Закрывали краудинг, открыли три стартапа

Развитие событий: Planeta.ru: "Мы пробили лбом стены и заставили краудфандинг в России работать" (9 июня 2015)

Не успел фонд Лайф.Среда похоронить SmartMarket называемый первым крауд-инвестинговым проектом в России, как на его место приходят новые игроки. Крауд-инвестинг, по идее, много круче крауд-фандинга — прошлой «золотой лихорадки» стартаперской истории России: ведь если стартап, профинансированный толпой, взлетает, то крауд-инвесторы могут обогатиться. Чисто теоретически.

Крауд-фандинг в России зверь уже знакомый — родилось и умерло два десятка сервисов на эту тему, а некоторые даже остались в живых — через start.planeta.ru, например, собрали уже почти 22 млн рублей. Жив и Boomstarter, который не так давно умудрился перевыполнить в 10 раз план по сбору денег на фильм «28 панфиловцев». Обе площадки специализируются скорее на творческих проектах — технические идеи здесь появляются редко.

Подразумевается, что крауд-инвестор в ответ на свою инвестицию получит не только футболку или одну из первых версий продукта, как это часто бывает на Kickstarter, но и в случае, если стартап станет успешным — получит на свою маленькую инвестицию чуть больший возврат. Здесь как раз не стоит ждать засилия желающих профинансировать новый музыкальный альбом или фильм — перспектива многократно отбить деньги в творческой теме еще меньше, чем в интернет-стартапах.

Крауд-инвестинг, так же, как и крауд-фандинг, давит прежде всего на эмоции — «Посмотрите на эти замечательные стартапы! Ведь они изменят наше будущее, основатели такие милые, да и картинки красивые нарисовали. Разве можно им отказать в деньгах?» Довольно сложно представить, что через эти сервисы будут вкладываться профессиональные инвесторы, и тем более — что проекты здесь будут оценивать по инвестиционной привлекательности, с анализом финансовых документов и бизнес-плана.

Самый скользкий вопрос крауд-инвестинга — его юридическое оформление. Стандартные российские механизмы не дают возможности прозрачно оформить такие сделки, так что каждый cервис вынужден изобретать свой собственный велосипед. При этом нельзя сказать, что его основателя ждет какой-то огромный рынок: Лайф.Среда оценивала масштаб привлечённых средств на второй год существования проекта в 11−12 млн долларов за год — при вложении российских инвесторов в российские же проекты, и в два раза больше при вложении российских инвесторов в зарубежные компании. При этом весь рынок венчурных инвестиций в России за 2012 год PwC оценивал в 910 млн долларов.

В ставший поводом для данной статьи SmartMarket Лайф.Среда в августе 2012 вложил 1,3 млн долларов, в апреле 2013 проект запустился на широкую публику, а уже в начале июня фонд прилюдно стартап упокоил. Впрочем, SmartMarket был заморожен скорее из-за ошибок команды, чем из-за проблем с идеей или с юридическими и техническими деталями. Дорогая технология (по словам пресс-службы фонда, в проект были вложены все заявленные деньги) осталась в распоряжении Лайф.Среды, так же, как и юридическая схема, на разработку которой потрачены «сотни часов».

В своей колонке на Hopes&Fears Владислав Солодкий, директор фонда, говорит, что ждет «предпринимателей, которые готовы подхватить разработанную технологию и контакты с зарубежными игроками, чтобы развивать проект дальше». Александр Иванов, партнер фонда, говорит, что желающих более чем достаточно, в том числе есть три конкретных предложения, в которых люди предлагали, как развернуть бизнес-модель и выпустить SmartMarket на рынок повторно. Одно из предложений уже подкреплено коммитментом на выделение инвестиций на повторный запуск проекта (люди, знающие слово «коммитмент», понимают, что это значит).

На днях новый Фонд Развития Интернет-Инициатив, в чьем управлении находится 6 млрд рублей, рассказал о том, что тоже смотрит в сторону крауд-инвестинга. Более того, по словам руководителя фонда Кирилла Варламова, поднятие темы крауд-инвестирования — одна из основных задач фонда. Пока, правда, ФРИИ не готово говорить — будет ли это собственная разработка или партнерская программа.

Другой проект, чей запуск состоялся несколько дней назад, — JumpStartupper. Сервис с дизайном, практически не отличимым от Kickstarter, юридически оформляет сделки по схеме с участием иностранных компаний. Михаил Лебедев, один из основателей проекта, говорит, что JumpStartupper планирует до конца года привлечь инвестиции как минимум в один, а пока пробует собрать 100 тысяч долларов для самих себя. Не то, чтобы проект в этих деньгах катастрофически нуждался, — он финансируется за счет основного бизнеса создателей — но это поможет на собственной шкуре прочувствовать, насколько удобен и реален такой сервис.

