ФАС хочет ужесточить регулирование онлайн-ритейла

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала законопроект о регулировании конкуренции в условиях цифровизации, который, в частности, ужесточит требования к торговым платформам в интернете и наказания за использование ценовых алгоритмов, распространенных в онлайн-ритейле. Об этом пишет «Коммерсантъ». По словам начальника правового управления ФАС Артема Молчанова, служба проводит работу по подготовке проекта поправок, «которые в условиях цифровизации экономических процессов смогут эффективно защитить конкуренцию». В том числе, предлагается ввести такие понятия, как «сетевой эффект» и «ценовой алгоритм».

Роботам грозят штрафами

Добавить 12 комментариев

  • Ответить
    Владимир Мяу и компания

    Прочитал статью в Коммерсанте. Какая-то жесть.

    Они говорят, что это против Микрософтов и Гуглей. Но кто-то в это верит? Пусть сначала их за Крым попробуют нагнут. И за перс.данные.

    А вот кого они точно смогут нагнуть, так это нас. Потому что даже мелкий я использую «ценовые алгоритмы» — как для себя, так и для своих работодателей уже, я не знаю, лет 10 так точно. В финансовой науке это называется «арбитраж». Это как раз то явление, которое (о ужас) оздоравливает конкуренцию, а вовсе не наоборот. Луддизм какой-то.

  • Ответить

    непонятно, каким образом можно доказать его (цыфрового алгоритма) использование?
    А если просто такой гений продаж, что всегда «вточку» ценник выставляет? Или сам вручную мониторит цены конкурентов?
    Или пользуется услугами «маркетологов по аутсорсу», которым и подавно никто не может запретить каких угодно методов и алгоритмов?
    Если владелец обычного магазинчика посылает человечика обойти (ногами) конкурирующие точки на предмет понимания тамошних ценников, это нарушает конкуренцию или как? Что уж говорить про конкурирующие сети?
    А уж арбитраж ( более точно это означает покупку аналогичного актива на одной площадке и продажу на другой, используя разницу цен или временной лаг) — дело вообще законное. И огого какое рисковое.
    Также непонятно, что мешает «мониторимым» тоже использовать всякие там алгоритмы? Да радибога.

    >> Они говорят, что это против Микрософтов и Гуглей.

    а вот это уже более правдоподобно. Просто както антисанкционировать америкосов. Ну и выдумать какойнить повод для этого.

  • Ответить

    Нормальная попытка предупредить большие проблемы из-за жадности транскорпораций. В принципе уже завтра они начнут вам персональные ценники выставлять и та же LG будет делать ценник на свой телевизор конкретно для вас ФИО (и это будет единый ценник во всех каналах продаж) — такая вот «лицензионная политика». Данные о ваших доходах и интересах собираются, собираются и бац — ваша цена на телевизор, телефон, сотовую связь сформирована. А если купите через соседа-пенсионера по его специальной цене (намного ниже), то после очередного автоматического обновления софта ваш телек превращается в ящик без признаков жизни — а нефиг …

  • Ответить

    >непонятно, каким образом можно доказать его (цыфрового алгоритма) использование?

    А не надо ничего доказывать. Достаточно просто подозрения. Или желания. Ну как с блокировкой счетов в банках, пробный камень кинули — работает, все утерлись. Ну и теперь пойдет поедет.

    А закончится все как обычно, если у тебя авто лучше, чем у меня, значит ты преступник. Авто конфисковать, владельца на галеры.

  • Ответить

    В принципе уже завтра они начнут вам персональные ценники выставлять

    Алексей, ну вот вы с продажами софта работаете, вы знаете, что на самом деле «персональные ценники» уже и так давным давно есть, просто пока не в масштабах одного человека, а в масштабах стран. Мы в экс-СССР за один и тот же софт имеем гораздо меньшие ценники, чем немцы или американцы. То же до недавнего времени было с книгами (правда, их и печатали в отместку на туалетной бумаге). То же и с фармой. И даже с автомобилями — пару лет назад на мыло.ру была сравнительная статья, там выходило, что Тоёта Корова в Германии в той же комплектухе стоила в 2 раза дороже, чем в России (и не надо говорить про локализацию, истинная локализация (вместе с оборудованием и всем остальным) далеко не настолько велика, чтобы прям в два раза было дешевле).

    Т.е. они же там не дураки, они прекрасно понимают, что нищим небогатым россиянам невозможно продать тачку или таблеточки по той же цене, что и зажратому почтенному бюргеру, а продавать-то надо, в этом плане бюргеры как бы кросс-субсидируют Россию и прочую Индию.

    Ну и если уж прямо совсем про персональные цены — да, они тоже есть, вот прям написал про Тоёту и вспомнил, что как раз в продажах авто это распространено, когда на сайте ты видишь одни цены и одни акции, но если пообщаешься с менеджором-продажором да еще оставишь телефон на тест-драйве, есть ненулевая вероятность получить что-то «персональное» и порой даже вкусное. Особенно они упарывались в прошлые два-три года, когда совсем голяк был.

    Так что не знаю, плохо это или хорошо про персональные цены как таковые (что кстати вроде и не следует из статьи КоммерсантЪа), но покуда есть конкуренция, они вроде и не страшны. Господи, да у нас даже провайдеры интернета дают персональные цены! Мне товарищ лайф-хак сказал, мол скажи, что уходишь от них к конкурентам, они тебе тут же предлагают на 20% ниже тариф. Плохо, да?

