GfK Rus и Яндекс.Маркет: 36% пользователей покупали онлайн, треть из них покупала и со смартфона

Развитие событий: Яндекс.Метрика запустила отчёты по кросс-девайс конверсиям (30 мая)

С 1 по 16 ноября 2016 года Яндекс.Маркет и компания GfK Rus провели исследование, посвященное развитию российской онлайн-торговли и покупкам со смартфонов. Группа опрошенных состояла из респондентов от 16 до 55 лет, которые покупали онлайн хотя бы одну из 17 основных категорий товаров за последний год. По расчётам GfK Rus на осень 2016 года, 36% пользователей покупали в интернет-магазинах. «Треть из них», то есть ~ 12% от всех покупателей, имеют опыт покупок со смартфона, по данным опроса 2015 года (более свежих данных исследователи не привели, бывший глава Яндекс.Маркета считал, что таких покупателей в 2015 было 10%). Из тех, кто использует смартфон для выбора товара, 72% хоть раз оформляли заказ с телефона. Доля тех, кто купил товар, больше среди женщин и жителей городов среднего размера.

Наиболее популярными категориями для покупки в интернете стали «одежда и обувь» (делали покупку 63% опрошенных), «косметика и парфюмерия» (50%), «телефоны, смартфона и планшеты» (42%).

Сравнение товаров или чтение статей о них, более типичны для планшетов, чем для смартфонов. На компьютере при поиске товара наиболее частыми действиями являются изучение его характеристик (83%), чтение отзывов о товаре (81%) и поиск товара в строке поиска (81%). На смартфонах – изучают характеристики товара 78%, читают отзывы о товаре 77%, а ищут товар в строке поиска 74%. На планшетах изучают характеристики 73%, читают отзывы 68% и ищут товар в поиске 67%.

Алёшин, Я.Маркет: Как работать с мобильными покупателями

Большинство (82%) пользователей смартфонов получали push-уведомления от продавцов. Самая распространенная тема таких сообщений – информация об акциях и скидках (60% получали такие push-уведомления). Информацию о заказе (состав, статус) получали 42% респондентов, информацию о товарных новинках – 33%.

По опросу позитивные эмоции вызывает уведомление с информацией о заказе, а негативные — просьба оценить магазин или товар, оставить отзыв. 36% относятся к первой просьбе с безразличием, а 27% чувствуют раздражение, недовольство и 25% испытывают желание отказаться от рассылки. Большинство опрошенных (37%) точно не хотели бы получать сообщения с просьбой оценить магазин/товар или оставить отзыв. Зато уведомления с информацией о статусе доставки точно хотели бы получать многие респонденты — 55%.

Основной причиной отказа от push-уведомлений для 47% респондентов является слишком частая рассылка. 15% опрошенных могут отказаться от таких сообщений из-за того, что отправляемая информация кажется им неинтересной и ненужной. 8% отключили бы функцию из-за того, что уведомления отвлекают внимание. 4% всегда отключают все уведомления.