Для запуска Яндекс.Автобусов не потребовался государственный «реестр остановок»

«Яндекс» выделил автобусы в отдельный от других видов транспорта одноимённый проект. Стартовая страница предлагает билеты в популярные Санкт-Петербург, Москву, Пермь, Симферополь, в списке есть белорусский Минск и украинский Киев, через поиск видны автовокзалы в Армении, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве и других странах. Слоган проекта — «Билеты на автобусы по России», но фактически в базе уже сейчас можно найти и забронировать билет, например, на украинский автобус Киев-Львов. «Яндекс» пригласил подключаться к проекту перевозчиков и автовокзалы.


В октябре 2016 года Baring Vostok (в прошлом один из инвесторов «Яндекса»), «Эльбрус Капитал» и InVenture Partners вложили $20 млн в сервис продажи автобусных билетов Busfor. Конкуренты Яндекс.Автобусов запустились или запланировали запуск в России, Казахстане, Польше, Украине, и по франшизе в Таиланде (под другим брендом — Tickets). Проект основан в 2012 году. Busfor заявил осенью, что им пользуются 5 тысяч перевозчиков и 2 млн человек (по другим данным лишь в 2016 году сервис должен был продать свой первый миллион билетов). При средней цене билета $20 компания зарабатывает на комиссии в 15%, а её оборот растёт на 400% год к году. Эксперты отмечали в октябре, что автобусным проектам нужно будет жить с «зоопарком» часто устаревших систем автоматизации. Большинство автовокзалов получает агентскую комиссию, которую они не готовы отдать онлайн-сервисам.


«Более 80% российских вокзалов вообще не информатизировано», — говорил в октябре инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив Павел Никонов (в портфеле ФРИИ есть проект информатизации автобусных билетов TakeBus). Таким образом, хотя устаревших систем много, на рынке потенциально есть место для тех, кто готов информатизировать автовокзалы собственными системами. По разным оценкам объём рынка пассажирских перевозок наземным транспортом в России составляет от 60 до 300 млрд рублей в год. Автобусных перевозчиков в России около 9 тысяч.

Осенью 2016 года вице-президент и директор «Яндекса» по связям с государственными органами Марина Янина заявила: «Следующей темой наших страданий будет продажа билетов. Мы бы хотели, чтобы каждый мог очень легко покупать разного рода билеты — то есть строить сквозной маршрут в путешествии. Например, если путешествие в Ярославль, и нужно покупать билеты на поезд, автобус и т. д. — чтобы это можно было сделать через один сервис». В пресс-службе поисковика уточняли, что: «Одна из основных проблем, которую предстоит решить, связана с созданием единой платформы для обмена данными между всеми игроками этого рынка. Принципиально важно, чтобы у всех интернет-сервисов были равные возможности и доступ к данным». Ранее, в августе 2016, выяснилось, что «Яндекс» попросил внести в план рабочей группы «Интернет+Город», сформированной при правительстве РФ, принятие единого стандарта и протокола продажи онлайн-билетов на межрегиональные и межмуниципальные автобусные маршруты. Просьба вызвала определённую критику. Иван Бегтин, директор АНО «Информационная культура», заявил тогда, что «Яндекс» — простой потребитель-лоббист. Эксперт привел пример Google, который много лет разрабатывал стандарт GTFS для раскрытия информации о маршрутах транспорта, остановках, транспортные агентства пользуются GTFS добровольно, поскольку Google продвигал его, устраивал конференции, общался с компаниями, — объяснял специалист по открытым данным.

Регулирование и информатизацию рынка автобусных перевозок на протяжении 2015 года обсуждали чиновники Минтранса, Минкомсвязи и государственные ИТ-структуры — «Национальный центр информатизации», ФРИИ и другие. Замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Алла Сологубова говорила, что министерство собирается предпринять шаги, для того, чтобы перевозчики взяли на себя обязанность продавать услуги через интернет. В первых месяцах прошлого 2016 года чиновники ждали поручения Президента для старта госпрограммы информатизации перевозок, но поручения не было, поэтому Яндекс.Автобусы запустились без видимой государственной поддержки.

