На модную в е-коммерсе экспресс-доставку приходится 10% заказов

Доля экспресс-доставок (1−2 часа) на рынке -- примерно 10%. Ещё 35% -- доставка курьерами («на следующий день»), 55% -- самовывоз и забор из пунктов выдачи. Об этом рассказал руководитель проектов сервиса «Доставка Яндекс Go» Роман Захаров на конференции CNews «E-commerce 2021».

Курьерская доставка дешевле, чем «экспресс», но 15%-20% заказов не доставляются, их надо везти назад, возникает «обратная логистика». Доставляемость «экспресса» близка к ста процентам, у самовывоза -- 90%-95%.

Вчера Яндекс.Маркет объявил о запуске в Москве экспресс-доставки за 1−2 часа и 199 рублей. Доступны 20 тысяч наименований из 30 магазинов, к концу 2021 года наименований должно стать 300 тыс. В течение нескольких недель экспресс-доставка заработает в Екатеринбурге и Казани (за 99 рублей), потом в Санкт-Петербурге и Ростове, далее в других городах.

«Раньше продавцы, получая заказ в интернете, искали нужный товар в одном из своих магазинов, раскиданных по городу, заказывали из него доставку в сортировочный центр и уже оттуда направляли клиенту. Теперь продавцу достаточно собрать заказ в магазине и связаться с платформой „Доставки Яндекс Go“, а курьер заберёт посылку из магазина и отвезёт по нужному адресу», — рассказала руководитель «Маркета» Татьяна Умряева.

Ozon запустил сервис быстрой доставки Express в 2019 году. В марте 2021 года «Магнит Косметик» начал тестировать экспресс-доставку в Краснодаре в партнерстве с Яндекс.Едой.

Добавить 10 комментариев

  • Ответить

    Запустить-то «Озон» запустил… Но Express маркетплейса доставляет продукты, базовые гигиенические или моющие средства, корм для домашних питомцев в Москве и Подмосковье и ничего больше. Минимальная корзина должна стоить дороже 999 рублей.

    Ozon Express — это зачем-то платная московская Яндекс.Лавка, а не «Доставка Яндекс Go» + Яндекс.Маркет в пяти городах.

  • Ответить

    Логично предположить, что экспресс-доставка набирает популярность в силу неразвитости курьерской доставки, которая просто не предсказуема по времени. Рынок служб доставки чрезмерно сегментирован, а сами продавцы зачастую не хотят соответствовать требованиям этих служб, зато готовы субсидировать собственную доставку.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >> Логично предположить, что экспресс-доставка набирает популярность в силу неразвитости курьерской доставки

    Я вот всегда удивляюсь, когда читаю ваши комментарии на тему е-коммерца.

    Как же понимать это ваше предположение «логичное», если быстрая доставка это фактически вершина услуги доставки?

    Почему с доставкой через транспортные компании не связывались, например, лет 10 назад? Потому что отсутствовала услуга доставки день-в-день, как таковая. Вы в один день сдавали товар, а на другой (в лучшем случае) его доставляли.

    Отсутствие понятных сроков доставки и услуги доставки день-в-день это существенные потери были уже 10 лет назад. Опустим некоторые другие моменты связанные с денежной стороной ;-)

    >> а сами продавцы зачастую не хотят соответствовать требованиям этих служб

    Поясните такое утверждение. Я вот привык видеть всё с точностью наоборот. Магазину не сложно и даже удобно отгружать товары день-в-день. Им за радость увидеть курьера, выбить ему документы, отдать товар и ласково сопутствие произнести: «Всё, пи***уй.»

    Мне чаще приходится наблюдать обратное, когда службы доставки типа Яндексовской не очень хотят соответствовать каким-то «требованиям» (пожеланиям) магазинов. Думаю любой магазин с относительно большим объёмом доставок массу справедливых претензий может высказать яндексу. В то же время, что яндекс сможет высказать магазину?

    К магазину на текущий момент требования очень простые: заказать курьера, указать перечень заказов, передать без задержек документы и товары, получить документы, принять «отмены».