    А так у нас и так регулирования хватает. Один крутой торгаш недавно писал, что у нас согласно НК розничные сети не вправе продать товар ниже закупочной цены. Т.е. вот тупо из-за этого им выгоднее выкидывать околопросрочку или как-то еще мухлевать с ней, вместо того, чтобы распродать с нормальным дисконтом. Типа, на западе такая практика распространена, а у нас — ни-ни. А потом всякие краснопузые сассады в бложиках бесятся, когда в их любимой Венесуэле цыплят убивают, вместо того, чтобы продать/раздать. Типа заговор капиталистов против власти. Вот что за каша у таких в голове?

    Ну и возвращаясь к статье, в ней я тоже увидел что-то кашеобразное. Как будто это специально так и формулируют, чтобы потом как пластилин можно было вылепить абсолютно любую фигулину.

  • Ответить

    >В тред вызывается Денис Демидов!))

    Прибыл. Разрешите доложить!

    В интернет торговле (и не только), очень распространено такое понятие как РРЦ (Рекомендуемая розничная цена), в договорах поставщики не прописывают необходимость четко следовать своим рекомендациям по ценам (видимо боятся ФАС), но если вы не соблюдаете их то они вам закрывают отгрузку (по гражданскому кодексу они имеют право не сотрудничать с кем то, я вот как розничный продавец не могу не продать кому то, а они могут) и еще и своим партнерам рассылки делают чтоб никто не вздумал вам продавать.

    У нас например долгие бадания были с Garmin, у них в РФ одна из самых жестких систем регулирования розничных цен, мы с ними бадались потому что полно продавцов серого товара, им пофиг официальная ценовая политика гармин, закончилось сие бадание тем что мы перестали продавать Garmin, нам закрыли отгрузки чтоб не быковали, хотя мы были официальным диллером АО «Навиком» (Эксклюзивный дистрибьютор GARMIN в России).
    https://avtogsm.ru/index.php?searchstring=garmin

    А самое жесткое отслеживание цен на мой взгляд у компании Starline например,
    http://www.starline.ru/about_starline/

    Они даже своих агентов на авторынки запускают постоянно, по всей России, делают контрольные закупки если цена ниже РРЦ и по серийнику определяют кто продал этому рыночнику, с наказанием посредника, а если в интернете у кого цена ниже хоть на рубль то звонят в течении дня чтоб поправили, не поправишь цену в течении считанных часов потеряешь право закупки.

    В общем проблема мониторинга цен в интернете идет не от продавцов а от поставщиков, поставщики хотят чтоб на их товарах продавцы хорошо зарабатывали и двигали его первее всех остальных.

    Но ФАС как всегда собрался бить не тех кто на самом деле виновен, а тех кого поймать легче.

    Думаю у него ничего не получится, будут бесконечно воевать ветряными мельницами, если они и вправду хотят решить проблему одинаковых розничных цен, то нужно бить по поставщикам, например разрешить параллельный импорт, чтоб я мог Garmin сам купить у какого либо продавца в тех же сша и легально ввести и растаможить.

    Сейчас это не возможно, при импорте любого товара я должен получать разрешение на его ввоз у владельца торговой марки, т.е. у Garmin, который по факту дает такие разрешения только своей российской дочке АО «Навиком», без разрешения таможня не выпускает груз, даже когда я под свою марку импортировал товар:
    https://avtogsm.ru/avtogsm-b-.html
    делал такое разрешение сам себе, т.е. одно мое ООО (владелец марки) разрешало импорт другому моему же ООО :)

  • Ответить

    Что касается формирование цен не по РРЦ поставщиков (90% всех завышений цен в интернет-торговле физическими товарами) а в зависимости от особенностей конкретного клиента, то в торговле физическими товарами ценовой категории более 1-2 т.р. такое замечал у разных интернет-магазинов, цена формируется в зависимости от города юзера, т.е. цена на товар устанавливается не в зависимости от того с iPhone-а ли пришел клиент или с adroida или PC, а в зависимости от уровня конкуренции в этом городе по конкретному товару.

    Sotmarket одно время помню даже этим гордился, сейчас уже не найду эту статью, что они отслеживают не просто цены на товар в конкретном городе среди интернет-магазинов, но и среди офлайн магазинов и проверяют реальное наличие там товара или возможность быстрой доставки туда.

  • Ответить

    все вышеописанное то понятно. Все так или иначе и брендами владели и товзнаки оформляле и лицензии как лицензиаты и также как и лицензиары, и прочие взаимодействия с Бережковской наб. или там с темже дублинским отдеелением тогоже мелкосвфта, штобы его софт в качестве оем производителя на производимы гаджеты устанавливать, наклейку клеить и тому подобное. Кароче, чштоб все чотко и круто.

    Но Вопрос то был: в чем криминал мониторинга конкурентных цен на интересующих рынках? Хоть роботом хоть вручную?
    Как это инкриминировать, чем это доказать, а главное — зачем?
    Где применяется в мире подобная практика?
    Гарантирует ли преимущества в продажах алгоритмическая установка ценников или таки это один из факторов причом — далеко не решающий?

    Ну и общо: не очередная ли это политэкономическая хрень (слово политэкономика — сейчас новое значение приобрело). И к томуже — нереализуемая технически?
    Что будет являться критерием признания применения робота: крибрумирование всех цен и доказывание, что ценник истца образован именно при помощи алгоритмической обработки цен конкурентов на дату контрольного замера?
    Не нарушит ли это прав покупателя, вапщето?

    Я полагаю, что сие очередная хреновина. Из разряда бизнесджета на базе ту-160.

  • Ответить

    >>Что будет являться критерием признания применения робота
    Наличие любого процессора в пределах пространства офиса компании, толкуемого расширительно и трансгранично.