Яндекс.Автобусы сайт

Яндекс.Автобусы предлагают «электронные билеты» на рейсы автобусов партнёрских компаний, Яндекс не является непосредственным продавцом и выступает, как уполномоченный оператор по приёму платежей. На момент публикации оплатить и забронировать билет можно только с пластиковой карты, но не через платёжные системы. Яндекс не собирает комиссионных за продажу билетов с пассажиров. Один человек может заказать до 5 билетов. Для каждого пассажира потребуется вести данные из его паспорта или свидетельства о рождении. Сервис знает число оставшихся свободных мест в автобусе. Мобильного приложения у сервиса пока нет.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Я на автобусах езжу регулярно, использовал gosbus.ru, takebus.ru, yug.transdir.ru, ekc.mrtrans.ru только за пару последних месяцев, могу отметить следующее:

    1. Информатизация, все же, есть. Практически везде. Как правило где-то есть место, где известно количество билетов и их остаток — как минимум это касса.
    2. Прикрутка штепселя к кассе и прием платежей по картам — рокет сайнс невеликого размера. Достаточно поставить задачу и потратить неделю-две-месяц, в зависимости от замороченности внутренней структуры (ну даже если несколько месяцев).

    А дальше возникает вопрос: нужен ли агрегатор?

    Как ни странно, но в большинстве случаев — нет. Таких двинутых как я, которым надо ездить постоянно по разным городам, среди пассажиров ничтожное меньшинство. Большинству же достаточно знать только один сервис для родного города. Издежки на его создание размазываются в бесконечность, расходы на поддержку равны стоимости приема платежей с карт.

    Готовы ли платить транспортные компании деньги за пассажиров? Да, готовы, но не уверен, что эта сумма существенна. Более того, они их платят уже автовокзалам, и для автовокзалов онлайн-продажа, как я показал выше, это уже must have, она у многих есть.

    Например, перелет самолетом из Симферополя в МСК сейчас стоит 2000 рублей (не сезон), автобус — 2500. Отжать от автобусников тут еще хотя бы 10% комиссии за продажу — задача немного нервная. ЕКЦ, например, возлагает эту комиссию на покупателя.

    То есть, надо ходить и убеждать весьма узкую и специфичную аудиторию в том, что без «Яндекса» им будет не очень хорошо, надо убеждать их, что они должны потратиться на внедрение, надо убеждать их делиться с «Яндексом» деньгами.

    Все зависит, конечно, от конкретного сервиса «Яндекса», но у меня есть ощущение, что все, что мельче «Директа», «Яндекс» в офлайне продвигает на «ах, отстаньте от меня».

    Я, может быть, чего-то не знаю, но изготовление «Яндексом» сборки (конфигурации) 1С для продажи автобусных билетов со штепселем для себя любимого, или заказ на создание такой сборки кому-то из внедренцев — дало бы существенное ускорение развития сервиса.

    P. S. Качество сервиса «Яндекса» хромает, мягко говоря: http://take.ms/w9Vlh

    P. P. S. Я уже с большим трудом вспоминаю отличия travel.yandex.ru от rasp.yandex.ru и tickets.yandex.ru. Теперь еще и bus.yandex.ru. Помнить названия сервисов «Яндекса» — все равно что помнить команды CLI. Для вас, красноглазиков это может быть нормально, а вот обычным людям — не очень.

    Ситуация похожа с мобильными приложениями Карты, Навигатор, Электрички, Транспорт, Такси. Я, конечно, понимаю, что чем больше приложений, тем больше шансов пролезть на смартфон юзера, но Google Maps way мне кажется более простым с точки зрения обычного пользователя.

    При этом процесс увеличения числа команд работающих, по сути, над одним и тем же (перемещение человека с места на место), не добавляет консистентности сервисам «Яндекса». Хотя люди хорошие, наверное, но я бы над этим зоопарком уже бы начал задумываться.

Добавить 15 комментариев

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Я на автобусах езжу регулярно, использовал gosbus.ru, takebus.ru, yug.transdir.ru, ekc.mrtrans.ru только за пару последних месяцев, могу отметить следующее:

    1. Информатизация, все же, есть. Практически везде. Как правило где-то есть место, где известно количество билетов и их остаток — как минимум это касса.
    2. Прикрутка штепселя к кассе и прием платежей по картам — рокет сайнс невеликого размера. Достаточно поставить задачу и потратить неделю-две-месяц, в зависимости от замороченности внутренней структуры (ну даже если несколько месяцев).

    А дальше возникает вопрос: нужен ли агрегатор?