    Это каким требованиям не соответствуют продавцы?

    Причём эту инерцию в развитии собственных сервисов я как раз наблюдаю на протяжении последних лет 15. Каждый раз при этом руководители более низшего звена в тет-а-тет разговорах убеждают, что «ща-ща, доносим мысль руководству, пока план у них следующий….», а заодно спрашивают «а что ещё надо?». Так и происходит это «опыление». С одной стороны сервисы предъявляют какие-то технические требования к магазинам и это развивает магазины в той или иной мере, а с другой стороны «нашептывания» манагерам из сервисов развивает сами сервисы.

    >> зато готовы субсидировать собственную доставку

    Как правило доставки все на «самообеспечении». Хотя варианты допускаю разные в различных компаниях. Службы доставки в очень крупных магазинах это вообще отдельная история. Чтобы её всерьёз обсуждать надо быть в чуточку в теме бизнес процессов этих компаний. Там происходящее иногда граничит с мифологией какой-то прям.

    А на доставках через транспортные компании магазины умудряются даже зарабатывать, поскольку часть магазинов чуть завышает стоимость доставки, как раз чтобы не «субсидировать» её :-)

    У каких-то магазинов с большим количеством доставок это вообще может приносить прибыль. Я уже как-то говорил вам, что бизнес модели они у всех очень разные при всей схожести вида деятельности

  • Ответить

    Волею случая мне как раз сейчас пришлось ознакомиться с бизнес-процессами в отношении работы крупного магазина с разными службами доставки.

    Во-первых, быстрая доставка от Я — совсем не является «вершиной услуги доставки», если посмотреть вблизи на технологичность этого процесса. Сервис Я больше похож на услуги консьержа, чем на технологический продукт. Предлагаемое Я API для интеграции ущербно в сравнении с тем, что есть у EMS, DHL, PickPoint, СДЭК …

    Во-вторых, продавцам приходится, конечно, подстраиваться под требования служб в части как раз упомянутого API — то есть это не службы будут адаптировать свои формы и интерфейсы под даже крупного продавца, а именно интернет-магазин придется допиливать в соответствии с теми технологиями, которые предоставлены конкретной службой доставки. И если, скажем для мелкго магазинчика бывает достаточно какой-то виджет на сайте поставить, то крупным приходится по полгода интеграционные проекты вести, оплачивая это все и отвлекая разработчиков от других задач.

    В-третьих, кроме собственно встраивания новой службы доставки в сайт интернет-магазина, нужно еще и бизнес-процессы менять. К примеру, многие службы устанавливают определенные требования к коробкам (упаковкам), наклейкам и т. п. Одна потребность клеить специальные наклейки для службы доставки на крупном и уже автоматизированном складе превращается в жестокую головную боль, поскольку нужно модернизировать всю систему сборки. Недавно мы как раз разбирали случай, когда склад умел печатать этикетки только до начала сборки заказа, а для новой службы доставки их можно было напечатать только после комплектации и это потребовало выделения нового помещения на складе, где упакованные заказы дополнительно обклеиваются дополнительной этикеткой.

    «Самообеспечение» собственных служб доставки как правило илюзорно, поскольку компании просто не относят на них затраты общего характера. И это правильно потому, что внутренние службы доставки никто (в интернет-магазинах) не рассматривает как центры прибыли. Но основная причина их существования состоит именно в неспособности существующих крупных служб доставки удовлетворить элементарные потребности клиента — привезти товар в какое-то относительно точно указанное время. Клиенту на самом деле довольно редко нужен товар прямо сейчас, но он не может потратить весь день на ожидание курьера, а такой услуги (доставка ко времени) у крупных доставщиков фактически нет. Например, курьеры СДЭК будут тупо звонить раз за разом и предлагать доставить сейчас, но на «завтра на 10−00» с ними почти никогда не договориться.

    И наконец, популярности Я доставки будет способствовать желание интернет-магазинов продавать товар, которого у них нет. У покупателя всякий раз, после заказа товара, появляется период неопределенности, когда он просто не уверен, что товар ему в конце-концов привезут. И вот в таком случае Я-доставка позволяет получить ответо на этот вопрос быстро и быстро повторить заказ в другом магазине, когда первы магазин облажался.

