой электроники после Fitbit и Apple. А до выхода Apple Watch даже шла на втором месте. Это при том, что первый браслет Mi Band был выпущен всего лишь летом 2014-го.

Конечно, основные причины успеха – в огромном китайском рынке и очень низкой цене. Но они большие молодцы.

Инвестор года: Юрий Мильнер

Он инвестировал $100 млн в поиск внеземных цивилизаций. Что тут скажешь - это реализация детской мечты многих из нас.

Стартап года: Periscope

Сам факт массовой популярности приложения с видеотрасляциями впечатляет с технологической точки зрения – смартфоны превратились в очень мощные устройства, а мобильный интернет сильно продвинулся по качеству.

Twitter выкупил Periscope еще до официального запуска, и за первые месяцы после лонча сервис набрал рекордные темпы роста по аудитории. В России, впрочем, проект был не заметен на радарах до осени, но в ноябре внезапно получил популярность среди отечественных «селебрити» и мгновенно набрал популярность.

Сегодня трансляции на Periscope ведут все: от спортсменов до дальнобойщиков, протестующих против системы «Платон». Насколько это долгосрочный тренд, сказать сложно, но сейчас Россия с большим отрывом лидирует по количеству установок приложения среди других стран.

Медиа года: соцсети

Многие сегодня узнают свежие новости именно через соцсети. Мне, например, из новостных ресурсов нравится Meduza, но я никогда не была на ее главной странице, - всегда попадаю на конкретные публикации из своей ленты в Facebook.

Успех компании: мобильные продукты

Аудитория. Недавно вышел новый отчет TNS, согласно которому Mail.Ru Group возглавляет список интернет-компаний c самой большой дневной мобильной аудиторией по стране. Неудивительно: более половины пользователей “ВКонтакте” и “Одноклассников” заходили в соцсети с мобильных устройств.

Трафик. Запущенная в апреле рекламная платформа myTarget стала крупнейшим на сегодня источником мобильного трафика в России.

Карты. Чуть больше чем за год MAPS.ME в четыре раза выросли по числу установок - на сегодня их уже 30 миллионов. Что касается активной аудитории, по ней проект вырос в восемь с половиной раз.

Почта. Приложения “Почты Mail.Ru” традиционно остаются самыми популярными по мы много работаем, чтобы оставаться на первом месте. Из интересного - добавили возможность входить в почту по отпечатку пальца или PIN-коду. Такая «хардкорная» функция стала популярной среди родителей, которые часто дают смартфоны и планшеты детям.

Из совсем неожиданного: больше всего положительных отзывов за последний год собрала функция «Письмо себе» - по нашей статистике, 15% пользователей хотя бы раз в месяц отправляют письмо на свой же ящик.

Тренд года: уберизация

Приставка «убер» становится именем нарицательным. Множество стартапов говорят о себе, как об «Uber для чего-то», и даже крупные компании не чураются заявлять, что они запустят «Uber для XYZ».

Как человек из ИТ, я считаю, что уберизация всего – это прекрасно. По модели Uber можно улучшить практически все стороны нашей оффлайновой жизни.

Вопрос лишь в размере ниши и готовности конкретной аудитории «уберизироваться» прямо сейчас.

Наверное, сложно ожидать от пенсионеров, что они будут заказывать лекарства и мониторить свое здоровье через мобильные приложения. Но когда состаримся мы, то точно будем на это готовы.

В то же время, чистые онлайн-сервисы могут выстрелить сразу в мировом масштабе, просто залив приложение в AppStore. А успех "убер-сервисов" сильно завязан на большие инвестиции и кропотливый менеджмент в оффлайне - и это, пожалуй, самая большая зона риска для айтишников.

Добавить 4 комментария

  • Ответить

    «Уберизацией» (по аналогии с сервисом вызова такси «Uber» и схожих с ним Яндекс-Такси, Вили, и др.), полагаю, что называют сервисы по вызову мастера на дом, по заказу пиццы, покупки билетов в кино на Кинопоиске и т. д.

    Тренд на 100% верный. И сейчас действительно можно, переведя какую-то повседневную задачу из офлайна в онлайн+приложение, занять рынок и неплохо заработать как на самом сервисе, так и на продаже оного кому-то из гигантов.

    Например, вызов тех же домашних мастеров (палю тему) в регионах попросту не существует, а спрос, уверен, есть. Сам заказывал по телефону, сам с радостью был бы пользователем приложения, сам по сей день вынашиваю планы сделать такой сервис. Понятно, что YouDo со временем займет регионы, но это пока неочевидно, да и не факт, что останется лидером, хоть и сделан очень круто.