    Как ни странно, но в большинстве случаев — нет. Таких двинутых как я, которым надо ездить постоянно по разным городам, среди пассажиров ничтожное меньшинство. Большинству же достаточно знать только один сервис для родного города. Издежки на его создание размазываются в бесконечность, расходы на поддержку равны стоимости приема платежей с карт.

    Готовы ли платить транспортные компании деньги за пассажиров? Да, готовы, но не уверен, что эта сумма существенна. Более того, они их платят уже автовокзалам, и для автовокзалов онлайн-продажа, как я показал выше, это уже must have, она у многих есть.

    Например, перелет самолетом из Симферополя в МСК сейчас стоит 2000 рублей (не сезон), автобус — 2500. Отжать от автобусников тут еще хотя бы 10% комиссии за продажу — задача немного нервная. ЕКЦ, например, возлагает эту комиссию на покупателя.

    То есть, надо ходить и убеждать весьма узкую и специфичную аудиторию в том, что без «Яндекса» им будет не очень хорошо, надо убеждать их, что они должны потратиться на внедрение, надо убеждать их делиться с «Яндексом» деньгами.

    Все зависит, конечно, от конкретного сервиса «Яндекса», но у меня есть ощущение, что все, что мельче «Директа», «Яндекс» в офлайне продвигает на «ах, отстаньте от меня».

    Я, может быть, чего-то не знаю, но изготовление «Яндексом» сборки (конфигурации) 1С для продажи автобусных билетов со штепселем для себя любимого, или заказ на создание такой сборки кому-то из внедренцев — дало бы существенное ускорение развития сервиса.

    P. S. Качество сервиса «Яндекса» хромает, мягко говоря: http://take.ms/w9Vlh

    P. P. S. Я уже с большим трудом вспоминаю отличия travel.yandex.ru от rasp.yandex.ru и tickets.yandex.ru. Теперь еще и bus.yandex.ru. Помнить названия сервисов «Яндекса» — все равно что помнить команды CLI. Для вас, красноглазиков это может быть нормально, а вот обычным людям — не очень.

    Ситуация похожа с мобильными приложениями Карты, Навигатор, Электрички, Транспорт, Такси. Я, конечно, понимаю, что чем больше приложений, тем больше шансов пролезть на смартфон юзера, но Google Maps way мне кажется более простым с точки зрения обычного пользователя.

    При этом процесс увеличения числа команд работающих, по сути, над одним и тем же (перемещение человека с места на место), не добавляет консистентности сервисам «Яндекса». Хотя люди хорошие, наверное, но я бы над этим зоопарком уже бы начал задумываться.

  • Ответить

    Яндекс.Автобусы — агрегатор агрегаторов. У них в партнёрах есть, например, Ру-сеть, которая подключена к 10 системам бронирования и 300-м автовокзалам; e-traffic.ru, которому почти 10 лет. При таком подходе «Яндексу» «ничего делать не надо». Интегрируются не скромные автовокзалы, за которых надо всё продумать, а разработчики с серьёзным опытом. Возможно «Яндекс» просто рассчитывает сначала прокачать «Автобусы» на отдельном домене, с большой долей участия внешних партнёров, вот такого вот, серьёзного типа, а когда сервис окрепнет… Там по ситуации уже посмотреть что вышло. Возможно вернуть «Автобусы» в единый проект общественного транспорта, возможно закрыть, а может быть он просто нужен, чтобы вице-президенту «Яндекса» можно было чаще появляться в Минтрансе…

  • Ответить

    Пример с Симферополем не очень удачен, на патриотическом направлении летают в убыток в добровольно-принудительном порядке. В обычные города автобусом дешевле.
    А как сейчас с уровнем комфорта на автобусах в среднем по сравнению с РЖД?

  • Ответить

    Посмотрел, автобус от 800, самолет 1400, сапсан 2000.
    Москва-Питер это самое конкурентное направление, там куча авиакомпаний и у РЖД каждый день по 25 поездов, так что норма прибыльности там у всех минимальная. Автобусных рейсов там минимум, нет практического смысла отдавать им предпочтение, разве что если сойти где-нибудь раньше нужно.
    Сравнивать нужно со всякими Липецками и Воронежами.