  • Ответить

    И вот все описанные выше факторы сегодня действительно сыграли в пользу быстрой доставки, с которой можно легко работать без всяких интеграций (там не с чем интегрироваться), которая решает некоторые проблемы покупателей и которая не требует изменения бизнес-процессов у интернет-магазина.

    Но я не готов прогнозировать, что это совпадение разных факторов продлится сколь-либо долго. В конце-концов, систематическое улучшение качества предоставляемых услуг со стороны тех же СДЭК, Pickpoint, DHL и др. может все изменить. Но это не точно.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >> Во-первых

    Любой вариант быстрой доставки это вершина. Ничего уже другого в плане доставки вы не предложите.

    >> ущербно в сравнении с тем

    Ущербность особо никогда не мешала нашим сервисам. Только причём здесь магазины? Они пользуются теми инструментами, что им предоставляют.

    >> Во-вторых

    Вы серьёзно считаете, что это такие глобальные и сложные задачи?
    Только наличие большой бюрократической машины в компании может вызвать проблемы подобные. В массе своей нет никакой неготовности магазинов «допилить», что требуется, но получить очень важную для продаж услугу.

    Неготовность (в моём понимании) это когда магазин отказывается переходить на использование новой услуги вполне осознанно, не видит в предлагаемой услуге никаких выгод и преимуществ, а не в следствии каких-то технических проблем.

    >> К примеру, многие службы устанавливают определенные требования к коробкам (упаковкам), наклейкам и т. п.

    ;-) Видел я, как сдают в яндекс.доставка (сдэк, пэк, пикпоинт, стриж, боксберри). Требования-то видать не очень.

    >> на крупном и уже автоматизированном складе

    Всё вами описанное в принципе касается только таких вот «крупных» и «автоматизированных складов». Но читать об их проблемах в целом скорее забавно, чем полезно. Люди, которые занимаются в таких масштабах, должны заранее прогнозировать подобные ситуации. Или хотя бы уметь решать вопросы в кратчайшие сроки. Причём речь скорее всего идёт о каких-то отдельных нескольких областях деятельности, где единовременно есть и большие обороты и огромное количество доставок.

    Но упоминать, что крупняк к чему-то не готов, это вообще уже плохой тон. Они всегда опаздывают на чёрт знает сколько лет. Вспомните, когда крупный ритейл вышел в онлайн и как он занимался им при всей их финансовой свободе. Просто стыд сплошной.

    Причём сколько таких складов и где они? В масштабах даже крупной розничной сети федеральной таких складов по пальцам пересчитать скорее всего можно будет. Подавляющее число «местных» складов едва ли нуждается в полной автоматизации.

    В случае с «экспресс» доставкой речь, очевидно, идёт только о регионе, из которого заказ и поступил.

    >> И это правильно потому, что внутренние службы доставки никто (в интернет-магазинах) не рассматривает как центры прибыли.

    Раньше это была точка роста, а соответственно и прибыли.
    Да и наличман всё же приятно шуршит. (и сейчас тоже ;-))

    >> привезти товар в какое-то относительно точно указанное время.

    Я, конечно, давно сам не изучал подобные вопросы, но по-моему там вполне адекватные интервалы уже появились давно.

    В точное время вам и магазин с собственной службой доставки предлагать особо не будет. Речь обычно об интервале каком-то. Большинство клиентов это вполне устраивает.

    В магазине с большим числом заказов с вами «на 10−00» никто тоже договариваться не будет :) Да и в любом другом, который хочет оставаться честным по отношению к клиенту.

    >> СДЭК, Pickpoint

    Партнёры Яндекс.Доставки.

  • Ответить

    > Только причём здесь магазины? Они пользуются теми инструментами, что им предоставляют.

    Мелкие пользуются тем, что есть. Крупные — нет, вынуждены развивать собственные службы доставки.

    > Только наличие большой бюрократической машины в компании может вызвать проблемы подобные.