Бум запуска одного и того же затронул не только «чисто крауд тему» — есть и другие модные слова. Например, участникам стартап-индустрии на днях выпал шанс поехидничать на тему запуска Startup Cycle, который называет себя «Крупнейшей открытой базой стартапов». Роман Варварин, основатель проекта, говорит, что несмотря на описание на сайте, не собирается становиться очередной базой, скорее аналогом AngelList, где инвесторы и стартапы могут найти друг друга. И хотя механизм крауд-инвестинга не станет основным функционалом, но, по плану, войдет в число средств, с помощью которых стартап сможет привлечь инвестиции.

Свой маленький крауд-инвестинговый сервис планирует запустить и Евгений Гордеев, создатель Pluso. И хотя деталей он пока не расскрывает, говорит, что проект также будет напоминать AngelList, хотя у команды и «другой подход», крауд-инвестинг в частности. Посмотреть на результат можно будет уже в октябре.

Инвесторы и представители стартап-рынка по поводу нового бума настроены скептически. Петр Татищев, куратор центра Digital October, считает, что реальное масштабирование сервиса в этой области в России невозможно: «Решение должно не только быть, но еще и быть достаточно удобным и экономически оправданным». Тем не менее, это единственный источник pre-seed денег в больших масштабах, утверждает Вячеслав Воронов, директор департамента консалтинга и профессиональных сервисов GlobalTechInnovations. Хотя и признает, что серьезного запроса со стороны общества пока нет.

Бизнес-ангел Павел Черкашин, напротив, уверен, что у темы крауд-инвестинга в России все будет хорошо. Не отрицая, большое количество организационных и юридических проблем, он говорит, что для нашей страны эта тема особенно актуальна, так как другие инвестиционные инструменты плохо развиты, зато общественность, когда надо, умеет самоорганизовываться. «Совместный разум всегда более эффективен, чем мнение любых даже самых умных аналитиков».

Александр Журба, генеральный директор и сооснователь бизнес-акселератора TexDrive, говорит, что он, как инвестор, скорее вложится в рулетку, чем в стартап через подобный сервис. «В крауд-инвестиции — не верю. Для больших компаний есть фондовый рынок, это как раз об этом. Для маленьких компаний это не срабатывает». И напоминает про Джона Рокфеллера, который говорил о том, что если об акциях спрашивает чистильщик обуви, то пора от этих акций избавляться. «Когда толпа леммингов начинает инвестировать в стартапы — все, пора продавать».

Анастасия Шматкова

Добавить 7 комментариев

  • Ответить

    Тем временем. Американский сервис для коммуникации инвесторов и стартаперов Angel List и площадка SecondMarket, позволяющая покупать акции стартапов, начали принимать микровложения. Теперь стать инвестором сможет каждый, у кого есть$1 000. С помощью маленьких вложений будет сформирован отдельный фонд, который и будет числиться в списке акционеров компании. Правда, микроинвесторы не смогут влиять на дальнейшую судьбу компании. Стать инвестором можно онлайн, участвовать могут представители всех стран. Сейчас на Angel List зарегистрировано более 40 000 компаний, 16 000 из них ищут финансирование. http://www.hopesandfears.com/hopesandfears/news/news/118447−1k

  • Ответить

    Анастасия, спасибо за реально полезную статью.Инвестиции в стартапы, конечно, перспективны, только пока ниша мала, т.к. компаний готовых и достойных таких инвестиций почти нет, а риски инвестора очень велики.Есть другой подход к крауд-инвестингу. На мой взгляд, более перспективный. Инвестиции не в компании, а в товары и права на интеллектуальную собственность. Появился проект, предлагающий ивестировать не в стартапы, а в разрабатываемые и продаваемые компанией товары (www.innobos.ru). INNOBOS — платформа для разработки полезных товаров и инвестирования. Компания совместно с пользователями портала разрабатывает, производит и продает потребительские товары, а также дает любому возможность в них инвестировать. Инвесторы получают права на 20% прибыли от продаж конкретного товара, а в случае регистрации патентов и права на ИС. Что Вы думаете о подобном подходе?

  • Ответить

    Upstart.com предоставляет сервис по привлечению инвестиций в обмен на небольшую часть дохода человека на протяжении следующих 10 лет его жизни! Причем речь не идет об инвестициях в какую-то идею или бизнес-проект, деньги вкладываются непосредственно в людей.