  • Ответить

    У «Яндекса» (Google, Mail.ru) есть свой уникальный бонус для перевозчиков — шпионаж. Не знаю насколько он даёт экономически значимый выхлоп. Надо смотреть. А так, интернет-компании, установили на смартфоны софт и собирают геоданные. Компании теперь знают, что некоторые люди не от хорошей жизни перемещаются по маршрутам из разряда:
    «А-город — Москва — Б-город». Им больше подошёл бы прямой автобус «А-город — Б-город»

    , как раз, такой человек, изредка перемещавшийся из одного города со 140 тысячами населения в другой город со 140 тысячами населения, крюком через Москву)

    Вполне вероятно, что в густонаселённых районах ЦФО можно уже завтра добавить новых потенциально востребованных маршрутов, а в менее населённых районах ЦФО — сделать билеты с пересадкой с автобуса на автобус и коротким ожиданием. В регионах, где есть только 1 дорога, конечно, ничего не поделаешь. Не строить же дорогу! Но и такие данные, о спросе, который невозможно удовлетворить, тоже полезны, просто прямого дохода не дают, зато есть что рассказать в министерстве, если спросят.

  • Ответить

    Нормальная ситуация.
    То есть, конкурентные направления сравнивать не надо, это некорректно
    А какие-нибудь липецкие и воронежские, где автобусных перевозчиков как грязи, а авиа поискать надо кого-то кроме Руслайна — сравнивать корректно

    Вы аналитик по профессии, наверное?

  • Ответить

    Сегодня Яндекс запустил Автобусы (в глазах СМИ). В пресс-релизе есть немного о размере рынка, но они оценивают его, как долю от поисковых запросов про автобуcные перевозки, а не как число людей перемещающихся по России и другим странам на 200 км и далее, или как число желающих (вынужденных) перемещаться на 200 км и далее, чем попало перемещаться, тем чем есть и тем что больше подходит:

    Интернет, 31 января 2017 года. Яндекс запустил сервис по поиску и покупке билетов на пригородные и междугородние автобусы. На Яндекс.Автобусах можно выбрать удобный рейс, оплатить заказ банковской картой и, если требуется, сразу же приобрести обратный билет.

    Сейчас на сервисе доступно более 10 тысяч направлений, которые охватывают большинство городов России. Яндекс.Автобусы не берут комиссию с пользователей и партнёров, поэтому почти все билеты там можно купить по той же цене, что в кассе автовокзала, или чуть дороже.

    «В месяц поиск Яндекса обрабатывает более 5 миллионов запросов о билетах, автовокзалах и расписании автобусов. Ещё 1,4 миллиона запросов приходится на маршруты в Яндекс.Расписаниях. При этом, по нашим данным, через интернет в России продаётся всего 2−3% билетов, — говорит руководитель сервиса Яндекс.Автобусы Михаил Томшинский. — Мы хотим изменить эту ситуацию. Пользователям мы предлагаем удобный способ покупки билетов, а перевозчикам и другим участникам рынка — новый канал продаж с большой аудиторией и ежедневное перечисление выручки».

    Сервис доступен по адресу yandex.ru/bus со стационарных компьютеров и мобильных устройств, для которых есть адаптированная мобильная версия.

  • Ответить

    > Большинству же достаточно знать только один сервис для родного города

    Не достаточно. Разница примерно как между AirBnB/Booking и бронированием отелей напрямую. Второе жутко неудобно и небезопасно с т. з. секюрности данных карты (не все используют PayPal).
    Со стороны клиента это однозначный плюс.

    С точки зрения Яндекса сам по себе сервис бронирования билетов на автобусы может и не приносить какой-то доходности. Но как и в случае с MS Office это одна из тех фич, которые и нужны-то раз в год, но именно из-за них и выбирают продукт. Умение строить сквозной маршрут очень полезная тема — ведь может автобусами ехать и не придется, но нужно быть уверенным, что маршрут действительно кратчайший.
    К примеру, пока ещё нет ни одного сервиса, который мог бы построить маршрут из моего родного города в областной центр не через Москву (а это уже крюк 100 км). А ведь возможность так доехать есть. Но все сервисы знают в основном об электричках да трамваях. Как только у Яндекса такая возможность будет, в моих глазах не будет стоять проблема выбора сервиса от Яндекса или Гугла (куда бы по России меня не занесло), для Яндекса это будет киллер-фича.

  • Ответить

    Все эти сервисы идут лесом, так как не дают скидку постоянного клиента, в отличие от самого перевозчика и прямой брони у него.