    А вы вообще представляете себе размер бюрократической машины среднего (по федеральным меркам) ритейлера с сетью магазинов офлайн и онлайн?

    > Подавляющее число «местных» складов едва ли нуждается в полной автоматизации.

    Неавтоматизированные процессы при масштабировании порождают высокую себестоимость. Именно поэтому «вершина услуги доставки», организованная «на коленке» не имеет будущего без автоматизации и снижения накладных расходов. Крупные игроки могут себе позволить довольно долго финансировать что-то в маркетинговых целях, но когда количество таких доставок начнет быстро расти, краник закрутят. И именно потому, что «Люди, которые занимаются в таких масштабах, должны заранее прогнозировать подобные ситуации.» никто из крупных игроков и не станет сейчас делать ставку на быструю доставку, пока там все на ручных процессах построено.

    > Причём сколько таких складов и где они? В масштабах даже крупной розничной сети федеральной таких складов по пальцам пересчитать скорее всего можно будет.

    Ну вы можете сами прикинуть, сколько нужно будет таких складов на всю страну, если хотя бы 10% покупок только лишь продуктов питания перетекут в интернет.

    > Я, конечно, давно сам не изучал подобные вопросы, но по-моему там вполне адекватные интервалы уже появились давно.

    Это не так. Интервалы сейчас предоставляют только с помощью собственной службы доставки. Например, Перекресток (В Прок) предлагает 2-х часовые интервалы, Lamoda поддерживает даже 15-мнутные интервалы и т. п. А вот у крупных служб доставки такой услуги нет вообще. И вот тогда именно «быстрая доставка» для покупателя является альтернативой «доставке в неопределенное время в течение дня». Типичная проблема выглядит так https://irecommend.ru/content/nevozmozhno-soglasovat-vremya-dostavki

    >> СДЭК, Pickpoint
    > Партнёры Яндекс.Доставки.

    И вот достаточно богатый API, который есть у этих служб, в Яндекс.Доставке, вместо интеграции, заменили на свой убогий функционал, с которым нужно работать по сути вручную.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >> Мелкие пользуются тем, что есть. Крупные — нет, вынуждены развивать собственные службы доставки.

    Если говорить о сервисах в целом (в т.ч. и о доставке), все пользуются (если хотят пользоваться) в рамках предоставленных инструментов.

    >> Крупные — нет, вынуждены развивать собственные службы доставки.

    Многие ничего не развивают и просто заключают договора в десятками мелких контор организующих грузоперевозки.

    Для всех низкомаржинальных магазинов просто невыгодно оплачивать процент от стоимости товаров + терять наличку. Там впереди вопрос финансовый, а не интересы клиента.

    >> А вы вообще представляете себе размер бюрократической машины среднего (по федеральным меркам) ритейлера с сетью магазинов офлайн и онлайн?

    Я вообще не представляю, что такое большой, а что такое маленький магазин.
    Особенно в отношении «интернет-магазинов».

    Представьте себе можно и без бюрократической машины совсем. Размер «машины» определяется количеством точек присутствия и формой собственности/управления.

    У «классических» интернет магазинов, например, не раздувался никогда штат и не было потребности огромного количества точек присутствия. Они не е-коммерц, да? ;-)

    >> Неавтоматизированные процессы при масштабировании порождают высокую себестоимость.

    Возвращаемся к вопросам, а много ли вы знаете полностью автоматизированных складов? И во многих ли областях деятельности?
    Вы считаете, что во всех областях их стоит «внедрять»?
    Станете вы заниматься этим в арендованном помещении?
    И ещё десяток вопросов схожих…

    >> пока там все на ручных процессах построено.

    Сами же строят, нет? Дальновидные ребята. Я об этом и говорю. Никакой личной финансовой ответственности никто же не несёт, можно делать любую х***ю. А если деньги «венчурных инвесторов», так и вообще жизнь удалась.

    >> никто из крупных игроков и не станет сейчас делать ставку на быструю доставку

    Ну, да. Никто. Но у некоторых появилась задолго до Яндекса. Бывают такие совпадения)))

    >> Это не так.

    Для родительского региона вы всегда сможете найти вариант, когда транспортная компания предоставит интервалы доставки. Сможете ли вы найти такой универсальный вариант для всех регионов? Наверное, нет.

    А возможен ли он вообще? Очевидно, что нет. Не в масштабах страны. Подобные решения допустимы в городах миллионниках, а всё что меньше уже под вопросом.

    >> Ну вы можете сами прикинуть, сколько нужно будет таких складов

    Да я-то прикинул. Для целого ряда отраслей ничего не поменяется. У них как не было никаких складов в регионах, так и не будет. Как есть 2−3 склада в центральных регионах, так и останется.

    Если они что-то ещё не переделали, спрашивайте с людей, которые должны заниматься развитием данного направления.

    >> с которым нужно работать по сути вручную.

    С чего начали, тем и закончили. Я вам и говорю, что магазины пользуются теми инструментами, которые предоставляют. А вы заявляете о неготовности магазинов.

    По факту есть некоторая прослойка крупного ритейла, который, как всегда, не соответствует времени.

  • Ответить

    У вас неправильная информация об уровне развития крупных ритейлеров. Это мелкие торговцы еще любят налик. У крупных компаний другие заботы — маркировка, упаковка, егаисы всякие. Ковид-истерия многое поменяла и в их отношении к дистанционной торговле. И это не венчурные проектики, а трансформация всего розничного рынка.

    Службы доставки тоже получили мощный «пинок» к развитию, но все равно не успевают удовлетворять все запросы крупных игроков. И вот быстрая доставка от Я в этот момент пришла на рынок с технологиями вчерашнего дня. На безрыбье и рак рыба — отсюда ощущение, что предложение «выстрелило». И это никак не противоречит всему, что я писал выше. Только я говорил «магазины не хотят», а вы прочитали «не готовы». По факту же, развитие предложений от классических служб доставки будет вытеснять любые надстройки, которые повышают себестоимость процесса доставки. Ели Яндекс создаст мощную технологию, как он это сделал в Такси — только тогда он и сможет развернуть ситуацию в свою сторону.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >> об уровне развития крупных ритейлеров

    Ага, рынок это, конечно, только представители «бывшего» оффлайн ритейла федерального значения решившие залезть в интернет.

    >> У вас неправильная информация

    А я вам и не о ритейле федерального значения.

    Объясните почему дистрибьюторы продают товары за наличные с большими «скидками»?

    Назовите маржинальность торговли в низкомаржинальных областях и стоимость работы с деньгами транспортной компанией.

    >> Это мелкие торговцы

    Рискнёте назвать, какой оборот у этих мелких торговцев? :)
    На каком обороте заканчивается «мелкий торговец»?
    Как всегда убежите от ответа? :-)

    >> отсюда ощущение, что предложение «выстрелило».

    Есть «ощущение», что данная услуга была ВСЕГДА востребована, но раньше её могли предложить исключительно магазины с собственной «службой» доставки.

    >> Только я говорил «магазины не хотят», а вы прочитали «не готовы».

    Да? Ну перечитайте тогда мой первый ответ. Я сразу написал, что магазины хотят день-в-день продавать. Это вообще нормально для магазина желать продать, как можно быстрее :)))

    Это всегда лучше, чем затянутая возня с заказами, возвратом товара в случае отказа и т. д. и т. п.

    >> По факту же, развитие предложений от классических служб доставки будет вытеснять любые надстройки, которые повышают себестоимость процесса доставки.

    Боюсь вас расстроить, но транспортная компания всегда будет вариантом, который увеличивает стоимость процесса доставки. С одним только плюсом, что при этом снимает нагрузку с компании и создаёт дополнительные варианты клиентам. Для кого-то это действительно может быть точкой роста и развитием канала продаж, но отнюдь не бесплатно.

    При этом транспортная компания была и, наверное, будет оставаться единственным вариантом междугородней доставки.

    Транспортная компания это своеобразный вариант, который подходит лишь одной части участников рынка и абсолютно не подходит другой части.